2 | Актуализация знаний 10 мин | Беседует с учащимися по предыдущей теме урока: «Наводнения, причины их возникновения». Предлагает ответить на вопросы: Какое природное явление называют наводнением? (слайд №1) Причины возникновения наводнений? ( Слайд № 2) Типы наводнений? Слайд № 3,4,5,6,7) Какие крупные наводнения произошли за последние годы? Приведите примеры. | Отвечает на поставленный вопрос по предыдущей теме урока, в случае необходимости дополняют ответы товарищей. Сравнивают свои ответы С определениями на экране Рассказывают о наводнениях, приводят примеры из своего жизненного опыта. | Личностные: развитие интерес к способам получения знаний, которые входят за пределы школьных Коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности. |
3 | Определение темы урока, постановка учебных задач. 5 мин | Учитель подводит учащихся к определению темы урока. Задание: в тексте найдите и выпишите причины гибели людей во время наводнения, причины разрушения зданий. Работа с текстом (в группах) Текст 1 Первым смыло Андрея, у него не хватило сил, поток был просто сумасшедший. Дальше держаться не было сил и у нас. Под дождем, в полной темноте мы из последних сил гребли против течения к верхушкам деревьев. Кажется, в движение пришло всё: деревья, обломки мебели, машины. Все это плыло, вставало на дыбы, ударялось о дома, разрушая их. Мы пробыли в холодной воде около 8 часов, было холодно и страшно. Текст 2 В 24.00-1-00 первый сильный выброс воды. Высота воды около 2,5-3 метра. Брус затопило полностью и понесло. Дочь ударилась головой о стойку, потеряла сознание. Я её придержал над водой, через несколько минут она пришла в себя. Когда вылизал в окно, меня чуть не унесло, напоследок успел схватиться за задний верхний габарит – фонарь. Потом с Андреем вытащили всех на крышу, вода, а скорее бурлящая каша из глины, досок деревьев и веток. Было впечатление, что просто где-то прорвало плотину. Ну не могла вода за ночь прибавлять за считанные минуты по метру. Стены домов подмывало, они рушились. Выслушивает ответы детей. Задаёт вопрос какова тема урока? | Работа с текстом (в группах) Анализируют информацию Зачитывают причины найденные в тексте. Формулируют тему урока | Личностные: социально – психологического (качество отношений с окружающими людьми); Регулятивные: сформировать взаимоотношение с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметные результатов обучения. Метапредметные: умеют работать с текстом, находить ответ на поставленный вопрос. |
4 | Изложение нового материала 20 мин Физкультминутка | Объясняет тему с использованием презентации к уроку. Знакомство с определением Первичный поражающий фактор наводнения (слайд № 8) Учитель зачитывает определение - Что же такое затопление и подтопление? - Сделайте сравнительный анализ определений. Предлагает провести физкультминутку. Вторичные поражающие факторы наводнения ( слайд №9) - Какие последствия наводнений вы можете назвать? (Слайд № 10) - От чего зависят размеры последствий наводнений? | Просматривают слайд презентации. Записывают определение в тетрадь Отвечают на вопрос, записывают определение в тетрадь. Сравнивают. Поднимает руки класс- это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. Слушают Ответы учащихся | Познавательные: познакомиться с поражающими факторами наводнений; Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; моделировать ситуации; Сформировать взаимоотношение с окружающими; Метапредметные: умение сравнивать Физкультминутка |
6 | Итог: 1 мин | - О чем еще вы не узнали на уроке? - Это тема нашего следующего урока. Подводит итог урока. Учитель совместно с обучающими оценивает работу класса в целом. | Отвечают на вопрос: Как действовать во время наводнения, чтобы сохранить свою жизнь. Ученики оценивают работу на уроке. | Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения со взрослыми. |