СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока по литературе на тему: "СОЛЬ"

Предмет: Литература

Класс: 10

Тема (раздел) курса Литература XX века

Тема урока «СОЛЬ»

Форма урока: урок-исследование

Тип урока: интегрированный урок литературы, математики ИКТ (1 час).

Цели урока:

  • Развивать навыки анализа исходного авторского текста;

  • Научиться выявлять ключевые проблемы авторского текста;

  • Развивать навыки продуктивной работы в команде;

  • Развивать положительную мотивацию к предмету путем вовлечения в активную деятельность;

  • Воспитывать потребность объективно оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;

  • Воспитывать потребность получения знаний в совместной деятельности;

  • Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову.

Технологические особенности метода кейс-технологии:

  • Разновидность исследовательско-аналитической технологии;

  • Технология коллективного обучения;

  • Технология развивающего обучения;

  • Синергетическая технология (“погружение” в ситуацию, “умножение” знаний, “озарение”, “открытие”);

  • Технология “создания успеха”.





Компетенции обучающихся:

  • Учатся учиться, самостоятельно отыскивать необходимую информацию, необходимые знания для решения поставленной задачи;

  • Приобретают экспертные умения и навыки;

  • Развивают презентационные умения;

  • Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

  • Развивают коммуникативные способности.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы Интернет.

Содержание кейсов:

  • Алгоритм работы с кейсом;

  • Тексты для обсуждения в группе; (Приложение 1)

  • Задания по комплексному анализу текста;

  • Рекомендации по выполнению заданий.

Этап урока

Решаемая задача

(для учителя)

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1

Адаптационный этап

  1. Выявить и актуализировать знания, необходимые для решения задания «PISA». Адаптация учащихся к деятельности на уроке


1.Отвечают на вопросы учителя.

2. Выполняют задания учителя.

- Погружаются и формулируют, принимают и сохраняют учебную задачу и цель урока.

-Исследуют условия учебной задачи.

- Проверка готовности к уроку, организационный момент.

- Раздача рабочего материала на столы групп

  1. Мотивировать учащихся к выполнению заданий «PISA». Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границы


Определяют пути и предметные способы решения учебной задачи.

- Распределение ролей в группе, определение видов деятельности членов групп


- Обсуждение общего задания

- Организация работы групп.




- Выдвигают различные гипотезы решения предложенной задачи.

- Презентация итогов работы групп.

-Обсуждения, дополнения, взаимопомощь, коррекция

Организует беседу:

Хватает ли вам знаний, чтобы правильно ответить на вопрос задания?

Задание 1. Воспользуйтесь текстом рассказа М. Горького «Соль». Запишите свой ответ на вопрос.

Каково общее настроение людей, работающих «на соли», и как оно выражено в тексте?

Воспользуйтесь текстом рассказа М. Горького «Соль». Запишите свой ответ на вопрос.

Задание 2. Какой способ добычи соли описан в рассказе М. Горького.

а) в шахтах;
б) в горах;
в) в рудниках;
г) из рассолов.

Организует работу в парах взаимопроверка.

2

Основной

этап

  1. Организовать деятельность учащихся по планированию, решению, контролю и коррекции способов достижения результата.




- Исследовательская работа с материалами информации по карточкам-модулям.

- Фиксация результатов работ

  1. Работа с текстами. Предлагают варианты решений на основе общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла.

  2. Отбирают способ (способы) решения задания «PISA».

  3. Оценивают необходимые средства для решения задания «PISA».

  4. Распределяют роли и задачи для каждого участника группы.

  5. Осуществляют поиск решения задания «PISA».

  6. Контролируют полученный результат и вносят необходимые изменения (коррекция).




Задание 3. Воспользуйтесь данными текстами и ответьте на вопрос.

Каковы способы выражения авторской позиции в данных текстах?


Задание 4. Воспользуйтесь текстом «Шокирующая правда о воде и соли». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа

Согласны ли Вы с утверждениями автора статьи:

1) Соль-это единственное вещество из всех минералов, которое усваивается организмом человека.

Да

Нет

2) Стремление потреблять соль – это инстинкт, присущий почти всем животным.

Да

Нет

3) Обычная соль – один из самых важнейших минералов, необходимых человеческому телу.

Да

Нет

4) В жаркий день мы сильно потеем и теряем много соли, поэтому нам необходимо ее восстанавливать. Если этого не делать, то можно заболеть, обессилеть или еще как-то пострадать от избыточной потери соли.

