4. Открытие и усвоение новых знаний 5. Динамическая пауза 6. Первичное закрепление нового материала, применение теоретического знания на практике 7. Рефлексия 8. Домашнее задание | Сообщает новые знания: - первое исполнение оперы «Кармен» в Париже успеха не имело, автора обвинили в безнравственности. Свободные проявления чувств героев – простых людей из народа – были запрещены в то время. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский: «Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире», - писал русский композитор. Что же сделало оперу Бизе такой любимой и известной? В ней было все, что нужно, чтобы произведение стало истинно народным – правда жизни, сильные чувства, музыка, полная увлекательности, выразительности, красоты. Так о чем же говориться в этой опере? В основу сюжета положена повесть французского писателя Проспера Мериме. В ней рассказывается история любви и трагической гибели её главных героев. Это люди из народа: солдат Хозе и цыганка Кармен. Хозе из-за любви к Кармен забыл свой долг и стал разбойником. От ревности и горя он убил Кармен, когда она предала его любовь и полюбила тореадора. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо получил яркую характеристику. Задает вопрос: - ребята, а кто такой тореадор? (Это смелый, сильный человек, он сражается с быками на арене) События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом. Оркестр в опере не только усиливает красоту вокальных партий, но часто говорит за действующих лиц Знакомит с новым музыкальным материалом: - в опере 4 действия. Открывается она увертюрой. Вы же знаете что это такое? (Это открытие, начало. По её характеру мы получаем представление об опере в целом) В увертюре сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагичной судьбы Кармен. Давайте внимательно послушаем увертюру Задает вопросы: - красивая музыка? как вы думаете, сколько тем прозвучало в увертюре, вернее сколько тем услышали вы? (2 темы. 1 тема: мощная, яркая, темпераментная, танцевальная, 2 тема: песенно- маршевая). Дискутирует, продолжает задавать вопросы: - это правильно, две эти темы составляют ликующую часть увертюры, но мы с вами слышали музыку и другого характера, какую? трагическую, сумрачную, грустную, тревожную). Две темы – это красочный мир жизни, праздника и света. Ему противостоит другой мир, тёмных страстей, трагической судьбы Кармен, мотив «роковой страсти», который преследует Кармен словно тень на протяжении всей оперы. Вы уже умеете пользоваться музыкальными терминами. Давайте грамотно порассуждаем о средствах музыкальной выразительности. (1 тема: мелодия взлетает, непостоянная, характер её меняется, лад – мажорный, жизнеутверждающая музыка, эмоциональная. Регистр – средний и высокий, ритм – и ровный, и прерывист, темп– быстрый, динамика – меняется (громко – тихо). (2 тема: характер решительный, смелый. Мелодия – ровная, без взлётов и снижения звука). Лад – мажорный, регистр – средний, ритм – ровный, чёткий, темп – средний, динамика – не громко). Продолжает беседу: - мелодия постоянно менялась, менялись громкость, темп и ритм, что держало нас в напряжении, то есть музыка была непредсказуемой. Музыка увертюры создала образ свободной цыганки и ликующего шествия народа. А теперь поговорим о главной героине. Кармен – цыганка, работница сигарной фабрики. Задает вопрос: - какой вам она показалась, слушая увертюру? (Она красивая, страстная, любит свободу) Продолжает рассказ: - Кармен в опере – воплощение женской красоты и обаяния, страсти и смелости. Ж. Бизе мастерски передаёт огненный темперамент цыганки, её неукротимый нрав, красоту и задор. Вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев. Партию Кармен в опере исполняет меццо-сопрано (невысокий женский голос). Выходу Кармен предшествует звучание оркестра. Музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен – хабанера, содержит ритмы этого народного танца. Хабанера – песня свободной любви, звучит как вызов Хозе. В конце сцены Кармен бросает цветок Хозе, молодому солдату, тем самым признавая его своим избранником, и обещает любовь. В 3 действии появляется ещё одна характеристика Кармен. Слишком велико различие между Хозе и Кармен. Хозе мечтает о спокойной жизни крестьянина, а Кармен больше его не любит. Разрыв между ними не избежен. Она с подругами гадает на картах. Что они ей скажут? Только Кармен судьба не обещает ничего хорошего, она увидела в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем. В речитативе Кармен большое значение приобретает мотив «роковой страсти». Речитатив – это род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях, он строится свободно, приближен к речи. Делает вывод: - мы с вами познакомились с увертюрой к опере «Кармен» и образом главной героини, слушая её выход с Хабанерой и Сцену гадания с мотивом «роковой страсти» Организует работу в группах для работы над мини – проектом «Образ Кармен»: - давайте разделимся на три творческие группы (по желанию). Музыканты: (3-4 ученика) Художники: (3-4 ученика) Литераторы: (3-4 ученика) Мотивирует учащихся на совместную деятельность: - сейчас вы начнете работать в творческих группах, используя те материалы, которые я раздам каждой группе Нацеливает на активную работу всех членов группы: - вы должны работать быстро, чтобы успеть продемонстрировать продукты своего творчества. Если у вас возникнут вопросы или затруднения, то я вам буду помогать. Предлагает проанализировать информационные источники и составить устный портрет Кармен, выполнить афишу к опере, разучить и исполнить мелодию Хабанеры Предлагает заслушать отчет групп: - начнут литераторы, они составляют словесный портрет Кармен. Ребята прочитают нам стихотворение А. Блока, которое он посвятил сцене выхода Кармен. Сравните ваши впечатления с