Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Снова сесть за парты рады. Приступать к учебе надо. -Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем! Прослушивание мелодии. Итак, ребята, что вы сейчас слышали? Мелодию, которая состоит из звуков. А какие звуки вы знаете? Гласные и согласные Кластер | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Постановка учебной темы и цели уроки | Приём «Да-нет» -Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и буквы? Да - Звуки делятся на три группы: гласные, согласные и ударные? нет - Согласные звуки состоят только из голоса? нет -В русском языке 6 гласных звуков? Да Молодцы! -Ребята, а как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Отгадайте загадку. Такие буквы нелегко произнести, Преграда — зубы и язык на их пути. Их в алфавите 20 штук. Они все разные, А называются ... Ответ: Согласные Запишите в тетрадь число, тему урока. Работа с таблицей у доски. Работа по учебнику. Упр 268 устно Ребята, а для чего нам необходимы согласные звуки? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поиграем. Игра «Угадай песню». Работа в парах Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню. Подсказка. Это любимая песня на новогоднем утреннике. В лс рдлсь лчк, В лс н рсл. (В лесу родилась елочка, В лесу она росла.) Ио и ео оая Еёая ыа. (Зимой и летом стройная Зелёная была.) - В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова). - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным). - А каких звуков в русском языке больше? Упр 269 устно | Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы Чертят схемы Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Формулируют цель урока Запись учащимися числа, темы урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка | -Мы вооружились знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и скорее приступим к выполнению заданий. Упр 270 – устно Прочитайте предложение. Какой звук слышится на месте пропуска? У хорошей ска..ки хорошая развя..ка. - Какое правило зашифровано в этом предложении? Работа с таблицей - шпаргалкой. Работа у доски. Игра «Собери букет» - 1 ряд. Выбери цветы, в названии которых есть только звонкие согласные. Роза, лилия, астра, мак, пион, георгин, нарцисс, гвоздика. Игра « На рыбалке» - 2 ряд. Выбери рыб, название которых начинается с глухого согласного. Карась, сом, налим, окунь, пескарь, лещ, форель, треска. Эстафета по рядам. Вставьте пропущенные буквы. 1 карточка: выру..ка, зама..ка, ко..ьба, поса..ка. 2 карточка: заморо..ки, зу.., ло..ка, моло..ьба. Теперь вас приглашаю на зарядку. Назвали всё мы по порядку. Мелкие шажки – раз, два, три, Легкие прыжки – раз, два, три. Вот и вся зарядка – раз, два, три, Мягкая посадка – раз, два, три. - Ребята назовите слова с парными согласными. Выполняется устно. | Коллективная работа. Отвечают на вопросы Отвечают по схеме Отвечают на вопросы Работают у доски Эстафета по рядам Выполняют физкультминутку | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). |
Закрепление изученного материала | « Ловите ошибку!» Ударил кребкий морос. Хрубкие ведки трещат от заморосков. «Хитрые вопросы» - В каком слове сорок гласных? (сорока) - В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп) Работа в командах. Индивидуальное задание: решить фонетическую задачу. Миша не знал правил написания слов. Он писал их так, как слышал. Какие слова он напишет неправильно? 1) дуб, 2) зуб 3) клуб 4) укроп А) 1, 3; Б) 1, 2, 4; В)1, 2, 3; Г) 1, 4; Д) все. Ответ: В. -А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены. Перед вами тесты, выполните задания, а потом мы с вами их проверим. Тест. 1. На какие две группы делятся гласные? А) Ударные и безударные; Б) парные и непарные; В) сильные и слабые 2.На какие две группы делятся согласные? А) Ударные и безударные; Б) парные и непарные; В) сильные и слабые 3.Укажите звонкие согласные: [ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ]. 4. Сколько букв в русском алфавите? А) 41; Б) 32; в) 33 5. Отметь слова, в которых все согласные - глухие: а ) писать, витрина, поклон; б ) капот(у машины), лошадь, кипит. | Выполняют задание. (уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими) Работают с учебником Отвечают на вопросы Самостоятельно решают тест | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные (работа с текстом, умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
Итог урока. Рефлексия | Подведение итогов работы. Приём «Жокей и лошадь». Продолжите фразу: - Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называетя... -Все звуки речи делятся на ….. и ….. -Согласные звуки состоят из .. - Где в обычной жизни можете наблюдать звуки? Лист успешности. Оцените свою работу, продолжив фразу: На уроке я работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно) Я думаю, что мог бы работать …. За работу на уроке я ставлю себе оценку ….. - Молодцы, ребята, спасибо за урок, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление отметок. | Продолжают фразу. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |