СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока русского языка



Основные сведения об уроке

Дата

07.02.15

Количество учащихся

на уроке

3

Раздел ФГОС по русскому языку

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Тема урока

Суффиксы имён существительных

Тип урока

Урок изучения нового учебного материала

Вариант урока

Урок наблюдений и сбора материала

Вид урока

Урок теоретических и практических работ

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о суффиксе и его функции в словообразовании, углубить представление у учащихся представления о морфеме суффикс через наблюдение за словами и омонимичными суффиксами в существительных.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Знать словообразовательную роль суффикса существительных,

Уметь видеть и выделять суффиксы в слове графически.

Метапредметные:

Познавательные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Регулятивные: способность использовать родной язык, как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Коммуникативные: способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Личностные:

стремление к речевому самосовершенствованию; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности, его значение в получении школьного образования.

Основные понятия на уроке

Суффикс, имя существительное

Методы обучения

Метод эвристической беседы, упражнения

Формы обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Аудиовизуальные средства

-

Оборудование

доска

Образовательные ресурсы

Русский язык. Сборник заданий 6-7 класс. Разумовская М.М. и др.

Учебник.Русский язык. Разумовская М.М. и др..

Другое

Таблицы с суффиксами существительных







Организационная структура урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте! На уроках русского языка мы учимся и стараемся зарабатывать хорошие оценки. Чем больше мы трудимся, тем лучше результат получаем. Прошу к доске ... (учитель даёт карточки со словарным диктантом).

Пока …. выполняет задания, я хочу у вас спросить, что такое существительное?

Верно!

Посмотрите на четверостишье из одной известной сказки:

А кузнечик, а кузнечик, 

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток

И молчок!

Откуда эти лова? (Муха-Цокотуха К. И. Чуковский )



2. Актуализация и пробное учебное действие



Обратите внимание на слово «кузнечик» и «человечек». Какую орфограмму вы видите?

Что есть у слова человечек, а чего нет у слова кузнечик? (Суффикс)

Откройте свои учебники (теория) на стр. 41 и запишите в свои справочники, определение суффикса.

Найдите начальную форму слова человечек. Так какую функцию выполняет суффикс? (словообразовательную)

Молодцы!

3. Выявление места и причины затруднения

А теперь, ребята, проверим, что написали на доске двое учащихся? (ученики, которые работали возле доски, отвечают с места, объясняют орфограммы в словах).

Физкультминутка: Если пишем букву Е, то хлопайте в ладоши, если пишем букву И – прискдаем. Ежом, тучей, шалашом, танцем, лучом, рощей, свежо, пахуче, зайчонок, дирижёр, воротничок, ретушёр, мелочёвка, шов, вечёрка, жонглёр, расчёска, внучок.



4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения



Открыли тетрадки, записали число и «классная работа».

Учитель пишет на доске слово человечек и ковшик.

-какой суффикс можно выделить у слова ковшик? А почему не ковшЕк? На это ребята есть правило (объясняет). Вы записывайте в свои справочники правило, а я на доске:

Гласные Е, И в суффиксах сущесвительных

-ек-

-ик-

Если гласная при склонении выпадает



Орешек-орешка

Если гласная при склонении остаётся



Ключик-ключИка

Учитель записывает на доске правило, учащиеся в своих справочниках.

Какая часть речи была у слов, которые мы сейчас разбирали?

Давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока? (научиться находить суффиксы имён существительных с разными значениями).

Значит тема сегодняшнего нашего с вами урока: «Суффиксы имён существительных», запишите в тетради.

Сейчас, я вам буду диктовать слова. Вы в них должны выделить суффикс. (повторить правило гласные после шипящих в существительных)

Борщок, мешочек, дождик, мосток, овражек, Оленька, Алёнушка, чулочек, мышонок, кусток, креслице, огурчик.

Проверка.

Найдите в таблице значение выделенных нами суффиксов.



5. Творческая практическая деятельность

Запишите в своих справочниках правило, котрое нам пригодится для дальнейшей работы. Суффикс –чик- хитрый и его легко перепутать с суффиксом –щик-.

Например гардеробщик или гардеробчик? (если нам нужна профессия)

Запишите правило «Если основа слова заканчивается на согласную т, ж, з, д, с, то образующем слове пишем суффикс –чик-». Например, объезд-объездчик.

Вернёмся в тетрадки и запишем секрет: я ТоЖе ЗДеСь. Запомните эти согласные.

Образуйте в своих тетрадях слова спомощью суффиксов, значение которых название лица по роду занятий, по профессии.

Учитель диктует начальные формы существительных: стекло, барабан, буфет.

Проверяем.

А слово колокольчик подходит к этому правилу? (нет, потому что слово имеет значение уменьшительно-ласкательное).

Откройте в своих сборниках заданий упр.417. Прочитайте задание, выделите суффикс. Выполняйте. (пока дети выполняют, записать слова на суффикс -ищ-).

Проверяем!

Пользуясь таблицей, скажите мне, с помощью какого суффикса можно образовать слова в увеличительном значении или значении места? (-ищ-)

Измените, слова в соответствии со значением запишите, используя суффикс.

Слова: город, пожар, дом, болото, борода, амбар.

Проверка.

А какое значение может быть у суффиксов –анин-, -янин-, -ец-? (название лица по месту жительства).

Правильно! Составьте слова с данными суффиксами в м.р., ед. числе.

Слова: татар, Испания, Москва, Север, Япония.

Какой у нас остался суффикс по таблице? (Принадлежность действия лицу или предмету; лица, характеризующегося каким-либо свойством, предмета или явления). Составьте слова с данными суффиксами в м.р., ед. числе.

Слова к данному значению: мудрость, глупость, холод, резать, рубить.

6. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.

Проведём небольшую проверку изученного на уроке. (Контроль, письменный опрос).

Я диктую задание. Вы ставите номер задания, а рядом вариант ответа: 1. а

  1. В суффиксе какого существительного пишется буква И:

а) клубочек; б) человечек; в) лучик; г) дружочек.

2. В суффиксе какого существительного пишется буква Е:

а) бантик; б) орешек; в) нолик.

3. Найдите слово с суффиксом –янин-:

а) селянин; б) хуторянин; в) горожанин.

4. Определите суффикс –щик-

а) бетонщик; б) погрузчик; в) буфетчик.

5. Какое значение суффикса в слове лягушонок?

а) увеличительное значение

б) уменьшительно-ласкательное

в) детёныш животного

Сдаём листочки.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Запишите домашнее задание у. 416, повторяем записи в справочнике (на доске).

Что нового вы изучили на уроке?

А сейчас я проверю кто с интересом работал на уроке, а кто нет.

Если вам не понравилось работать на уроке, то сидите на местах, если понравилось, то встаньте