ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в соответствии с требованиями ФГОС
Обществознание 9 класс.
Учитель Бочарова А.А. –МБОУ «Горельская СОШ»
Предмет | Обществознание |
Класс | 9 |
Тема урока | Участие граждан в политической жизни |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры. |
Образовательные ресурсы | Учебник Обществознания,9 класс, Боголюбов Л.Н., 2020, презентация, доска. |
План урока | 1. Выборы. 2. Референдум. 3. Участие в Государственной службе» 4. Обращения в органы власти. 5. Другие пути влияния на власть. 6. Свобода слова, свобода мысли. 7. Политический экстремизм. |
Личностно значимая проблема | Может ли гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы? |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия | Референдум, выборы, политическое участие, прямая демократия.. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | |
II. Актуализация знаний | | Беседа по изученному материалу. Беседа с учащимися | Беседа с учащимися: В чем состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»? Каковы основные признаки гражданского общества? В чем заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства? Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Ответ аргументируйте. Беседа с учащимися: Есть ли польза от политических партий? В чем она может проявляться? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ | Фронтальная работа. | Устные ответы Работа в тетради |
III. Изучение нового материала | | Работа с документами и текстом учебника (Приложение 1) Работа с текстом учебника (п. 6 § 6) Практическая работа (Приложение 2) | Формирование 6 рабочих групп (по 2 человека) для исследования поставленных вопросов: 1 группа – «Выборы». 2 группа – «Референдум.» 3 группа – «Участие в Государственной службе» 4 группа – «Обращения в органы власти» 5 группа – «Другие пути влияния на власть» 6 группа – «Свобода слова, свобода мысли» Каждая группа получает комплект источников Дает задание. Какие действия являются проявлениями политического экстремизма? В чем заключается опасность в политическом экстремизме? Раздает тексты с заданиями. | Самостоятельно работают с документами и текстом учебника, делают записи, отвечают на вопросы. Читают учебник и отвечают на поставленный вопрос. Выполняют задания. | Групповая работа Индивидуальная работа Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Работа в тетради Устные ответы Устные ответы. Устные ответы. |
IV. Проверочное закрепление | | Беседа с учащимися. | Беседа с учащимися. Может ли гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы? | Ученики: Должны прийти к выводу, что польза от политической партии есть, т.к. партии объединяют людей с однородными интересами в единую силу и могут таким образом реализовать эти интересы.. Отвечают на поставленную проблему урока. | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Устные ответы. |
V. Итоги урока. Рефлексия | | Оценивание | Определяем: 1. Достигли мы цели сегодняшнего урока. 2.Эмоциональный настрой. 3. Что бы я хотел еще узнать по этой теме. Оценивает учащихся | Оценивают результаты урока. | Индивидуальная работа | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | | | Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: §6. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | Записи в дневнике |
Приложение 1
Задание 1. Изучите Статью 3 -7 ФЗ РФ «О выборах РФ»
Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах …
Статья 4.Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме.
1.Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации……..быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2.Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья 5.Равное избирательное право и право на участие в референдуме.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
Статья 6.Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме.
Граждане российской Федерации голосуют на выборах и референдуме …. непосредственно.
Статья 7. Тайное голосование
Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Вопросы: 1. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах? 2. Кто лишен права принимать участие в выборах? 3. Перечислите принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.
Задание 2. П.1 § 6.
Вопросы: 1.Что такое референдум? 2.Зачем проводят референдум? 3. Кто может участвовать в референдуме? 4.Порядок назначения референдума.
Задание 3. П. 2 § 6..
Вопрос. Объясните в чем суть права равного доступа к государственной службе.
Задание 4. П 3 § 6..
Вопрос: Назовите формы обращения граждан в органы государственной власти.
Задача 5. П. 4 § 6..
Вопрос: Перечислите пути влияния на власть.
Задание 6. Статья 29 Конституции РФ.
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Вопросы: 1. Противоречат ли друг другу п. 1 и п. 2 статьи? 2. Нужна ли цензура в современном обществе?
Приложение 2
В дискуссии высказаны две точки зрения: 1) политикой может заниматься каждый человек; 2) политикой может заниматься лишь тот человек, который обладает качествами политического деятеля. А какова ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ.
Иногда человек заявляет: «Я вне политики! Я политикой не интересуюсь!» Выскажите ваше отношение к такой позиции.
В ряде стран и в нашей стране органы власти регламентируют время и место проведения митингов, например не разрешают митинги на центральных магистралях в рабочие дни недели и т. п. Выскажите ваше мнение, не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний.
На митинг, разрешенный органами власти, для охраны порядка были направлены наряды милиции. Во время митинга его возбужденные участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения.
Кто, по вашему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или милиция? Свой ответ аргументируйте.
Согласны ли вы со следующим утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируйте свой ответ.
Проводимые в России реформы одни газеты оценивают положительно, другие — отрицательно. Считаете ли вы эту «разноголосицу» нормальной? Объясните свою точку зрения.
Раскройте, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина?
Объясните, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признается условием нормального развития человека и общества.
Подберите из газет и журналов (возможно из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.