СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 города Абакан»

Учитель химии: Макарова Кристина Александровна

Предмет: химия

Программа: О.С.Габриелян. Программа курса химии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М.: Дрофа, 2006

Класс: 10 профильный уровень

Урок: № 2 в теме 2 «Строение органических соединений»

Тема урока: «Виды изомерии в органической химии».

Методы обучения: репродуктивные, частично - поисковые



Цели для ученика

1.Углубить знания об изомерии, изомерах, гомологии, гомологах.

2. Отработать навыки конструирования молекул веществ.

3. Закрепить знания о химической номенклатуре органических веществ.

Цели для учителя

Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Развивающие: учащиеся становятся активными участниками урока; устанавливают логические связи между элементами учебного материала.

Воспитательные: формируются толерантные отношения при выполнении парной и групповой работы

Тип урока: УОНЗ

Форма урока: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Имеющиеся понятия: изомерия, изомер, гомология, гомолог, общие формулы орг. веществ.

Новые понятия: виды изомерии:

  1. Структурная: а) углеродного скелета; б) положения функц. группы; в) межклассовая.

  2. Пространственная: а) геометрическая; б) оптическая.

Цис-, транс-изомерия, хиральный атом углерода.

Планируемые результаты обучения

Личностные: Умение проводить самооценку, учебную мотивацию, определение границ собственного знания и незнания.

Метапредметные: Умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативность, самостоятельность.

Предметные: Выучить определения «Изомерия», «Изомеры», научиться составлять формулы изомеров и отличать их от гомологов.

Формы контроля усвоения предметного содержания: изготовление моделей молекул органических в-в из пластилина и спичек, составление формул изомеров в тетради, номенклатура органических веществ.

Домашнее задание: п.2 (вторая часть), вопросы после параграфа, задания на карточках в тетрадь.






ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Организационный.

1 мин.

Приветствует обучающихся, настраивает на работу: «Все готовы? Материалы для урока есть у всех?»

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Прием «Доволен- не доволен». Обучающиеся заранее пишут на листе:». Мне понравится этот урок или не понравится». Во время этапа. Рефлексии они сравнивают желаемое и полученные впечатления занятия.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Мотивационно-целевой.

2 мин.

Просит разложить слово «Изомер» на составные части. Показывает с помощью проектора структурные формулы нескольких орг. в-в с одинаковой молекулярной формулой и разными физич. свойствами (Ткип.).

Один из обучающихся раскладывает слово на части на доске. Если может, объясняет смысл частей слова. С помощью учителя формулируют тему урока, составляют основной план изучения темы.

Просмотр и анализ формул в-в на экране.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели, формулировка проблемы.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске ответов на поставленные вопросы.

Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому знанию.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности.

Актуализация знаний.

3 мин.

Предлагает обучающимся сформулировать определение термина «изомерия», какие вещества называются изомерами, в чем причина изомерии известных им углеводородов.

Обучающиеся формулируют определение изомерии, как пример наводят два углеводорода н-бутан и изо-бутан, называют их физ. свойства, используя записи в тетрадях или данные таблицы на стр.26 учебника.

Беседа (прием «Терминологический бой»).

Познавательные: построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: анализ условия задания, планирование и поиск путей решения проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Первичное усвоение новых знаний.

5 мин.

Представляет на экране проектора схему «Виды изомерии», предлагает перенести ее в тетрадь. Ниже под схемой находятся определения структурных и пространственных(стерео) изомеров.

Переносят схему в тетрадь и определения в тетрадь.

Индивидуальная работа.

Познавательные: построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: анализ условия задания, планирование и поиск путей решения проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Поисково-исследовательский этап.

11 мин.

Рассматривает ТРИ вида структурной изомерии:

  1. изомерию углеродного скелета на примере н-бутана и изобутана; 2-метилбутана и 2,2-диметилпропана;

Вопрос-задание:» Найдите в молекулах 2-метилбутана и 2, 2-диметилпропана первичный, вторичный и третичный атомы углерода». Должны знать, так как это материал предыдущей темы.

Вопрос:» Если физические свойства изомеров бутана различны, то будут ли различны и химические свойства?»

Ответы обучающихся: Да и Нет. Правильный ответ: «Химические свойства не должны различаться, так как это в-ва одного класса-Алканы»

  1. изомерию положения:

–кратной связи на примере бутина-1 и бутина-2;

–положения заместителей на примере 1-бромбутана и 2-бромбутана;

–положения функциональной группы на примере бутанола-1 и бутанола-2 (предлагает составить структ. формулы самостоятельно).

  Перед объяснением «Межклассовой изомерии» просит обучающихся назвать общие формулы Алканов, Алкенов и Циклоалканов. На примере гексена и циклогексана, этанола и диметилового эфира объсняет явление межклассовой изомерии. Спрашивает у обучающихся: «Будут ли отличатся физ. и хим. свойства у межклассовых изомеров и как сильно?»

