Урок ИЗО 2 «Б» классе (УМК Школа России). Учитель: Кулик Елена Николаевна. Студентка: Толстова Светлана Анатольевна. Методист: Весельева Людмила Ивановна. Дата проведения: 19.09.18г. |
Тема | Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности. |
Педагогическая цель | Познакомить со средствами художественной выразительности для передачи состояния природы; формировать навыки работы гуашью; |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | - Развитие творческих способностей; - Научатся различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона; использовать цветосочетания цветов в виде цветовой растяжки для создания выразительной живописной композиции; - Продолжат освоение приемов работы над пейзажной композицией: передача пространственных отношений, выделение главного и второстепенного. |
Личностные результаты | - Мотивируют свою деятельность, добиваются качественного результата - Формируют эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные – умение понимать роль цвета и формы в изображении цветов Регулятивные - умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Коммуникативные - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности. |
Основные понятия и термины | Белый цвет, черный цвет, «Мокрый луг». |
Методы и формы работы | Словесный, наглядный, практический; фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы, презентация к уроку. |
Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала урока. Цель: проверка готовности класса и оборудования; | 1.Приветствие. 2. Эмоциональный настрой 3.Проверка готовности к уроку (рабочее место) | -Здравствуйте ребята, сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. Меня зовут Светлана Анатольевна. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! -Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны быть, краски, кисти, альбом, карандаш, вода. - Сядьте правильно, как ученики. | Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе. |
Актуализация знаний и субъективного опыта работы учащихся. Цель: выявление опорных знаний и способов действий; создание благоприятной развивающей речевой среды для младших школьников. | Готовность учащихся к осознанию предстоящей работы | - Дети, отгадайте загадку, и скажите, о чем мы с вами сегодня поговорим на уроке. Руки красные и рот, Разноцветный я, как в сказке. Не лентяй, не обормот, - Просто постарались … (краски) - Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Правильно, о красках. А в основном о белой и черной красках. | Актуализирует опорные знания и умения. | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. |
III. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими задач урока; | Введение в тему урока Определение темы и задач урока. | - Уже давно люди приписывали цветам определенные качества: красный – цвет мужества и красоты; зеленый – успокаивает; желтый- цвет солнца и тепла, радости и богатства. - Белый цвет символизирует чистоту, верность, добро. - Черный цвет символизирует страх, горе, тревогу, печаль. - Вот и закончилось лето. Самое теплое, красивое, восхитительное время года. У каждого из вас осталось много впечатлений. Вы выезжали с родителями на море, в горы, в деревню, в лес и наблюдали за природой. Что вас восхитило, больше всего, когда вы любовались природой? – Как вы думаете, что делает художник летом? Чем рисует художник? – На уроках мы будем узнавать, чем и как работают художники, и работать с этими материалами как настоящие художники, для которых цвета – это средства воздействия на своих зрителей. – Сегодня мы поговорим о том, как можно передать красками различные состояния природы. | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности | Совместно с учителем формулируют тему и задачи урока. |
IV. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Рассказ о белой и черной красках Игра на смешение цветов | – Художник не сможет написать правдивые образы природы в различных состояниях без белой и черной красок. С помощью этих красок получаются сложные цветовые сочетания – от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных. Заглянем в волшебный мир цвета с помощью сказки. - Жили-были в Стране Красок две краски-сестрички: черная и белая. Белая была нежная и приветливая, а черная – угрюмая, печальная. В гости друг к другу они ходили редко. А вот прогулки на природе любили обе. Там, где появлялась белая краска, сразу изменялся цвет травы, неба, цветов, листьев, становясь светлым, нежным. Там, где проходила черная краска, все вокруг приобретало темные, тревожные, мрачные оттенки. Вот однажды в Страну Красок зашел странствующий художник. Посмотрел он на работу белой краски и сказал: «Сколько света, нежности и легкости!», а к черной краске обратился со словами: «Хоть ты печальна и сумрачна, но всё же по-своему прекрасна и очень нужна людям. Вы совершенно разные, но