Тема: «Заглавная буква в словах». Программа «Школа России»
Цель урока : организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о заглавной (прописной букве)
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности ( Ф – фронтальная, И – Индивидуальная, П – парная, Г – групповая. | Дидактические средства и интерактивное оборудование | Формы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные П-познавательные, (К-коммутативные Р-регулятивные) | Личностные |
1)Мотивационно-организационный | Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность | Цитата из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Приветствует обучающихся. Настраивает их на урок проверяет готовность к уроку. -У Антуана де Сент-Экзюпери есть сказка «Маленький принц», в ней есть такая фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Как понимаете эти слова? Кого можно приручить? Какие животные есть у вас? Вы любите своих животных? О чем, или о ком мы будем говорить на уроке русского языка? Как думаете, что мы можем узнать нового? | Приветствуют учителя. Настраивается на урок. Проверяют готовность к уроку. Анализируют цитату и отвечают на вопросы учителя. | Ф И | Интерактивная доска | Контроль эмоционального состояния | | П: формирование положительного отношения к предмету, умение анализировать. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Управление своим настроением, умение выражать свои эмоции. |
2)Актуализация, выявление и фиксация причины и места затруднения. | Мотивирование и подготовка учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия, его выполнение, выявление причины и места затруднения. | Словесные, наглядные, карточки с заданием | Слайд. (Задача)Сережа и Антон вышли гулять со своими собаками на площадку. Оказалось, что у них собаки одинаковой породы. Скажите, как ребята будут отличать свою собаку от другой? Как думаете, у всех ли животных есть имя? (кличка) Слайд. картинка животного и рядом написано: собака Лайка, кошка Мурка, корова Милка, коза Зорька. Что интересного заметили в написании? Какой вывод можем сделать? Какая тема урока? Чему мы должны научиться? | Слушают учителя. Рассматривают слайд. Делают предположения и выводы. Определяют тему и цель урока. Прогнозируют свою работу, составляют план. | Ф И | Интерактивная доска. | Самоконтроль. Взаимоконтроль. | Определяют орфограмму, Анализируют полученные знания | П: решение поставленной задачи; фиксирование проблемы; К: формулирование учебной проблемы; умение четко выражать свои мысли, строить понятный для партнера высказывания. Р: п сохранение учебной цели и задачи; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей для ее решения. | Умение проводить самооценку и взаимооценку, оценивать уровень собственных знаний и не знаний. |
3)Построение проекта выхода из затруднения | Учащиеся обдумывают план будущих учебных действий | Наглядные, работа с учебником | Работа с учебником С.122 Прочитайте рамки слов и узнаете, какие еще слова надо писать с большой буквы. Сделайте вывод. Раздает карточки с заданием для работы в паре. Что нового узнали? | Выполняют задание по учебнику. Делают вывод Работа с карточкой в паре, двое работают у доски (надо соединить название с именем собственным, по очереди находят и соединяют) Анализируют и отвечают на вопросы учителя. | Ф П | Интерактивная доска, интерактивная панель., учебник, карточки | Самоконтроль. Взаимоконтроль | Знают орфограмму «Заглавная буква в словах» | Р: целеполагание, планирование и прогнозирование учебной деятельности. К: учитывать разные мнения, создавать рабочие отношения П: проводят анализ, синтез | Проводят самооценку результатов учебной деятельности Чувство гордости за себя, подав ценную идею. |
4)Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий | Организовать деятельность по освоению способа проверки и применения нового знания | Игра «Да – нет», работа с учебником | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу по теме Проводит игру «Да – нет» Да- руки вверх, нет – руки вниз Называет слова: кошка, Барсик, теленок, щенок, Бармалей, Айболит, муха, Цокотуха, Чита, девочка С. 123, упр.2 | Играют по правилам Выполняют упражнение самостоятельно в учебнике, взаимопроверка | Ф И П | Учебник | Самоконтроль, взаимоконтроль | Применяют полученные знания на практике | К.- планирование учебного сотрудничества П.-поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения Р –осуществляет самоконтроль | Проводят самооценку своей деятельности |
5) Применение общего способа действия для решения частных задач | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новую орфограмму | Работа с определением вводимого понятия | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний С.124 упр.3 | Высказывают свое мнение, осуществляют самопроверку Пишут свое имя, изменяют его на полное имя | И Ф | Учебник | Самоконтроль | Знают орфограмму «Заглавная буква в словах» | П- Осуществляют работу по выполнению отдельных операций К – учатся формулировать собственное мнение Р –осуществляют самоконтроль | Проявляют интерес к изучению русского языка |
6)Рефлексия | Организовать рефлексию учащихся по своей деятельности | Беседа | Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения. -Какая была тема урока? -С какой орфограммой познакомились? - Что нового для себя узнали? | Отвечают на вопросы учителя | Ф И | Тетрадь для опорных схем | Взаимоконтроль | Называют орфограмму, могут найти в упражнении | К – умение выражать свои мысли П- называют правило о написании заглавной буквы Р –соотносят достигнутые цели с поставленным результатом | |
Оказалось, что у них собаки одинаковой породы.
Как думаете, у всех ли животных есть имя? (кличка) (у диких и бездомных животных нет кличек) Что такое кличка? (Это имя собственное)
коза Зорька.
(чтение по цепочке) Прочитайте рамки слов и узнаете, какие еще слова надо писать с большой буквы.
Сделайте вывод.
Раздает карточки с заданием для работы в паре. (Один читает слово из первого столбика, второй - из второго, затем наоборот)
Два человека выполняют работу у доски.
Проверяет работу на доске и у себя. Находим, если есть противоречия, несоответствия
Вывод. Все сделали правильно.