СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Учитель русского языка Чезыбаева Е.В.

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Буквы и, ы после ц.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1) предметные:

  • находить в словах орфограмму-букву и, ы после ц, писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора.

2) метапредметные:

корректировать и развивать

  • познавательные способности;

  • логическое мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы);

  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;

  • внимание, память, эмоциональную сферу;

  • коммуникативные качества речи;

  • работать со словарём,

  • извлекать и преобразовывать информацию (схема), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).

3) личностные:

формировать

  • положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

  • стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль.

  • уважительное, бережное отношение к родному языку;

  • умение рационально использовать время;

















Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

-Закройте глаза, по моему хлопку вы откроете глаза. Перед вами огромное тихое синее море. Светит яркое солнце. Вы сидите в лодке, вам очень весело. Вы начинаете раскачивать лодку. Вдруг…(хлопок) лодка перевернулась! Ваши действия? (ответы детей)

-Существуют определённые правила поведения на воде.

- А какие правила необходимо соблюдать, чтобы из моря безграмотности попасть на остров грамотеев? (ответы детей)

-С одним из правил грамматики, мы сегодня познакомимся. Отгадайте звук, с которым связано это правило:

согласный глухой непарный, всегда твёрдый. (закрепляю на доску звук [ц])

-Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное.


II. Актуализация опорных знаний (на основе изученного)


  1. «Бортовой журнал» фронтальная работа.

-Запишите слова в журнал в 3 графы:

1) Знаю и могу объяснить;

2) Знаю, но не могу объяснить;

3) Не знаю и не могу объяснить.

На доске запись: ло..кий, нар..дить, п..грел, о книг.., под(?)езд, вороб(?)и, ч..рный, ц..рк, белолиц..й.

-Графически обозначьте пропущенные орфограммы.

Учащиеся проверяют и комментируют орфограммы из 1 графы. Остальные оценивают ответ сигнальными карточками. (Согласны с ответом-желтого цвета, не согласны-синего)

-Кто и какие слова записал во 2 и 3 графе?

Создание ситуации затруднения:встретились слова с неизвестной орфограммой (цирк, белолицый)

-Какой звук слышится на месте пропусков? А какие буквы пишутся?

-Назовите тему урока.

Учащиеся формулируют тему урока.(Слайд 1) Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: буквы и, ы после ц

Коммуникативные УУД:

владеть монологической и диалогической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные УУД: самоконтроль, самооценка.

Регулятивные УУД:

высказывать предположения на основе наблюдений

III. Постановка проблемы урока.


  1. (Слайд 2)

-Прочитайте слова.

-Сравните, чем все эти слова схожи? (во всех словах есть буква ц, звук после ц-ы)

-Чем отличаются? (буквами после ц)

- Сформулируйте учебную проблему: в каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы?





Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

3. Оформлять языковую информацию схематически.

Коммуникативные УУД:

уметь вести диалог: интересоваться чужим мнением и высказывать своё, согласовывать действия.

Личностные УУД:

анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

IV. Открытие новых знаний.


1. (Слайд 3, 4) Работа в группах.

-Выполните задания и ответьте на вопросы. Сформулируйте правило.

Учитель задаёт вопросы:

Сравните записи в каждом столбике.

Почему слова так сгруппированы? (В 1-м столбике пишется и, во 2–3-м – ы).

Какие будут предположения о выборе этих букв? (В разных частях слов.)

Сформулируйте правило написания букв и, ы после ц самостоятельно.

2. (Слайд 4) Сравнивают свои выводы с текстом правила в учебнике (п.87 стр 38), справочниках, в сети Интернет или на сайте «Мобильная электронная школа».

  • -Что нового вы обнаружили? (слайд 5 –исключения: цыц, цыплёнок, цыган на цыпочках идёт).

  • -Запишите фразу для того, чтобы запомнить слова-исключения.

  • -В словах на -ция пишется после ц и.(слайд 6). Запишите слова, подчеркните -ция.

Чтение правила из разных источников, сравнение с собственной формулировкой.

– Какое условие является основным при выборе написания букв и, ы после ц? (Часть слова.)

  1. Составляют опорную схему на основе правила в группах. (Слайд 9)

Схемы вывешивают на доску.


Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, представлять модель).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Личностные УУД:

анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.


Физминутка

-Сейчас мы проведём конкурс между группами. Для проведения конкурса необходим консультант от каждой группы, который поможет в определении орфограммы в слове своей команде. Задача участников в течении 3 минут найти в кабинете как можно больше слов с пропущенной орфограммой и закрепить на доске под схемой в два столбика: с буквой и, с буквой ы. Консультант в случае затруднения помогает.

-2 и 3 группа присаживаются на места и проверяют распределение слов. Если вы согласны поднимаете жёлтую карточку, нет-синюю.


V. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.


  1. (Слайд 7) Фронтальная работа.

-Прочитайте словосочетания, объясните значение слов, обозначенных звёздочкой.

Инд. работа : В толковом словаре найти значение этих слов.(цикада- летающее насекомое, циновка-подстилка , сплетённая из соломы или тростника)

-Запишите словосочетания, графически обозначьте условия выбора орфограммы. Если сомневаетесь, пропускайте место для буквы-орфограммы.

-Обменяйтесь тетрадями в парах и выполните проверку. Выставите отметку. Без ошибок-«5», 1-2-«4»,3-5-«3». Выставите отметки в дневник. Проверка результатов сигнальными карточками.


Познавательные УУД:

1. Пользоваться толковым словарём.

2. Осуществлять познавательную рефлексию.

3. Анализировать, сравнивать, группировать.

Личностные УУД:

Осознавать роль филологических знаний в формировании общей культуры современного человека.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VII. Рефлексия.


(Слайд 9)

– Вернёмся к «бортовому журналу. Объясните выбор орфограммы в словах : цирк, белолицый. Аргументируйте свой ответ.

– С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

-Оцените свою работу на уроке. Сигнальными карточками:

-Я не сделал ни одной ошибки. (жёлтый сигнал)

-Я ошибался 1-3 раза (синий сигнал)

-Я не понял материал – не поднимаете карточку.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VIII. Домашнее задание.


Задание по выбору

1. Упр. 462

2. Составить текст (4-6 предложений), используя слова с изученной орфограммой для взаимодиктанта.
































Приложение

[ц]















Дополнительный материал

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал:

Где пишут ци с и, а где цы с ы?


Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал:

Где пишут ци с и, а где цы с ы?


Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал:

Где пишут ци с и, а где цы с ы?


Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал:

Где пишут ци с и, а где цы с ы?


Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал:

Где пишут ци с и, а где цы с ы?



Бортовой журнал

Знаю и могу объяснить

Знаю, но не могу объяснить

Не знаю и не могу объяснить





























Бортовой журнал

Знаю и могу объяснить

Знаю, но не могу объяснить

Не знаю и не могу объяснить






























Бортовой журнал

Знаю и могу объяснить

Знаю, но не могу объяснить

Не знаю и не могу объяснить




























Дополнительно

Телеграмма

Кому________________________________________________________________

Текст телеграммы______________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_____________ Подпись___________

___________________________________________________________________

Телеграмма

Кому________________________________________________________________

Текст телеграммы______________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_____________ Подпись___________

____________________________________________________________________

Телеграмма

Кому________________________________________________________________

Текст телеграммы______________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_____________ Подпись___________

___________________________________________________________________

Телеграмма

Кому________________________________________________________________

Текст телеграммы______________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_____________ Подпись___________

____________________________________________________________________Телеграмма

Кому________________________________________________________________

Текст телеграммы______________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_____________ Подпись___________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!