СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по Русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»


Конспект урока по русскому языку. Выполнил студент 3 курса Евсеева Т.И., гр.31

УМК: «Школа России». Русский язык.

Класс: 3

Тема урока: Корень. Что такое корень слова.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: научить распознавать однокоренные слова и выделять корень в слове.

Планируемые предметные результаты: Распознают однокоренные слова, выделяют корень в слове.

Планируемые метапредметные результаты:

регулятивные: планируют свои действия для решения задачи (под руководством учителя); выполняют действия по намеченному плану; выполняют действия по составленному алгоритму;

познавательные: пользуются словарями учебника; анализируют изучаемые языковые объекты, выделяя их признаки; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их;

коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, группах), приходить к общему решению, осуществляют взаимоконтроль.


Планируемые личностные результаты: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке


Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник: Русский язык В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; 3 класс (1 часть), стр.74-75, карточки, раздаточный материал.

Этап урока

Отводимое время

Методы

Формы взаимодействия

Деятельность учителя и формулировки заданий;

варианты детских ответов

Планируемые результаты

Планируемые способы оценивания

I.

Организационный этап.

(1 мин.)

Словесный (инструктаж).


Фронтальная работа.







У:- Здравствуйте, ребята!

Напоминаю вам правила поведения на уроке:

- вести себя спокойно, но не отмалчиваться;

- не выкрикивать (громко - не значит хорошо);

- быть терпеливыми, не перебивать друг друга;

- задания выслушивать до конца.

(Обучающиеся настраиваются на урок, контролируют свою подготовку к уроку).


Самоконтроль.

II.

Мотивационный этап.

(2 мин.)

Словесный инструктаж Наглядный (таблица).

Фронтальная работа.





У:- Сегодня на уроке мы с вами будем самостоятельно оценивать свою работу. У каждого из вас есть табличка результатов. Есть самоклеящиеся значки: звездочки, квадратики и треугольники. Каждый значок обозначает ваше отношение к выполненному заданию. После каждого выполненного задания вы должны будете оценить свою работу, а фигурки вам помогут. Нужно приклеить в ячейку соответствующую заданию тот значок, который соответствующий уровню выполнения вами задания. Если задание выполнено правильно – приклеиваем звездочку, если допущена одна или две ошибки - квадратик, если больше, то треугольник.






Старался, всё получилось!








Старался, но были ошибки.






У меня не получилось, но я буду стараться!


1задание

2 задание

3 задание

4 задание

4 задание

Итог








Табличка самооценивания.


III.

Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

(7 мин.)

Словесный

(учебный диалог).






Наглядный (презентация).


Фронтальная работа.
































У: - Посмотрите на экран. (Слайд: - Вы кто такие?- Я - Гусь, это - Гусыня, это наши детки - Гусята.- А ты кто?- А я ваша родственница – Гусеница.) У: - Как можно назвать гуся, гусят, и гусыню? О:- родственниками. У: - Как мы можем назвать эти слова? О:- Родственные или однокоренные. У: - Вспомним определение однокоренных слов. О:- Слова, которые имеют один и тот же корень с одним и тем же значением. У: - Как вы думаете родственница ли гусеница гусям? Однокоренные ли это слова? О:- Высказывают предположения. Возникшие затруднения. У: - Постараемся ответить в процессе урока родственница ли гусеница гусю. У: - Можем ли мы предположить, что вам сегодня предстоит узнать на уроке? Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Слайд. «_______ .Что такое __________ слова»)

О:- Корень. Что такое корень слова. У: - Можем ли мы поставить цель нашего урока исходя из возникшего затруднения? (Слайд. Цель: научиться ________ однокоренные слова, выделять_______ в слове.) О:- Научиться распознавать однокоренные слова, выделять корень в слове. У:- Чтобы реализовать нашу цель мы составим план действий. На слайде представлен план, но последовательность его нарушена. В каком порядке вы будет действовать?

Научиться определять

днокоренные слова

Уточнить признаки

однокоренных слов

Составить алгоритм

определения корня в слове

Дать определение

корню слова



Уточнить признаки

однокоренных слов

Научиться определять

днокоренные слова

Дать определение

корню слова

Составить алгоритм

определения корня в слове



П: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их;

К: участвуют в диалоге, общей беседе.












Р: планируют свои действия для решения задачи (под руководством учителя);

К: участвуют в диалоге, общей беседе.



личностные результаты: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
















Взаимооценка.