Да

Нет

5) Если удалить из организма животного всю соль, оно умрет от солевой недостаточности.

Да

Нет

6) Без соли мы погибнем.

Да

Нет

  • Воспользуйтесь данными текстами, найдите устаревшую единицу измерения массы русской системы мер.

  • Задание 5. Сформулируй не менее трёх вопросов к задаче. Решите задачу.

  • (Примечание: минимальная суточная доза взрослого допустимо употребление 5 граммов ионов натрия в день.

Максимальная суточная доза для взрослого: допустимо употребление 25 граммов ионов натрия в день.

Задание 6. Воспользуйтесь данными текстами, отметьте нужный вариант ответа.

Из данных фразеологизмов выберите те, которые соответствуют данным текстам.

- Насыпать соли на хвост

- Сыпать соль на рану

- Несолоно хлебавши

- Аттическая соль

- С солью и с перцем

3.

Творческий этап

  1. Оценка и рефлексия достижений учащихся при решении задания «PISA».

  2. Развитие навыков переноса предметных знаний на решение жизненных проблем

  1. Предъявляют результат решения задания «PISA» по читательской грамотности "Соль" в группах.

  2. Предлагают жизненную ситуацию, в которой потребуется умение решать задачи, подобные заданию «PISA».

  3. Приводят свои примеры подобных жизненных ситуаций.

  4. Составляют аналогичные задачи.

Организует беседу:

  1. Хватает ли вам информации, чтобы точно ответить на вопросы заданий?

  2. Возможен ли один вариант решения этого задания? Почему?

  3. Что необходимо учесть в данной ситуации?








Приложение 1

ТЕКСТ I

Скоро передо мной развернулась картина соляной добычи. Три квадрата земли, сажен подвести, окопанные низенькими валами и обведённые узкими канавками, представляли три фазиса добычи. В одном, полном морской воды, соль выпаривалась, оседая блестящим на солнце бледно-серым, с розоватым оттенком, пластом. В другом — она сгребалась в кучки. Сгребавшие её женщины, с лопатами в руках, по колена топтались в блестящей чёрной грязи, и как-то очень мёртво, без криков и говора, медленно и устало двигались их грязно-серые фигуры на чёрном, блестящем фоне жирной, солёной и едкой «рапы», как называют эту грязь. Из третьего квадрата соль вывозилась. В три погибели согнутые над тачками рабочие тупо и молчаливо двигались вперёд. Колёса тачек ныли и взвизгивали, и этот звук казался раздражающе тоскливым протестом, адресованным небу и исходящим из длинной вереницы человеческих спин, обращённых к нему. А оно изливало нестерпимый, палящий зной, раскаливший серую, потрескавшуюся землю, кое-где покрытую красно бурой солончаковой травой и мелкими, ослепительно сверкавшими кристаллами соли. Из монотонного визга тачечных колёс грубой и резкой нотой выделялся басистый голос кладчика, солоно ругавшего рабочих-возчиков, ссыпавших из тачек к его ногам соль, которую он, поливая водой из ведра, выкладывал в продолговатую пирамиду. Стоя на высокой куче соли и размахивая в воздухе лопатой, кладчик, — высокого роста, чёрный, как уголь, мужчина, в синей рубахе и белых широких шароварах, — во всё горло командовал ввозившим по доске вверх тачечникам:

— Сыпь налево! Налево сыпь, дьявол лохматый! Ах ты, пострели тобя в становую жилу! Кол тебе в глаз! Куда ты прёшь?!. куда?!. Ах ты, чёртов но готь!..

Затем раздражённо вытирал потное лицо подолом рубахи, озлобленно ухал и принимался, ни на минуту не переставая сквернословить, выравнивать соль, изо всей мочи стукая по ней лопатой. Рабочие автоматично ввозили тачки кверху, так же автоматично опрокидывали их по команде «направо! налево!» и, с усилием расправляя спины, тяжёлым, колеблющимся шагом, волоча сзади себя тачки, скрипевшие тише и более устало, шли по дрожавшим и вязнувшим в чёрном жирном иле доскам снова за солью.

— Возись проворней, черти! — покрикивал им в зад кладчик.

Но они возились так же молчаливо пришибленно, и только их хмурые, усталые и истомлённые, покрытые грязью и потом лица, с плотно сжатыми губами, порой зло и раздражённо подёргивались. Иногда колесо тачки съезжало с доски и вязло в грязи; передние тачки уезжали, задние вставали, и двигающая их сила, в лице отрёпанных и грязных босяков, тупо и безучастно посматривала на товарища, старавшегося поднять и поставить колесо шестнадцатипудовой тачки снова на доску.

