Учебник Азбука, проектор, презентация, выставка книг А.Л. Барто
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Мотивация | – Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет необычный урок литературного чтения. Посмотрите на свои парты, всё ли у вас готово к уроку? – А сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения. Работа над мимикой Мы с вами на уроках лит. чт. научились читать, а сейчас мы будим учиться читать выразительно. Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: J. А теперь, вот такое: L. А сейчас, вот такое: K. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Работа над мимикой (Дети несколько раз тренируются) | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. | Этап актуализации знаний | - Ребята, давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книги. (Открывает первую страницу- фрагмент интерьера детской комнаты). -Дети, кто живет на этой странице? Давайте посмотрим -Кто это? Дети: Мишка! -Почему он грустный? Давайте вместе вспомним это стихотворение «Уронили Мишку на пол Оторвали Мишке лапу Все равно его не брошу Потому что он хороший» -Ребята как нам помочь Мишке? (побуждает детей к высказываниям, в случае затруднения прикрепить лапу с помощью шнурка). Дети: Пришить лапку. -Правильно! Какой Мишка был? - Давайте откроем вторую страницу. (сюжет:девочка плачет у водоема). -А кто вспомнит это стихотворение «Наша Таня громко плачет Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь Не утонет в речке мяч.» Как же нам помочь Тане? (подводит детей к тому, что мяч достать разными предметами: палкой, ложкой и т. д.). Давайте найдем предметы, которые помогут нам достать мяч. ( дети отбирают). - Молодцы! Мячик мы достали из речки! А какой он? (открывают следующую страницу, на которой изображен бычок, идущий по наклонной доске? - Ребята ,а кто на этой странице? Дети: Бычок! - Давайте вместе прочитаем стихотворение про бычка. «Идет бычок качается Вздыхает на ходу: -Ой, доска кончается, Сейчас я упаду.» -Ребята, наш бычок может упасть и удариться. Давайте ему поможем пройти и не упасть (дети подставляют к краю скамейки призму и проводят бычка). | Дети отвечают на вопросы, вспоминают стихотворения. Помогают персонажам преодолеть трудности. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3. | Проблемное объяснение нового знания | Постановка проблемы. Открытие нового: - Чему учат эти стихи? 1) Беречь свои игрушки. Молодцы! - Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов? Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса. - Ребята, а кто-то ещё знает стихи А.Л.Барто наизусть? Объявление темы, целей урока. Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником. -Теперь я вам расскажу об этом авторе. Агния Львовна Барто беседа по слайду (портрет, год рождения, про первую книгу) мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белому свету войной. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи. - Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой. - Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. А.Л.Барто слайд про Таню -У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано на стр. 230 Азбуки. -Давайте откроем с.230.. -Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Помощница", а вы следите пальчиком. -Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать? -Давайте теперь прочитайте про себя. -Читаем хором -Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении? Столярный клей- клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия. Читает несколько учеников. -Давайте еще прочитаем стихотворение. Начинай… | Формулируют тему и задачу урока Знакомятся с биографией и творчеством А.Л. Барто. Работа со стихотворением «Помощница» Словарная работа: столярный клей | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
4. | Первичное закрепление во внешней речи | Игра “Репортаж с места события” – Кто ведёт репортаж? (Корреспондент.) – Кто ещё участвует? (Свидетели, очевидцы события.) – Что они должны делать? (Корреспондент задаёт вопросы свидетелю события, а он отвечает.) – Что можно использовать для ответов? ( Можно показать своё возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.) Корреспондент: – Что вы увидели на месте события? - Какие дела успела Таня выполнить за день? - Как вы думаете, почему стих назван именно так "Помощница"? - Правда ли, что Таня "Помощница"? | Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5 | Физминутка (Снятие усталости с глаз) | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | |
6 | Продолжение усвоения новых знаний и способов действий | 2) -У вас есть любимые игрушки? Какие? -Как вы с этими игрушками обращаетесь? -Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.(читаем) -С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? (чтение стихотворения 3-4р). -Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"? -Почему зайка остался на скамейке? -Как относится девочка к своей игрушке? -Можно ли её назвать хозяйкой? «Игра в слова» - Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Игра в слова» (слайд) - А.Л.Барто есть стих, которое называется «Игра в слова» 3) Чтение учителем -От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит) -А какие звуки вы знаете?(гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие итд) -Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются? -Как мы должны прочитать это стихотворение? Везде по-разному используя мимику, интонацию Дети читают. -Что такое родник и с каким ключом его можно спутать? | Ребята отвечают на вопросы, читают стихи, высказывают своё мнение. Играют в игру «Игра в слова» | Регулятивные: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные : - формируем умение извлекать информацию из текста, иллюстраций, изученного ранее материала; - формируем умение выявлять сущность; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; Личностные : -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; |
7 | Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Тест. Из какого произведения эти строки? Соедини линией. Я устала, не могу. «Игра в слова» Я вам завтра помогу! Весь до ниточки промок... «Я выросла» Скажи потише: « Шесть мышат...» «Зайка» 4)Куклу жалко отдавать... «Помощница»
| Ребята работают с тестами самостоятельно, после выполнения меняют и выполняют взаимопроверку работ. | Коммуникативные: - умение работать с тестами, в паре, делегировать полномочия, распределять роли. Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
8 | Этап рефлексии | -Что нового вы сегодня узнали? -С каким автором познакомились? -Какие стихотворения читали? – Что больше всего вам понравилось на уроке? – Что нового и интересного вы сегодня узнали? – Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат солнышки и тучки, если у вас хорошее настроение, отсутствие усталости поднимите, а если вы устали и вы считаете, что сегодня на уроке зря потратили время и вы сердитые и грустные как тучки, поднимите рисунки с тучками. | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |