Технологическая карта урока русского языка
Основные сведения об уроке |
Дата | 07.02.15 |
Количество учащихся на уроке | 3 |
Раздел ФГОС по русскому языку | Морфемика. Словообразование. Орфография. |
Тема урока | Суффиксы имён существительных |
Тип урока | Урок изучения нового учебного материала |
Вариант урока | Урок наблюдений и сбора материала |
Вид урока | Урок теоретических и практических работ |
Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания о суффиксе и его функции в словообразовании, углубить представление у учащихся представления о морфеме суффикс через наблюдение за словами и омонимичными суффиксами в существительных. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Знать словообразовательную роль суффикса существительных, Уметь видеть и выделять суффиксы в слове графически. Метапредметные: Познавательные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Регулятивные: способность использовать родной язык, как средство получения знаний по другим учебным предметам. Коммуникативные: способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности, его значение в получении школьного образования. |
Основные понятия на уроке | Суффикс, имя существительное |
Методы обучения | Метод эвристической беседы, упражнения |
Формы обучения | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Аудиовизуальные средства | - |
Оборудование | доска |
Образовательные ресурсы | Русский язык. Сборник заданий 6-7 класс. Разумовская М.М. и др. Учебник.Русский язык. Разумовская М.М. и др.. |
Другое | Таблицы с суффиксами существительных |
Организационная структура урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Здравствуйте! На уроках русского языка мы учимся и стараемся зарабатывать хорошие оценки. Чем больше мы трудимся, тем лучше результат получаем. Прошу к доске ... (учитель даёт карточки со словарным диктантом).
Пока …. выполняет задания, я хочу у вас спросить, что такое существительное?
Верно!
Посмотрите на четверостишье из одной известной сказки:
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
Откуда эти лова? (Муха-Цокотуха К. И. Чуковский )
2. Актуализация и пробное учебное действие
Обратите внимание на слово «кузнечик» и «человечек». Какую орфограмму вы видите?
Что есть у слова человечек, а чего нет у слова кузнечик? (Суффикс)
Откройте свои учебники (теория) на стр. 41 и запишите в свои справочники, определение суффикса.
Найдите начальную форму слова человечек. Так какую функцию выполняет суффикс? (словообразовательную)
Молодцы!
3. Выявление места и причины затруднения
А теперь, ребята, проверим, что написали на доске двое учащихся? (ученики, которые работали возле доски, отвечают с места, объясняют орфограммы в словах).
Физкультминутка: Если пишем букву Е, то хлопайте в ладоши, если пишем букву И – прискдаем. Ежом, тучей, шалашом, танцем, лучом, рощей, свежо, пахуче, зайчонок, дирижёр, воротничок, ретушёр, мелочёвка, шов, вечёрка, жонглёр, расчёска, внучок.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Открыли тетрадки, записали число и «классная работа».
Учитель пишет на доске слово человечек и ковшик.
-какой суффикс можно выделить у слова ковшик? А почему не ковшЕк? На это ребята есть правило (объясняет). Вы записывайте в свои справочники правило, а я на доске:
Гласные Е, И в суффиксах сущесвительных
-ек- | -ик- |
Если гласная при склонении выпадает Орешек-орешка | Если гласная при склонении остаётся Ключик-ключИка |
Учитель записывает на доске правило, учащиеся в своих справочниках.
Какая часть речи была у слов, которые мы сейчас разбирали?
Давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока? (научиться находить суффиксы имён существительных с разными значениями).
Значит тема сегодняшнего нашего с вами урока: «Суффиксы имён существительных», запишите в тетради.
Сейчас, я вам буду диктовать слова. Вы в них должны выделить суффикс. (повторить правило гласные после шипящих в существительных)
Борщок, мешочек, дождик, мосток, овражек, Оленька, Алёнушка, чулочек, мышонок, кусток, креслице, огурчик.
Проверка.
Найдите в таблице значение выделенных нами суффиксов.
5. Творческая практическая деятельность
Запишите в своих справочниках правило, котрое нам пригодится для дальнейшей работы. Суффикс –чик- хитрый и его легко перепутать с суффиксом –щик-.
Например гардеробщик или гардеробчик? (если нам нужна профессия)
Запишите правило «Если основа слова заканчивается на согласную т, ж, з, д, с, то образующем слове пишем суффикс –чик-». Например, объезд-объездчик.
Вернёмся в тетрадки и запишем секрет: я ТоЖе ЗДеСь. Запомните эти согласные.
Образуйте в своих тетрадях слова спомощью суффиксов, значение которых название лица по роду занятий, по профессии.
Учитель диктует начальные формы существительных: стекло, барабан, буфет.
Проверяем.
А слово колокольчик подходит к этому правилу? (нет, потому что слово имеет значение уменьшительно-ласкательное).
Откройте в своих сборниках заданий упр.417. Прочитайте задание, выделите суффикс. Выполняйте. (пока дети выполняют, записать слова на суффикс -ищ-).
Проверяем!
Пользуясь таблицей, скажите мне, с помощью какого суффикса можно образовать слова в увеличительном значении или значении места? (-ищ-)
Измените, слова в соответствии со значением запишите, используя суффикс.
Слова: город, пожар, дом, болото, борода, амбар.
Проверка.
А какое значение может быть у суффиксов –анин-, -янин-, -ец-? (название лица по месту жительства).
Правильно! Составьте слова с данными суффиксами в м.р., ед. числе.
Слова: татар, Испания, Москва, Север, Япония.
Какой у нас остался суффикс по таблице? (Принадлежность действия лицу или предмету; лица, характеризующегося каким-либо свойством, предмета или явления). Составьте слова с данными суффиксами в м.р., ед. числе.
Слова к данному значению: мудрость, глупость, холод, резать, рубить.
6. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.
Проведём небольшую проверку изученного на уроке. (Контроль, письменный опрос).
Я диктую задание. Вы ставите номер задания, а рядом вариант ответа: 1. а
В суффиксе какого существительного пишется буква И:
а) клубочек; б) человечек; в) лучик; г) дружочек.
2. В суффиксе какого существительного пишется буква Е:
а) бантик; б) орешек; в) нолик.
3. Найдите слово с суффиксом –янин-:
а) селянин; б) хуторянин; в) горожанин.
4. Определите суффикс –щик-
а) бетонщик; б) погрузчик; в) буфетчик.
5. Какое значение суффикса в слове лягушонок?
а) увеличительное значение
б) уменьшительно-ласкательное
в) детёныш животного
Сдаём листочки.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Запишите домашнее задание у. 416, повторяем записи в справочнике (на доске).
Что нового вы изучили на уроке?
А сейчас я проверю кто с интересом работал на уроке, а кто нет.
Если вам не понравилось работать на уроке, то сидите на местах, если понравилось, то встаньте