вам не прожить друг без друга. Если будете вместе, то очень сильно поможете художникам. Сила ваша – в дружбе со всеми красками». С тех пор черная и белая краски всегда вместе. – Для художников это очень важные краски, с помощью которых они делают чудеса в искусстве. - А теперь давайте познакомимся с этими красками, увидим, какими свойствами они обладают. - Мне нужны два помощника, я сама их назову. Один помощник возьмет баночку с белой краской, а второй возьмет баночку с черной краской и кисточки. -Сейчас на лист бумаги я нанесу красную краску, а мои помощники возьмут кисти с красками и встанут с двух сторон. Вам нужно будет взять на кисточку немного краски и нанести краску в серединку пятна (слева и справа) так чтобы моя и ваша краски смешались. Промойте кисти в воде, вновь наберите краску и продолжите наносить цвет от края вашего пятна. Мы получаем цветовую растяжку: от основного цвета к его оттенкам. Посмотрите, как изменился красный цвет, в нем появились новые оттенки. Давайте назовем их. -Посмотрите с какой стороны получилось более нежное и светлое настроение? А с какой стороны более хмурое настроение? | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности | Отвечают на поставленные вопросы по теме; учатся самостоятельно приводить примеры. |
Рассматривают иллюстрацию, отвечают на поставленные вопросы |
| Объяснение приемов работы над рисунком | - Посмотрите на картину Федора Васильева «Мокрый луг». Картина была написана в 1872 году. Художник изобразил момент изменения погоды. В левой части картины природа, омытая дождем изображена светлыми красками, сквозь густые облака проглядывают лучики солнца. Только-только закончился сильный ливень. Он налил на лугу небольшое озерцо. Хорошо видно, что гроза уходит, густая синяя туча уходит к горизонту, унося с собой нити дождя. Художник, чтобы показать робкие блики солнца использовал белую краску, она помогла позолотить облака, а в синий он добавил, как вы думаете, какой цвет, чтобы добиться пасмурного состояния в правой части картины? - Сегодня, дети, мы с вами будем учиться смешивать белую и черную краски с другими цветами в пейзаже, для передачи настроения природы. - Для начала необходимо будет выделить небольшое количество земли, потом небольшими мазками нарисовать небо, море или поле. Вы возьмете основную краску неба, подумайте каким должен получиться ваш пейзаж: солнечным или пасмурным. Возьмите соответствующую краску и сочетайте мазки синего и черного или белого цвета, добиваясь получения оттенков. Работу следует начинать с верхней части листа и заполнять фон мазками слева направо. Вы должны полностью покрыть лист: небо и землю или морскую гладь цветом, а затем добавить еще предметы, которые сделают ваш пейзаж выразительным: деревья, растения, дома, лодку и др.), они будут прорисованы более отчетливо, более темным тоном краски. | Формулирует учебную задачу, развивает речь учащихся (задает вопросы). | Принимают и сохраняют учебную задачу. Усваивают порядок выполнения работы. |
Физминутка | Раз- поняться, подтянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка, На четыре руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть. Будем дружно рисовать, И картины создавать. | Учитель показывает движения детям | Учащиеся повторяют движения за учителем |
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий. | Самостоятельная практическая деятельность уч-ся | - Приступайте к работе, следуйте моим указаниям. - Помните, что кисти нужно промывать, чтобы не испортить краску. - И чтобы передать состояние и настроение природы, нужно аккуратно добавлять нужный цвет мазками. | Осуществляет контроль за работой учащихся, оказывает индивидуальную помощь. | Учащиеся приступают к самостоятельной работе. |
У1. Итог урока Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Обобщающая беседа | -Сегодня на уроке мы с вами выполнили замечательные рисунки. -Я посмотрела рисунки каждого из вас и могу сказать, что вы все потрудились и у вас все получилось. | Задает вопросы, подводит итог урока. | Оценивают свою деятельность с помощью учителя. |
Анализ работ уч-ся | Критерии анализа: передача настроения природы, выразительное сочетание цветов, аккуратность. -Какие разные и красивые работы получились! -Как вам кажется, удалось ли вам передать состояние природы? | Задает вопросы, подводит итог урока. | Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока. |
Рефлексия | - Ребята, что мы делали на уроке? - Что вам понравилось больше всего? - Что было самым легким? - Что вызывало затруднения? -Сегодня мы все с вами хорошо постарались, смотрите, какие замечательные пейзажи у Вас получились. Мне было очень приятно с вами работать, спасибо вам за урок. - Уберите все со столов, приготовьте все необходимое к следующему уроку. -Урок окончен, до свидания! | Проводит рефлексию деятельности. | |