Акцентирует внимание обучающихся, что для понимания пространственной изомерии нужно хорошо развитое трёхмерное представление пространства. На экране определение геометрической изомерии: »Геометрическая изомерия х-на для для соединений, содержащих двойные связи и циклы, в результате чего свободное вращение атомов углерода относительно двойной связи или цикла». Как пример: бутен-2: его цис- и транс- изомеры.

«Сравните структурные формулы бутена-1 и бутена-2, учитывая углы в связях»

Оптическую изомерию объясняет на примере 2-аминопропановой кислоты. На экране ее пространственное строение. Объясняет какой атом углерода называется ассиметричным (хиральным)..Предлагает собрать две модели в-ва двум обучающимся за одной партой, чтобы они отличались положением заместилей в пространстве.

Рассказывает интересный факт, что в природе доминируют цис-изомеры. Как сказал один известный химик:»В борьбе за выживание победили цис-изомеры». Обучающимся предлагается подумать над вопросами «Полезен ли маргарин?» и «Почему природный каучук более износоустойчив, чем искусственный?»

Вопрос:» Почему 3-аминопропановая к-та не обладает оптической активностью?»

Вопрос:» Какой достаточно простой галогензамещенный углеводород на основе метана должен обладать оптической изомерией?»

1)Строят в тетради «скелет» молекул. Собирают из пластилина и спичек шаростержневые модели 2-метилбутана и 2,2-диметилпропана или, хотя бы, «скелеты».

2)

-заносят в тетрадь формулы бутина-1 и бутина-2;

-1-бромбутана и 2-бромбутана;

-самостоятельно составляют формулы бутанола-1 и бутанола-2.

Переносят в тетрадь формулы гексена и циклогексана, этанола и диметилового эфира с указанием классов в-в.

Записывают в тетрадь определение и заносят формулы цис-бутена-2 и транс-бутена-2.

Собирают модели цис-бутена-2 и транс-бутена-2 и убеждаются в невозможности вращения атомов углерода относительно (=)связи.

Рисуют структ. ф-лы и приходят к выводу, что молекула бутена-2 может быть изображена двумя способами.

.

Записывают в тетрадь формулу 2-аминопропановой кислоты. Собирают модели молекул

Обучающиеся достаточно легко приходят к выводу, что в маргарине много транс-изомеров, а природный каучук состоит в основном из цис-изомеров.

Ответ обучающихся:» Нет ассиметричного атома углерода»

Обучающиеся достаточно легко находят ответ. Например бромфторхлорметан.

Получают оборудование и материалы, организуют рабочее место.

Проводят мини-исследования.

  Сообщают в группе (соседу по парте) о своих наблюдениях, записывают выводы в тетрадь.

Предметные: проводить исследование, описывать происходящее, устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные: обобщать полученные данные, делать выводы.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Регулятивные: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели.

Первичная проверка понимания.

10 мин.

1)Предлагает выполнить ряд заданий на карточках, которые раздаёт по вариантам. На карточках задания:»Установи соответствие: Формула-название».

2)Организует через 6-8 минут взаимопроверку: впередисидящий проверяет задание сзадисидящего.

3)Комментирует допущенные ошибки.

1)Выполняют задания на закрепление материала урока. Ответы выглядят примерно так 1-А, 2-Б т. д.

2)проверяют выполнение заданий своими товарищами и ставят предварительные оценки.

Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой.

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее конкретных способов решения заданий.

Коммуникативные: оценка деятельности одноклассников.

Личностные: осознание личностной значимости владения методами научного познания.

Регулятивные: оценивать степень достижения цели и степень усвоения темы.

Информация о домашнем задании.

2 мин.

Сообщает домашнее задание, раздает карточки с письменным заданием. После ознакомления обучающимися, комментирует и отвечает на поставленные вопросы.В карточках для домашнего задания есть вопрос «Какое в-во лишнее в данном перечне?» Ответ:» Среди изомеров есть формула гомолога»

Записывают задание в дневник, знакомятся с заданиями на карточках. Если что-то непонятно-спрашивают учителя.

Индивидуальная работа.

Личностные: демонстрируют ответственное отношение к труду.

Рефлексия.

1 мин.

Подводит итог занятия, отмечает удачные ответы, оценивает наиболее успешных обучающихся, спрашивает мнение обучающихся о проведенном занятии.

Высказывают своё мнение о занятии, слушают оценку своей работы, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Фронтальная беседа

Личностные: смыслообразование, умение высказывать личное мнение.

Регулятивные: уметь оценивать себя и других.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение видеть в своей деятельности положительные и отрицательные моменты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!