Учитель: Плужник Ю.В.
Предмет – биология | Класс: 7 | |
Тема урока: «Размножение и развитие птиц» |
Цель: обеспечить усвоение знаний об особенностях размножения и индивидуального развития птиц. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся определять признаки полового диморфизма, какие типы гнёзд, строение яйца. Получат возможность научиться: объяснять, как размножение и развитие птиц, связано с функциями полёта. | Поиск и выделение информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение работать с таблицами, составлять схемы, смысловое чтение текста. | Формирование коммуникативных навыков, постановка целей, самооценка. |
Словарь урока: яйцеклетка, половой диморфизм, зародыш, эмбрион, яйцевые оболочки, выводковые и гнездовые птенцы. |
Ресурсы урока: учебник, компьютер, медиапроектор, иллюстрации: отражающие внутреннее строение птиц, строение яйца, развитие зародыша в яйце, дидактические карточки для опроса, аудиозапись «Голоса птиц», натуральные объекты- яйца птиц. |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока | Основное содержание этапа | Основные виды деятельности учащихся |
1 этап. Орг. момент (1 мин) | Здравствуйте, ребята. Вспомните радостное событие в своей жизни. Какие ощущения оно у вас вызывает? Хочется ли вам поделиться этой радостью с окружающими? Мне хочется, чтобы вы поделились знаниями, полученными на предыдущих уроках, и теми, которые получите сегодня, с таким же желанием, как сообщаете о радостных событиях в вашей жизни. | Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности). |
2 этап. Актуализация знаний (5-7мин) | Индивидуальная работа по тестам в течение 5-7 мин.( Приложение 1) | Работают с тестами по вариантам |
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3 мин) | На столе в подставке стоит куриное яйцо. Это что? Ребята, а откуда взялось яйцо и что это такое? Может ли курица нестись без петуха и вообще, что появилось раньше «Курица или яйцо!?» Предлагаю просмотреть видеофрагмент https://yandex.ru/efir?stream_id=48d4a81f487ac0929508b2e4cbeccf19&from_block=logo_partner_player | Учащиеся смотрят видео. Отвечают на вопросы. |
4 этап. Целеполагание (2 мин.) | Как вы понимаете это видео? Чему мы можем научиться сегодня на уроке? Какие цели и задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Учащиеся говорят о том, что раскроют особенности размножения и развития птиц). Сообщение темы учащимся, запись на доске и в тетрадях. | Формулирование целей своей учебной деятельности. |
5 этап. Объяснение нового материала (15 мин) | Что предстоит изучить? (образование пар, типы гнёзд, строение яйца, развитие, забота о потомстве). Всё это вы изучите самостоятельно в группах по заданиям в течение 12-15 мин., а затем поделитесь знаниями с одноклассниками. Класс делится на 5 групп. Группа № 1. Внимательно изучите дополнительный материал. В чём выражается отличие самок от самцов? Приведите примеры. Какие типы брачных отношений характерны для птиц? Приведите примеры. Заполните схем Типы брачных отношений Группа №2 1.Внимательно изучите дополнительный материал «Гнездование». 2. Где птицы устраивают гнёзда? 3. Какие птицы обходятся без гнёзд? Приведите примеры. 4. Расскажите об особенностях строения гнёзд птиц (дятла, иволги, синицы, ласточки) Группа № 3 Внимательно изучите статью параграфа «Строение яйца» и дополнительный материал. Назвать и показать на натуральном объекте структурные компоненты яйца. Каково значение структурных компонентов яйца? С чем связано различие яиц по окраске, форме и величине? Группа № 4 Внимательно изучи статью параграфа и дополнительный материал «Развитие зародыша» Какие изменения происходят с эмбрионом по мере развития? В чём заключается сходство в строении зародыша пресмыкающихся и птиц? По дополнительному материалу определите типы развития птенцов и заполните схему Типы развития птенцов Группа№ 5 Внимательно изучите статью параграфа «Забота о потомстве» и дополнительный материал. В чём проявляется забота о потомстве у птиц? Как птицы заботятся о кладке? Как птицы заботятся о птенцах? Отчёт групп (демонстрация иллюстраций, натуральных объектов). По окончании отчёта каждой группой, производятся краткая запись отчёта и схем в тетрадях. | Работают с разными источниками информации. Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. Вступают в диалог. Анализируют языковой материал, устанавливают причинно-следственные связи. Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Сотрудничество в группах. Проводят презентацию результатов работы группы. Оценивают работу других групп. |
6.Физминутка (1 мин) | Выполнение гимнастики для глаз | Выполнение известных упражнений. |
7. этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (7 мин) 7 этап. | Фронтальная беседа. Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне: Какой тип оплодотворения характерен для птиц? Каково значение желтка, белка, расположенных в скорлупе пор в жизни развивающегося зародыша? Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце птицы? Почему не рекомендуют мыть яйца, предназначенные для длительного хранения? Чем сходны и чем различаются яйца птицы и пресмыкающегося? Самостоятельное выполнение заданий в тетрадях. с последующей проверкой по образцу. Расположите в последовательном порядке сезонные явления, характерные для большинства птиц: подготовка к размножению, линька, подготовка к зиме, размножение. Зимовка. Известно, что большинство птиц строят гнёзда весной. Световой день становиться длиннее, погода теплее, насекомоядные виды в это время имеют больше пищи. Подумайте, почему зерноядные птицы тоже гнездятся весной. Яйца гагарок заменили картофелинами, но птицы насиживают их столько времени, сколько это нужно для появления птенцов. Почему? . | Формирование умения правильно отвечать на вопросы. Построение умозаключений на основе наблюдений. Самоконтроль, самооценка и коррекция. Работа по развитию речи. . |
8 этап. Рефлексия (3 мин) | Вспомните, какие цели и задачи мы ставили перед собой? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что понравилось на уроке? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать? Оцените свой уровень. Уровни оценивания своих знаний и умений: Не всё понимаю, испытываю серьёзные затруднения при выполнении практических заданий. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. Всё хорошо пониманию, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. Комментирование работы учащихся на уроке и выставление оценок. | Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. Взаимооценка. |
9 этап. Домашнее задание (2 мин) | Выучить записать в тетради и пункты параграфа 27 (базовый уровень Написать сочинение-рассуждение на тему: «Кукушкины заботы» (повышенный уровень). Подготовить сообщение: «Искусные строители» (повышенный уровень). |