| Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
| Предмет- ные | УУД |
| Организационный момент Время: 3 минуты | Приветствуют учителя. Занимают свои места за партами. Записывают тему урока. | Приветствует учащихся. Проговаривает вслух тему урока: «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы» (тема заранее записана на доске) | | | |
| Актуализация знаний Время: 10 минут. | Устно отвечают на вопросы. Работа с карточками, запись ответа | Фронтальная беседа по теме : «Щелочные металлы». Часть учеников работают по карточкам. | Вопросы фронтальной беседы: 1.Назовите особенности химических свойств лития. Чем он отличается от других ЩМ? 2.Что общего в строении атомов ЩМ? 3. Каковы физические свойства щелочных металлов? 4.Опишите основные химические свойства ЩМ. 5. Назовите важнейшие природные соединения ЩМ. Содержание карточки: Фамилия и Имя_________________ Задание №1 Саша прочитал текст учебника «Щелочные металлы» и сказал: «Калий и натрий широко распространены в природе, поэтому эти металлы не надо получать в промышленности.» Катя ответила: «Ты не прав, наоборот из-за того, что они химически активны, эти металлы получают только в промышленности.» Кто из них прав? Почему? | | Коммуникативные: 1.Умение формировать и излагать свои мысли в устной форме. 2. Умение анализировать основания для того или иного мнения партнеров по общению Познавательные: 1.Умение анализировать и ориентироваться в своей системе знаний. |
| Усвоение нового материала Время:20 минут. | Записывают в тетрадь химические свойства щелочноземельных металлов, соединения щелочноземельных металлов | Организует работу учащихся. Проговаривает физические свойства щелочноземельных металлов Наблюдает за деятельностью обучающихся. Делает записи на доске: 2Ca + O2 = 2CaO Са + Cl2 = CaCl2 хлорид Са + S = CaS сульфид 3Сa + N2 = Ca3N2 нитрид Сa +2H2O = Ca(OH)2+H2 Mg +TiO= Ti + MgO Предлагает записать алгоритм записи химических уравнений. (Раздаточный материал 1 Учитель рассказывает о соединениях металлов IIгруппы Предлагает записать сведения в виде таблицы | Записать химические свойства щелочноземельных металлов Химические свойства. а) При нагревании на воздухе все рассматриваемые металлы энергично сгорают с образованием оксидов: 2Ca + O2 = 2CaO б) Реакция с неметаллами. Бериллий, магний и все щелочноземельные металлы взаимодействуют при нагревании с неметаллами — хлором, серой, азотом и т. д., образуя соответственно хлориды, сульфиды, нитриды: Са + Cl2 = CaCl2 хлорид Са + S = CaS сульфид 3Сa + N2 = Ca3N2 нитрид в) Реакция с водой. Из всех металлов главной подгруппы II группы только бериллий практически не взаимодействует с водой (препятствует защитная пленка на его поверхности), магний реагирует с ней медленно, остальные металлы бурно взаимодействуют с водой при обычных условиях: Сa +2H2O = Ca(OH)2+H2 г)Подобно алюминию магний и кальций способны восстанавливать редкие металлы — ниобий, тантал, молибден, вольфрам, титан и др. — из их оксидов Mg +TiO= Ti + MgO Раздаточный материал 1 Внимание. Выполните задание. Составьте опорный конспект по химическим свойствам ЩЗМ. Задание выполняется в паре. На выполнение 4-5 минут. Металлы II гр А подгруппы | + О2 = +неМе= +Н2О= | МеО бинарные соединения гидроксиды(основания, кроме ВеО) | Соединения металлов IIгруппы Металл | Оксид | Гидроксид | Соли | | MeO | Me(OН)2 | Ме(кислотный остаток) | Са, Sr, Ba | MeO Основные оксиды | MeO + Н2О = Me(OН)2 основные гидроксиды | СаСО3, Mg СО3 | Ве | ВеО амфотерный оксид | Ве(ОН)2 амфотерный гидроксид Ве(ОН)2+ Н2О≠ | BeCl2 | | 1. Знать что такое химические уравнения, их типы. 2. Знать химические свойства щелочноземельных металлов | Познавательные: 1. Умение добывать новые знания. 2. Умение работать с текстом. Коммуникативные: 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами |
| Закрепление нового материала Время: 5 минут | Выполняют задание письменно в тетради, один ученик работает у доски | Записывает на доске генетический ряд кальция Ca–1 CaO–2Ca(OH)2 – CaCO3 Предлагает записать цепочки превращений | Задание на закрепление Генетический ряд кальция Ca–1 CaO–2 Ca(OH)2 – CaCO3 1)2Ca+O2= 2CaO 2) CaO+H2O=Ca(OH)2 3)Ca+ 2H2O= Ca(OH)2+H2 4) Ca(OH)2 + CO2= CaCO3 + H2O | 1. Уметь составлять уравнения химических реакций. | Познавательная: Умение анализировать. Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью. Регулятивные: Достижение результата |
| Информация о домашнем задании Время:2 минуты | Открывают дневники, записывают домашнее задание. | Поясняет выполнение задания. | Прочитайте § 15 о значении соединений щелочноземельных металлов и выпишите сведения в виде таблицы: Название минерала | Формула соединения, Химическое название | Применение | Мел, известняк | СаСО3 – карбонат кальция | В производстве строительных материалов | гипс | СаSO4 • 2Н2О — сульфат кальция | в строительстве, в медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок, для получения слепков | горькая, или английская, соль | MgSO4 – сульфат магния | используется в медицине в качестве слабительного средства. | баритовая каша | ВаSО4 — сульфат бария | благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. | | | |
| Рефлексия Время: 4 минуты | Отвечают устно на вопросы. Подводят итоги урока. | Задает вопросы. Подводит итоги. | Вопрос: Назовите физические свойства ЩЗМ. Предполагаемый ответ: Радий - радиоактивный элемент, содержание его в природе невелико. Бериллий, магний и щелочноземельные металлы - простые вещества. Легкие серебристо-белые металлы, стронций имеет золотистый оттенок. Он значительно тверже щелочных металлов, барий же по мягкости напоминает свинец. Какие соединения образуют ЩЗМ с неметаллами? Предполагаемый ответ: Образуют хлориды, сульфиды, нитриды Почему ЩЗМ хранят под слоем керосина? Предполагаемый ответ: На воздухе при обычной температуре поверхность бериллия и магния покрывается защитной оксидной пленкой. Щелочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха более активно, поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных сосудах, как и щелочные металлы. Какие оксиды образуют ЩЗМ? Предполагаемый ответ: Образуют основные оксиды, кроме Ве. ВеО – амфотерный оксид | Закрепление пройденного материала. | Коммуникативные: 1. Умение формировать и излагать свои мысли. 2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. 3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Познавательные: Умение структурировать знания. |
| Подведение итогов урока: 1 минута | | | 1. Выставление оценок. 2. Сегодня мы рассмотрели общую характеристику металлов главной подгруппы II группы; основные физические и химические свойства, важнейшие соединения и области их применения | | |