А с безоблачного, подёрнутого знойным туманом неба жаркое южное солнце всё с большим усердием раскаливало землю, точно ему непременно сегодня и во что бы то ни стало нужно было убедить её в своём жарком внимании к ней.

Посмотрев, стоя в стороне, на всё это, я решил попытать счастья и, приняв возможно более независимый вид, подошёл к доске, по которой рабочие шли с опорожнёнными тачками.

— Здравствуйте, братцы! Помогай Бог!

В ответ получилось нечто совершенно для меня неожиданное. Первый, — седой, здоровый старик, с засученными по колена штанами и по плечи рукавами рубахи, обнажавшими бронзовое, жилистое тело, — ничего не слыхал и, не сделав ни движения в мою сторону, прошёл мимо. Второй, — русый молодой парень, с серыми злыми глазами, — зло посмотрел на меня и скорчил мне рожу, крепко ругнув вдобавок. Третий, — очевидно, грек, чёрный, как жук, и кудрявый, — поравнявшись со мной, выразил сожаление о том, что у него заняты руки и что он не может поздороваться своим кулаком с моим носом. Это у него вышло как-то не подобающе желанию равнодушно. Четвёртый на смешливо крикнул во всё горло: «Здравствуй, стеклянные зенки!» — и сделал попытку лягнуть меня ногой.

Этот приём был как раз тем, что в культурном обществе, если не ошибаюсь, называется «нелюбезным приёмом», и этого никогда не случалось со мной в такой резкой форме. Обескураженный, я невольно снял очки и, сунув их в карман, двинулся к кладке, намереваясь спросить у кладчика, — нельзя ли поработать. До места кладки ещё не успел подойти, как он окрикнул меня:

— Эй, ты! Чего тебе? Работы, что ли?

Я сказал.

— А ты на тачках работаешь?

Я сказал, что, мол, возил землю.

— Землю? Не годится! Земля — совсем другое дело. Здесь соль возят, а не землю. Пшёл к свиньям на хутор! Ну, ты, кикимора, вали прямо на ноги!

Кикимора, — оборванный сивый геркулес, с длинными усами и сизым прыщеватым носом, — ухнул во всю грудь и опрокинул тачку. Соль посыпалась. Кикимора ругнулся, кладчик переругнул его. Оба довольно улыбнулись, и оба же сразу обратили на меня своё внимание.

— Ну, чего ж тебе? — спросил кладчик.

— А ты, кацапе, мабудь вареники истi до соли прiйшов? — подмигивая ему, говорил Кикимора.

Я стал просить кладчика принять меня на работу, уверяя его, что я привыкну и что стану возить не хуже других.

— Ну, здесь прежде, чем привыкнешь, хребет себе вывихнешь. Да ин Бог с тобой, ступай! Первый день больше полтины не положу. Эй! дайте ему тачку!

(М. Горький «На соли»)

ТЕКСТ II

«Дорогой товарищ редактор. Хочу описать вам за несознательность женщин, которые нам вредные. Надеются на вас, что вы, объезжая гражданские фронты; которые брали под заметку, не миновали закоренелую станцию Фастов, находящуюся за тридевять земель, в некотором государстве, на неведомом пространстве, я там, конешно, был, самогон-пиво пил, усы обмочил, в рот не заскочило. Про эту вышеизложенную станцию есть много кой-чего писать, но как говорится в нашем простом быту, – господнего дерьма не перетаскать. Поэтому опишу вам только за то, что мои глаза собственноручно видели.

Была тихая, славная ночка семь ден тому назад, когда наш заслуженный поезд Конармии остановился там, груженный бойцами. Все мы горели способствовать общему делу и имели направление на Бердичев. Но только замечаем, что поезд наш никак не отваливает, Гаврилка наш не курит, и бойцы стали сомневаться, переговариваясь между собой, – в чем тут остановка? И действительно, остановка для общего дела вышла громадная по случаю того, что мешочники, эти злые враги, среди которых находилась также несметная сила женского полу, нахальным образом поступали с железнодорожной властью. Безбоязненно ухватились они за поручни, эти злые враги, на рысях пробегали по железным крышам, коловоротили, мутили, и в каждых руках фигурировала небезызвестная соль, доходя до пяти пудов в мешке. Но недолго длилось торжество капитала мешочников. Инициатива бойцов, повылазивших из вагона, дала возможность поруганной власти железнодорожников вздохнуть грудью. Один только женский пол со своими торбами остался в окрестностях. Имея сожаление, бойцы которых женщин посадили по теплушкам, а которых не посадили. Так же и в нашем вагоне второго взвода оказались налицо две девицы, а пробивши первый звонок, подходит к нам представительная женщина с дитем, говоря:

– Пустите меня, любезные казачки, всю войну я страдаю по вокзалам с грудным дитем на руках и теперь хочу иметь свидание с мужем, но по причине железной дороги ехать никак невозможно, неужели я у вас, казачки, не заслужила?

