Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
Орг. момент (2 мин.) | Проверяют готовность к уроку | Приветствует учащихся. Настраивает на учебный процесс. Конструирует учебное пространство, проверяет готовность учеников |
Этап мотивации (3 мин.) | Записывают число. Определяют тему урока, работая по группам над текстами, записывают в тетради. | Создаёт проблемную ситуацию. Актуализирует ранее изученное. -Какая тема урока? Раздаёт тексты. –Что общего в этих текстах и чем отличаются?( Приложение1). Какие стили вы знаете? Загадывает загадки ( Приложение 2) |
Этап актуализа- ции знаний (7мин.) | Отвечают на вопрос. Определяют тексты научного и официально-делового стилей, опираясь на таблицу. Работают в парах. Строят речевое высказывание. Аргументируют свою точку зрения. Записывают тексты. | Организует анализ учебной задачи, обсуждение.- Чем отличаются стили речи? Какие вопросы помогут вам в ответе на мой вопрос?( Приложение 3) |
Выявление места и причин затруднения( 3 мин) | Определяют при ответе на вопрос как? особенности научного стиля и официально-делового( группы). | Организует работу по таблице( однозначные слова, термины, канцеляризмы). |
Построение проекта выхода из затруднения( 8 мин) | 1 пара выписывает лексику научного стиля, 2 пара- официально-делового. Обмениваются информацией, делают записи. | Контролирует, направляет. |
20Первичное закрепление( 10 мин) | Работают в группах.( Приложение 4). 1 учащийся из группы зачитывает текст и называет стиль, приводя доказательства. | - Определите стиль текста и докажите его принадлежность к данному стилю. Организует, направляет, контролирует. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение( 5 мин | Перерабатывают информацию, преобразуя её в официально-деловой стиль ( объявление) по образцу. | |
Подведение итогов урока. Рефлексия.( 5 мин) мин) | Отвечают на вопросы. Проводят анализ изученного, своей работы на уроке и работы товарищей. Отвечают на вопросы. | Организует работу по систематизации и повторению изученного материала. - Над чем мы сегодня работали? - Удалось ли решить поставленные задачи? Каким способом?( Приложение 6). Приводит шуточные примеры нарушения норм стилистики.( приложение 7) |
Домашнее задание (по выбору)( 2 мин) | При необходимости задают вопросы. | Написать 2 текста на одну тему научного и официально-делового стиля или выписать . |
Приложение 1
Задания на определение стилевой принадлежности текста(Распечатаны каждому на парту).Устно выполняется и комментируется
Текст № 1
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)
Текст №2
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.
(По И. Тургеневу) (Художественный стиль)
Тест №3
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете)(Публицистический стиль)
Текст №4
Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)
Текст №5
Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)
Приложение 2
Загадки в стихотворной форме о стилях речи
Художественный стиль:
- Богат словом, красотой!
Я выразительный, живой!
А потому живу в стихах и прозе я.
Поэты и писатели – семья моя!
Научный стиль:
- Я объективен и логичен,
Предельно точен и монологичен.
Терминология – моя стезя.
Там, где учебник, там и я.
Мои друзья – профессора, доценты
И их научные эксперименты.
Публицистический стиль:
- С экранов телевизора я каждый день вещаю
И в Интернет заглядывать не забываю.
Я главный в мире новостей,
Газет, журналов и других вестей
Я в мире информации помощник ваш.
Такой вот у меня специальный репортаж.
Разговорный стиль:
- Привет, ребята! Что у вас?
Да это снова пятый класс!
Вы что, пришли все на урок?
А скоро прозвенит звонок?
Уж очень хочется гулять
И просто с кем-то поболтать.
Официально-деловой стиль
- Позвольте сделать небольшое объявление!
Я, принимая во внимание все ваши заявления,
Готов любому выдать справку и составить резюме.
Поэтому в конце урока – все ко мне!
Пятерки ваши занесу я в протокол
И положу сей документ учителю на стол.
Приложение 3.Таблица:
| Разговорный | Научный | Официально- деловой | Публицистический | Художественный |
Цель (зачем?) | Обмен мыслями, впечатлениями, общение | Сообщение, передача научной информации | Точная передача деловой информации | Сообщение, воздействие на слушателей или читателей | Воздействие на мысли и чувства |
Сфера применения (где?) | Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания | Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги | Официальная обстановка; деловые бумаги | Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях | Художественная литература |
Особен-ности ( как?) | Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты | Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств | Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность | Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности | Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей |
Приложение 4
Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба яйцо из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в Iгруппе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665.