мнением поэта «Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, - Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы» Задает вопрос: - какова ваша характеристика Кармен? (Кармен очень красивая, гордая, вольная, страстная цыганка). Совпадают ваши впечатления с мнением А. Блока? (Да, понять это нам помогла музыка Бизе). Обращается к художникам и музыкантам: - продемонстрируют образ Кармен наши художники и музыканты! Контролирует и подтверждает правильность выводов Обобщает полученные результаты: - молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали в группах и показали нам результаты своего творчества Создает условия для снятия переутомления у обучающихся: - давайте представим себя в роли дирижеров в оперном театре на спектакле «Кармен» и продемонстрируем величественную музыку Ж. Бизе! - Актуализирует полученные на уроке новые знания - предлагает продолжить фразы: «Я не знала, что……» «Я поняла, что……» «Теперь я смогу……» Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке: - наш урок подходит к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в музыкальный театр и познакомились с оперой Ж. Бизе «Кармен»: послушали увертюру, Хабанеру, Сцену гадания из оперы «Кармен», выполнили мини- проект «Образ Кармен». Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия? (Познакомиться с оперой Ж. Бизе «Кармен» и образом Кармен). Ответьте на вопросы: Достигли мы этой цели? (Да) Что вы считаете значимым, интересным при выполнении проекта? (То, что мы разделились и работали по группам) Ваши ощущения, впечатления от участия в проекте? (Было интересно слушать ребят из других групп и самому выступать) Какой приобрели опыт? (Опыт работы в группе, умения слушать классическую музыку) Где пригодятся вам полученные знания? (На других уроках, в жизни) Полученные знания расширят наше представление о мировой музыкальной культуре, пригодятся нам в будущей жизни. Обратимся к нашему эпиграфу, который выражает мысль, что знания нужно уметь применять на практике. И сегодняшний наш проект этому подтверждение. Ведь правда, ребята? (Да) Оценивает обучающихся за работу на уроке: - вы сегодня все молодцы! И я каждому из вас ставлю «5»! На этой мажорной ноте предлагаю «сюрприз»: всем классом сыграть увертюру к опере «Кармен» (с чего и начался урок) вместе с симфоническим оркестром на наших сподручных музыкальных инструментах! Возьмите их и распределитесь по группам (одна группа – ложки, вторая – треугольники, третья – маракасы и т.д) Предлагает выбрать дирижера: - руководит оркестром… (дирижер), выбирайте сами лучшего музыкального одноклассника (-цу)! Внимание! Начали! Объясняет выполнение домашнего задания, подготавливает к следующему уроку: - нарисовать тематический рисунок по слушанию музыкальных фрагментов оперы «Кармен» - написать в рабочей тетради синонимы к образу Кармен - Организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу всех членов группы; - Предлагает проанализировать информационные источники и составить опорный конспект; - Предлагает заслушать отчет групп; - Контролирует и подтверждает правильность выводов; - Обобщает полученные результаты | - Фиксируют в рабочей тетради основные мысли - Отвечают на вопрос - Слушают рассказ учителя - Отвечают на вопрос - Продолжают слушать рассказ учителя - Слушают увертюру к опере Ж. Бизе «Кармен» - Отвечают на вопросы - Продолжают отвечать на вопросы - Слушают рассказ учителя - Высказывают свои впечатления от прослушанной музыки - Продолжают слушать учителя - Отвечают на вопрос - Слушают рассказ учителя - Записывают определение меццо – сопрано, танца Хабанеры - Слушают «Хабанеру» - Продолжают слушать рассказ учителя - Записывают определение речитатива - слушают сцену гадания из оперы Ж. Бизе «Кармен» («Уж если карты мне ответ неверный дали») - Делают выводы вместе с учителем - Делятся на группы - Получают раздаточный материал - работают с информационными источниками - Анализируют информационные источники - составляют устный портрет Кармен - выполняют афишу к опере - разучивают и исполняют мелодию Хабанеры - Озвучивают полученные результаты (презентация творческих групп) - Слушают стихотворение А. Блока - сравнивают с мнением поэта - Отвечают на вопрос - Показывают афишу (художники) - исполняют мелодию Кармен (музыканты) - проверяют работы друг у друга (корректируют при необходимости) - Слушают учителя - Повторяют за учителем пластическое интонирование - высказывают свои впечатления от действия - Слушают учителя - обобщают новые знания - Проводят самооценку - оценивают работу одноклассников - Слушают учителя, делают выводы вместе с учителем - Отвечают на вопросы - Оценивают работу каждого на уроке - Слушают оценочные результаты учителя - Берут музыкальные инструменты, распределяются по группам - Отвечают на вопрос - Выбирают дирижера - исполняют увертюру - Слушают объяснение учителя - осмысливают домашнее задание - делают соответствующие записи | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой Познавательные: - умение работать с различными источниками информации - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации - умение выражать свои мысли в устной форме Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни
Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыки оперы Регулятивные: - умение самоорганизовать процесс восприятия музыки - волевая саморегуляция, целеполагние Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений - сравнение, установление причинно – следственных связей Коммуникативные: - управление поведением партнера - определение функции участников - сотрудничество - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи Личностные: - умение провести самооценку и организовать взаимооценку Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников
|