– Между прочим, женщина, – говорю я ей, – какое будет согласие у взвода, такая получится ваша судьба. – И, обратившись к взводу, я им доказываю, что представительная женщина просится ехать к мужу на место назначения и дите действительно при ней находится и какое будет ваше согласие – пускать ее или нет?

– Пускай ее, – кричат ребята, – опосля нас она и мужа не захочет!..

– Нет, – говорю я ребятам довольно вежливо, – кланяюсь вам, взвод, но только удивляет меня слышать от вас такую жеребятину. Вспомните, взвод, вашу жизнь и как вы сами были детями при ваших матерях, и получается вроде того, что не годится так говорить...

И казаки, проговоривши между собой, какой он, стало быть, Балмашев, убедительный, начали пускать женщину в вагон, и она с благодарностью лезет. И кажный, раскипятившись моей правдой, подсаживает ее, говоря наперебой:

– Садитесь, женщина, в куток, ласкайте ваше дите, как водится с матерями, никто вас в кутке не тронет, и приедете вы, нетронутая, к вашему мужу, как это вам желательно, и надеемся на вашу совесть, что вы вырастите нам смену, потому что старое старится, а молодняка, видать, мало. Горя мы видели, женщина, и на действительной и на сверхсрочной, голодом нас давнуло, холодом обожгло. А вы сидите здесь, женщина, без сомнения...

И пробивши третий звонок, поезд двинулся. И славная ночка раскинулась шатром. И в том шатре были звезды-каганцы. И бойцы вспоминали кубанскую ночь и зеленую кубанскую звезду. И думка пролетела, как птица. А колеса тарахтят, тарахтят...

По прошествии времени, когда ночь сменилась со своего поста и красные барабанщики заиграли зорю на своих красных барабанах, тогда подступили ко мне казаки, видя, что я сижу без сна и скучаю до последнего.

– Балмашев, – говорят мне казаки, – отчего ты ужасно скучный и сидишь без сна?

– Низко кланяюсь вам, бойцы, и прошу маленького прощения, но только дозвольте мне переговорить с этой гражданкой пару слов...

И, задрожав всем корпусом, я поднимаюсь со своей лежанки, от которой сон бежал, как волк от своры злодейских псов, и подхожу до нее, и беру у нее с рук дите, и рву с него пеленки, и вижу по-за пеленками добрый пудовик соли.

– Вот антиресное дите, товарищи, которое титек не просит, на подол не мочится и людей со сна не беспокоит...

– Простите, любезные казачки, – встревает женщина в наш разговор очень хладнокровно, – не я обманула, лихо мое обмануло...

– Балмашев простит твоему лиху, – отвечаю я женщине, – Балмашеву оно немногого стоит, Балмашев за что купил, за то и продает. Но оборотись к казакам, женщина, которые тебя возвысили как трудящуюся мать в республике. Оборотись на этих двух девиц, которые плачут в настоящее время, как пострадавшие от нас этой ночью. Оборотись на жен наших на пшеничной Кубани, которые исходят женской силой без мужей, и те, тоже самое одинокие, по злой неволе насильничают проходящих в их жизни девушек... А тебя не трогали, хотя тебя, неподобную, только и трогать. Оборотись на Расею, задавленную болью...

А она мне:

– Я соли своей решилась, я правды не боюсь. Вы за Расею не думаете, вы жидов Ленина и Троцкого спасаете...

– За жидов сейчас разговора нет, вредная гражданка. Жиды сюда не касаются. Между прочим, за Ленина не скажу, но Троцкий есть отчаянный сын тамбовского губернатора и вступился, хотя другого звания, за трудящийся класс. Как присужденные каторжане вытягают они нас – Ленин и Троцкий – на вольную дорогу жизни, а вы, гнусная гражданка, есть более контрреволюционерка, чем тот белый генерал, который с вострой шашкой грозится нам на своем тысячном коне... Его видать, того генерала, со всех дорог, и трудящийся имеет свою думку-мечту его порезать, а вас, несчетная гражданка, с вашими антиресными детками, которые хлеба не просят и до ветра не бегают – вас не видать, как блоху, и вы точите, точите, точите...