И вот Homo sapiens дед попытался разбить яйцо, ноне смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить яйцо, но и в этот раз яйцо не претерпело значительного физического изменения.
Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу. По необъяснимой случайности на столе оказалось яйцо. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Яйцо упало и разбилось.
Вследствие этого дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием.
Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые яйца вперемежку.
Заявление ответчика мыши на иск против нее Деда и Бабы
Я, мышь, поселилась на жилплощади Деда и Бабы без их разрешения. У вышеназванных граждан на законных основаниях проживала курочка Ряба. В качестве оплаты Ряба несла яйца, которые поступали в полное пользование Деда и Бабы.
12. 03. 2018 г. снесла Ряба золотое яйцо. В результате совещания Дед и Баба огласили своим решением разбить яйцо. Но в силу обстоятельств осуществить свое решение им не удалось. Я, гражданка мышь, своим долгом посчитала посодействовать людям, сдававшим мне квартиру бесплатно, и разбила яйцо, махнув хвостом. Это обидело Деда и Бабу, доказательством чего стал их совместный плач. Курица Ряба дала обязательство снести простое яйцо, тем самым, успокоив Деда и Бабу.
Прошу суд принять во внимание мои благие намерения и чистосердечное признание.
15.03.2018. Мышь
Приложение 5.
Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)
Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.
- Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!
- Да? А где?
- Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?
- Не знаю, а во сколько?
- Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.
Приложение 6.Рефлексия.
1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне?
2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?
3. Что было главное?
4. Что у меня получилось лучше всего?
5. На что мне необходимо обратить свое внимание?
Приложение 7
И подводя итоги урока, давайте с вами немного пофантазируем: что бы было, если бы мы перепутали все стили? Тогда, возможно, заявление о приеме на работу могло бы звучать так:
Заявление
Уважаемая редакция журнала, примите меня, пожалуйста, на работу. Я займу должность главного редактора, так как меня устраивает оклад и время работы, а документы я обязательно вскорости донесу.
25.03. 2017 г. Подпись
И всех я думаю повеселило бы замечание классного руководителя в дневнике подобного содержания:
Дорогие родители, вы представляете, ваше несравненное чадо буквально вчера накинулось на девчонку из нашего класса и давай ее метелить ни с того, ни с сего! Че делать-то будем?
А дружеская беседа могла бы принять такие обороты:
- Привет! Ты представляешь, вчера предложили мне должность корректора в очень классном журнале, вот, голову ломаю, идти – не идти…
- Я думаю, тебе стоит согласиться, ведь корректор – издательский, редакционный, типографский работник, исправляющий в читаемых им типографских оттисках ошибки, допущенные при наборе. В некоторых издательствах корректор осуществляет также вычитку рукописи перед сдачей в набор.
- Так я не понял, ты – за или против?!
Такие шуточные примеры, где нарушаются нормы стилистики, еще раз доказывают необходимость изучать особенности всех стилей речи.
Приложение 8 (дополнительный материал)
Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Жуть! Я вымок до нитки, как будто в речку свалился. Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несёт, думал проскочу, успею. И влип. Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло. Ладно, в следующий раз умнее буду. __________________________________
Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем._______________________________
Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 идо 0,5 мм. При меньшем размере осадки называются моросью. _________________________________
Тысячи людей эвакуированы в Словакии из-за наводнения, вызванного проливными дождями, сообщил в пятницу наш корреспондент в Словакии. По данным местных властей, жертвами стихии стали по меньшей мере четыре человека. _________________________________________________________________________
Директору Гидрометцентра
от гражданина Иванова А.П.
заявление.
Довожу до Вашего сведения, что из-за проливных дождей, о которых вы не сообщили своевременно, наша поездка за город была сорвана. Требую в период с 6 по 8 марта обеспечить ясную, солнечную погоду. В противном случае буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции.
04.03.2011
Иванов А.П.
Технологическая карта урока
Учитель Милых Н.А.
Предмет русский язык
Класс 9
Тип рока урок развития речи, урок применения знаний и умений
Тема урока научный и официально-деловой стиль
Цели урока:
Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.