СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языку, работающих не только по учебгому комплексу В.В.Бабайцевой, но по учебникам других авторов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Дидактическая структура

урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Орг. момент

(2 мин.)

Проверяют готовность к уроку

Приветствует учащихся.

Настраивает на учебный процесс.

Конструирует учебное пространство, проверяет готовность учеников

Этап мотивации

(3 мин.)

Записывают число. Определяют тему урока, работая по группам над текстами, записывают в тетради.

Создаёт проблемную ситуацию. Актуализирует ранее изученное. -Какая тема урока? Раздаёт тексты. –Что общего в этих текстах и чем отличаются?( Приложение1). Какие стили вы знаете? Загадывает загадки ( Приложение 2)

Этап актуализа-

ции знаний

(7мин.)

Отвечают на вопрос. Определяют тексты научного и официально-делового стилей, опираясь на таблицу. Работают в парах. Строят речевое высказывание. Аргументируют свою точку зрения. Записывают тексты.

Организует анализ учебной задачи, обсуждение.- Чем отличаются стили речи? Какие вопросы помогут вам в ответе на мой вопрос?( Приложение 3)

Выявление места и причин затруднения( 3 мин)

Определяют при ответе на вопрос как? особенности научного стиля и официально-делового( группы).

Организует работу по таблице( однозначные слова, термины, канцеляризмы).

Построение проекта выхода из затруднения( 8 мин)

1 пара выписывает лексику научного стиля, 2 пара- официально-делового. Обмениваются информацией, делают записи.

Контролирует, направляет.

20Первичное закрепление( 10 мин)

Работают в группах.( Приложение 4). 1 учащийся из группы зачитывает текст и называет стиль, приводя доказательства.

- Определите стиль текста и докажите его принадлежность к данному стилю. Организует, направляет, контролирует.

Включение нового знания в систему знаний и повторение( 5 мин

Перерабатывают информацию, преобразуя её в официально-деловой стиль ( объявление) по образцу.


Подведение итогов урока. Рефлексия.( 5 мин) мин)

Отвечают на вопросы. Проводят анализ изученного, своей работы на уроке и работы товарищей.

Отвечают на вопросы.


Организует работу по систематизации и повторению изученного материала.

- Над чем мы сегодня работали?

- Удалось ли решить поставленные задачи? Каким способом?( Приложение 6). Приводит шуточные примеры нарушения норм стилистики.( приложение 7)



Домашнее задание (по выбору)( 2 мин)

При необходимости задают вопросы.


Написать 2 текста на одну тему научного и официально-делового стиля или выписать .















Приложение 1

Задания на определение стилевой принадлежности текста(Распечатаны каждому на парту).Устно выполняется и комментируется

Текст № 1

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)

Текст №2

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

(По И. Тургеневу) (Художественный стиль)

Тест №3

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете)(Публицистический стиль)

Текст №4

Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)

Текст №5

Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)



Приложение 2

Загадки в стихотворной форме о стилях речи





Художественный стиль:

- Богат словом, красотой!

Я выразительный, живой!

А потому живу в стихах и прозе я.

Поэты и писатели – семья моя!



Научный стиль:

- Я объективен и логичен,

Предельно точен и монологичен.

Терминология – моя стезя.

Там, где учебник, там и я.

Мои друзья – профессора, доценты

И их научные эксперименты.



Публицистический стиль:

- С экранов телевизора я каждый день вещаю

И в Интернет заглядывать не забываю.

Я главный в мире новостей,

Газет, журналов и других вестей

Я в мире информации помощник ваш.

Такой вот у меня специальный репортаж.



Разговорный стиль:

- Привет, ребята! Что у вас?

Да это снова пятый класс!

Вы что, пришли все на урок?

А скоро прозвенит звонок?

Уж очень хочется гулять

И просто с кем-то поболтать.



Официально-деловой стиль

- Позвольте сделать небольшое объявление!

Я, принимая во внимание все ваши заявления,

Готов любому выдать справку и составить резюме.

Поэтому в конце урока – все ко мне!

Пятерки ваши занесу я в протокол

И положу сей документ учителю на стол.

Приложение 3.Таблица:

 

Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Сообщение, передача научной информации

Точная передача деловой

информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на мысли и чувства

Сфера применения

(где?)

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка;

деловые бумаги

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

Художественная литература

Особен-ности

( как?)

Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты

Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность

Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Приложение 4

Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба яйцо из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в Iгруппе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665.

      И вот Homo sapiens дед попытался разбить яйцо, ноне смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить яйцо, но и в этот раз яйцо не претерпело значительного физического изменения.

      Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу.  По необъяснимой случайности на столе оказалось яйцо. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Яйцо упало и разбилось.

      Вследствие этого  дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием.      

Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые яйца вперемежку. 



Заявление ответчика мыши на иск против нее Деда и Бабы


Я, мышь, поселилась на жилплощади Деда и Бабы без их разрешения.  У вышеназванных граждан на законных основаниях проживала курочка Ряба. В качестве оплаты  Ряба несла яйца, которые поступали в полное пользование Деда и Бабы.

12. 03. 2018 г. снесла Ряба золотое яйцо. В результате совещания Дед и Баба огласили своим решением разбить яйцо. Но  в силу обстоятельств осуществить свое решение им не удалось. Я, гражданка мышь, своим долгом посчитала посодействовать людям, сдававшим мне квартиру бесплатно, и разбила яйцо, махнув хвостом. Это обидело  Деда и Бабу, доказательством чего стал их совместный плач. Курица Ряба дала обязательство снести простое яйцо, тем самым, успокоив Деда и Бабу.

Прошу суд принять во внимание  мои благие намерения и чистосердечное признание.

          15.03.2018.                                                               Мышь

Приложение 5.

Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)



Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.

Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!

 - Да? А где?

 - Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

 - Не знаю, а во сколько?

 - Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.



Приложение 6.Рефлексия.

1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне?

2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?

 3. Что было главное?

 4. Что у меня получилось лучше всего?

 5. На что мне необходимо обратить свое внимание?



Приложение 7

И подводя итоги урока, давайте с вами немного пофантазируем: что бы было, если бы мы перепутали все стили? Тогда, возможно, заявление о приеме на работу могло бы звучать так:

Заявление

Уважаемая редакция журнала, примите меня, пожалуйста, на работу. Я займу должность главного редактора, так как меня устраивает оклад и время работы, а документы я обязательно вскорости донесу.

25.03. 2017 г. Подпись

И всех я думаю повеселило бы замечание классного руководителя в дневнике подобного содержания:

Дорогие родители, вы представляете, ваше несравненное чадо буквально вчера накинулось на девчонку из нашего класса и давай ее метелить ни с того, ни с сего! Че делать-то будем?

А дружеская беседа могла бы принять такие обороты:

- Привет! Ты представляешь, вчера предложили мне должность корректора в очень классном журнале, вот, голову ломаю, идти – не идти…

- Я думаю, тебе стоит согласиться, ведь корректор – издательский, редакционный, типографский работник, исправляющий в читаемых им типографских оттисках ошибки, допущенные при наборе. В некоторых издательствах корректор осуществляет также вычитку рукописи перед сдачей в набор.

- Так я не понял, ты – за или против?!

Такие шуточные примеры, где нарушаются нормы стилистики, еще раз доказывают необходимость изучать особенности всех стилей речи.





Приложение 8 (дополнительный материал)



Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Жуть! Я вымок до нитки, как будто в речку свалился. Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несёт, думал проскочу, успею. И влип. Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло. Ладно, в следующий раз умнее буду. __________________________________



       Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем._______________________________



         Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 идо 0,5 мм. При меньшем размере осадки называются моросью. _________________________________



        Тысячи людей эвакуированы в Словакии из-за наводнения, вызванного проливными дождями, сообщил в пятницу наш корреспондент в Словакии. По данным местных властей, жертвами стихии стали по меньшей мере четыре человека. _________________________________________________________________________



Директору Гидрометцентра

от гражданина Иванова А.П.

 

заявление.

Довожу до Вашего сведения, что из-за проливных дождей, о которых вы не сообщили своевременно, наша поездка за город была сорвана. Требую в период с 6 по 8 марта обеспечить ясную, солнечную погоду. В противном случае буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции.

04.03.2011

Иванов А.П.







Технологическая карта урока

Учитель Милых Н.А.

Предмет русский язык

Класс 9

Тип рока урок развития речи, урок применения знаний и умений

Тема урока научный и официально-деловой стиль

Цели урока:

  1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

  2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.

  3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

  4. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

  5. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!