И я действительно признаю, что выбросил эту гражданку на ходу под откос, но она, как очень грубая, посидела, махнула юбками и пошла своей подлой дорожкой. И, увидев эту невредимую женщину, и несказанную Расею вокруг нее, и крестьянские поля без колоса, и поруганных девиц, и товарищей, которые много ездют на фронт, но мало возвращаются, я захотел спрыгнуть с вагона и себе кончить или ее кончить. Но казаки имели ко мне сожаление и сказали:

– Ударь ее из винта.

И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики.

И мы, бойцы второго взвода, клянемся перед вами, дорогой товарищ редактор, и перед вами, дорогие товарищи из редакции, беспощадно поступать со всеми изменниками, которые тащат нас в яму и хотят повернуть речку обратно и выстелить Расею трупами и мертвой травой...

За всех бойцов второго взвода – Никита Балмашев, солдат революции».

(И.Э. Бабель «Соль»)

ТЕКСТ III

Добавление во многие продукты питания столовой соли – самое опасное заблуждение человечества. В настоящее время потребление этого вещества в США достигло 45 кг в год на каждого жителя страны, и этот показатель все время растет. Чтобы процесс продолжался и дальше, компании, производящие соль, прибегают к массированной рекламе, в ходе которой они идут на различные ухищрения вплоть до ложных утверждений, что йодированная соль необходима человеку, чтобы не возникало заболевания щитовидной железы, зоба.

Хлорид натрия, или обычная столовая соль, – это неорганическое вещество, неусваиваемое организмом, когда-то ошибочно вошедшее в рацион питания человека и в настоящее время ставшее составной частью нашей повседневной еды.

Мы часто слышим следующие ложные утверждения в отношении соли:

«Это единственное вещество из всех минералов, которое усваивается организмом человека».

«Стремление потреблять соль – это инстинкт, присущий почти всем животным».

«Обычная соль – один из самых важнейших минералов, необходимых человеческому телу».

«В жаркий день мы сильно потеем и теряем много соли, поэтому нам необходимо ее восстанавливать. Если этого не делать, то можно заболеть, обессилеть или еще как-то пострадать от избыточной потери соли».

«Если удалить из организма животного всю соль, оно умрет от солевой недостаточности».

«Без соли мы погибнем».

Однако правда заключается в том, что приведенные утверждения и множество им подобных не соответствуют действительности. Чем хлорид натрия, с точки зрения человеческого организма, отличается от остальных неорганических минералов?

Человек использует соль в продуктах питания многие сотни лет, но не потому, что она необходима. Все объясняется следующим образом. Соль была первым обнаруженным людьми веществом, предохраняющим продукты питания от порчи. Именно для этой цели она широко используется и в настоящее время, особенно для обеспечения сохранности мяса и сыров. Именно поэтому она присутствует в огромных количествах в консервированных продуктах питания для детей, консервированных супах, консервированных овощах, консервированной рыбе, готовых для быстрого употребления зернах злаков, а также почти во всех видах хлеба и кондитерских изделий. Более того, если вы попытаетесь отыскать в супермаркете продукты питания, в которых нет соли, то, скорее всего, ничего подобного не найдете. Другими словами, даже теперь, оснащенные холодильниками, морозильниками и другими чудесами кухонной техники, мы все равно продолжаем прибегать к помощи соли, чтобы продлить жизнь продуктов питания и укоротить свою собственную.

Вопреки утверждениям заинтересованных лиц, употребление соли не относится к естественным инстинктам человека. Как и другие вредные привычки, разрушающие здоровье и сокращающие продолжительность жизни человека, это пристрастие является приобретаемым. Необходимость получать соль носит искусственный характер. Более того, при употреблении соли во рту парализуются 206 вкусовых бугорков. Подобно другим острым добавкам, соль создает ненормальное положение, заглушая естественные сигналы, подаваемые организмом.

(Брэгг Поль, Брэгг Патриция «Шокирующая правда о воде и соли»)














Список используемых источников

http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/proza/rasskaz/na-soli.htm

http://litra.pro/shokiruyuschaya-pravda-o-vode-i-soli/bregg-polj/read/59

http://www.haharms.ru/babel-rasskazy-odesskie-20.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!