Мотивационно-целевой. 2 мин. | Просит разложить слово «Изомер» на составные части. Показывает с помощью проектора структурные формулы нескольких орг. в-в с одинаковой молекулярной формулой и разными физич. свойствами (Ткип.). | Один из обучающихся раскладывает слово на части на доске. Если может, объясняет смысл частей слова. С помощью учителя формулируют тему урока, составляют основной план изучения темы. | Просмотр и анализ формул в-в на экране. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели, формулировка проблемы. Коммуникативные: сотрудничество в поиске ответов на поставленные вопросы. Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому знанию. Регулятивные: определение цели учебной деятельности. |
Актуализация знаний. 3 мин. | Предлагает обучающимся сформулировать определение термина «изомерия», какие вещества называются изомерами, в чем причина изомерии известных им углеводородов. | Обучающиеся формулируют определение изомерии, как пример наводят два углеводорода н-бутан и изо-бутан, называют их физ. свойства, используя записи в тетрадях или данные таблицы на стр.26 учебника. | Беседа (прием «Терминологический бой»). | Познавательные: построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: анализ условия задания, планирование и поиск путей решения проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Первичное усвоение новых знаний. 5 мин. | Представляет на экране проектора схему «Виды изомерии», предлагает перенести ее в тетрадь. Ниже под схемой находятся определения структурных и пространственных(стерео) изомеров. | Переносят схему в тетрадь и определения в тетрадь. | Индивидуальная работа. | Познавательные: построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: анализ условия задания, планирование и поиск путей решения проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Поисково-исследовательский этап. 11 мин. | Рассматривает ТРИ вида структурной изомерии: изомерию углеродного скелета на примере н-бутана и изобутана; 2-метилбутана и 2,2-диметилпропана; Вопрос-задание:» Найдите в молекулах 2-метилбутана и 2, 2-диметилпропана первичный, вторичный и третичный атомы углерода». Должны знать, так как это материал предыдущей темы. Вопрос:» Если физические свойства изомеров бутана различны, то будут ли различны и химические свойства?» Ответы обучающихся: Да и Нет. Правильный ответ: «Химические свойства не должны различаться, так как это в-ва одного класса-Алканы» изомерию положения: –кратной связи на примере бутина-1 и бутина-2; –положения заместителей на примере 1-бромбутана и 2-бромбутана; –положения функциональной группы на примере бутанола-1 и бутанола-2 (предлагает составить структ. формулы самостоятельно). Перед объяснением «Межклассовой изомерии» просит обучающихся назвать общие формулы Алканов, Алкенов и Циклоалканов. На примере гексена и циклогексана, этанола и диметилового эфира объсняет явление межклассовой изомерии. Спрашивает у обучающихся: «Будут ли отличатся физ. и хим. свойства у межклассовых изомеров и как сильно?» Акцентирует внимание обучающихся, что для понимания пространственной изомерии нужно хорошо развитое трёхмерное представление пространства. На экране определение геометрической изомерии: »Геометрическая изомерия х-на для для соединений, содержащих двойные связи и циклы, в результате чего свободное вращение атомов углерода относительно двойной связи или цикла». Как пример: бутен-2: его цис- и транс- изомеры. «Сравните структурные формулы бутена-1 и бутена-2, учитывая углы в связях» Оптическую изомерию объясняет на примере 2-аминопропановой кислоты. На экране ее пространственное строение. Объясняет какой атом углерода называется ассиметричным (хиральным)..Предлагает собрать две модели в-ва двум обучающимся за одной партой, чтобы они отличались положением заместилей в пространстве. Рассказывает интересный факт, что в природе доминируют цис-изомеры. Как сказал один известный химик:»В борьбе за выживание победили цис-изомеры». Обучающимся предлагается подумать над вопросами «Полезен ли маргарин?» и «Почему природный каучук более износоустойчив, чем искусственный?» Вопрос:» Почему 3-аминопропановая к-та не обладает оптической активностью?» Вопрос:» Какой достаточно простой галогензамещенный углеводород на основе метана должен обладать оптической изомерией?» | 1)Строят в тетради «скелет» молекул. Собирают из пластилина и спичек шаростержневые модели 2-метилбутана и 2,2-диметилпропана или, хотя бы, «скелеты». 2) -заносят в тетрадь формулы бутина-1 и бутина-2; -1-бромбутана и 2-бромбутана; -самостоятельно составляют формулы бутанола-1 и бутанола-2. Переносят в тетрадь формулы гексена и циклогексана, этанола и диметилового эфира с указанием классов в-в. Записывают в тетрадь определение и заносят формулы цис-бутена-2 и транс-бутена-2. Собирают модели цис-бутена-2 и транс-бутена-2 и убеждаются в невозможности вращения атомов углерода относительно (=)связи. Рисуют структ. ф-лы и приходят к выводу, что молекула бутена-2 может быть изображена двумя способами. . Записывают в тетрадь формулу 2-аминопропановой кислоты. Собирают модели молекул Обучающиеся достаточно легко приходят к выводу, что в маргарине много транс-изомеров, а природный каучук состоит в основном из цис-изомеров. Ответ обучающихся:» Нет ассиметричного атома углерода» Обучающиеся достаточно легко находят ответ. Например бромфторхлорметан. | Получают оборудование и материалы, организуют рабочее место. Проводят мини-исследования. Сообщают в группе (соседу по парте) о своих наблюдениях, записывают выводы в тетрадь. | Предметные: проводить исследование, описывать происходящее, устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные: обобщать полученные данные, делать выводы. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Регулятивные: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели. |
Первичная проверка понимания. 10 мин. | 1)Предлагает выполнить ряд заданий на карточках, которые раздаёт по вариантам. На карточках задания:»Установи соответствие: Формула-название». 2)Организует через 6-8 минут взаимопроверку: впередисидящий проверяет задание сзадисидящего. 3)Комментирует допущенные ошибки. | 1)Выполняют задания на закрепление материала урока. Ответы выглядят примерно так 1-А, 2-Б т. д. 2)проверяют выполнение заданий своими товарищами и ставят предварительные оценки. | Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. | Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее конкретных способов решения заданий. Коммуникативные: оценка деятельности одноклассников. Личностные: осознание личностной значимости владения методами научного познания. Регулятивные: оценивать степень достижения цели и степень усвоения темы. |
Информация о домашнем задании. 2 мин. | Сообщает домашнее задание, раздает карточки с письменным заданием. После ознакомления обучающимися, комментирует и отвечает на поставленные вопросы.В карточках для домашнего задания есть вопрос «Какое в-во лишнее в данном перечне?» Ответ:» Среди изомеров есть формула гомолога» | Записывают задание в дневник, знакомятся с заданиями на карточках. Если что-то непонятно-спрашивают учителя. | Индивидуальная работа. | Личностные: демонстрируют ответственное отношение к труду. |
Рефлексия. 1 мин. | Подводит итог занятия, отмечает удачные ответы, оценивает наиболее успешных обучающихся, спрашивает мнение обучающихся о проведенном занятии. | Высказывают своё мнение о занятии, слушают оценку своей работы, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Фронтальная беседа | Личностные: смыслообразование, умение высказывать личное мнение. Регулятивные: уметь оценивать себя и других. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение видеть в своей деятельности положительные и отрицательные моменты. |