IV.

Первичное усвоение новых знаний.

(9 мин.)

Словесный инструктаж

(учебный диалог).

Наглядный (презентация).














Работа в паре























Фронтальная работа


















Индивидуальная работа













Фронтальная






У:- Сейчас выполним задание в парах. Посмотрите на слайд и вспомните, как нужно работать в парах.

- слушать друг друга
- не перебивать
- работать совместно.

Задание. Посоветуйтесь друг с другом и найдите в предложениях однокоренные слова. Объясните друг другу лексическое значение каждого из слов. Выпишите однокоренные слова. Выделите корень слова.

Л еc , лесок, лесные, лесник, лесистые.

У:- Попрошу одного из вас прочитать, какие же слова выписали. Какая общая часть у всех этих слов? Как мы ее называем? О:- Лес, корень. У:- Проверим по эталону (Слайд) У:- Какое лексическое значение у общей части этих слов. О:- лес – скопление деревьев, лесок – уменьшительное от лес, лесные – принадлежащие лесу, лесник – человек охраняющий лес, лесистые – поросшие лесом. У:- Еще раз уточним признаки однокоренных слов. О: - признаки однокоренных слов: общая часть (корень) с одним и тем же значением, слова близки по значению, но это разные слова, так как каждое из них имеет своё лексическое значение. У:- Обратимся к нашему плану, какой пункт плана выполнили?

О: -

Уточнить признаки

однокоренных слов

У:- Оцените свою работу и приклейте значок в первой ячейке таблички самооценивания

У:- Следующее задание вы выполняете самостоятельно. Один из вас выполняет у доски.

Задание. Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень.

У:- Проверим по эталону (Слайд)

осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

У:- Устно определим лексическое значение выписанных слов. О:- Осиновый - принадлежащий осине, осинник - лес из осин, осинки- уменьшительное от осины, дерево осина, подосиновики- грибы растущие под осинами. У:- Оцените свою работу и приклейте значок во второй ячейке таблички самооценивания У:- Обратимся к нашему плану, какой пункт плана выполнили? О: -

Научиться определять

однокоренные слова

У:- Какое лексическое значение у слов гусь, гусыня, гусята, гусеница? О:- Гусь-птица, гусята маленькие гуси, гусыня гусь женского рода, гусеница-личинка бабочки. У:- Однокоренные ли это слова, родственница ли гусеница гусю? О:- Слова имеют разные лексические значения, значит слова не однокоренные.

личностные результаты: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке



















К: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах), приходить к общему решению, осуществляют взаимоконтроль



П: анализируют изучаемые языковые объекты, выделяя их признаки; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их;



Р: выполняют действия по намеченному плану;





П: устанавливают причинно-следственные связи;



Предметные результаты: распознают однокоренные слова, выделяют корень в слове.









Р: выполняют действия по намеченному плану;

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их;

К: участвуют в диалоге, общей беседе, приходить к общему решению.

Самооценка (табличка самооценивания).

Взаимооценка.


Физ. Минутка

(1 мин.)

Словесный (инструктаж).

Фронтальная работа.


Ребята, встаем и немного отдохнем! Я буду называть пары слов. Если я называю однокоренные слова, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то вы топаете. Снег-снегопад, больница-болтушка, грибы -грибник, носорог -носить, береза-березняк, рис -рисовать, светлеет -светлый, вода -водить.(Обучающиеся выполняют действия игры).




V. Первичная проверка понимания.

(10 мин.)

Словесный (учебный диалог).

Фронтальная работа











Работа в группах.




























Фронтальная работа

У:- Ребята, почему корень — главная значимая часть слова? О: - Потому что в этой части слова заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. У:- Сверим наше определение с учебником.

У:- Обратимся к нашему плану, какой пункт плана выполнили?

Дать определение

корню слова

У:- Зная определение корня слова, вы легко справитесь со следующим заданием. Объединитесь в группы. Вспомните правила работы в группе. (Слайд) О:- слушать друг друга;
- не перебивать;
- работать совместно.

Задание. Найдите однокоренные слова. Распределите их по группам. Каждая группа представит по одной группе слов. Объясните, по какому признаку объединены слова.

Чистота, сказывать, масло, побелка, звонить, масляный, звонкий, чистить, белить, сказка, звонок, чистенький, беловатый, маслице, сказочник, маслить, чистый, звон, белый, сказочный.






Ответы групп:

Чистота, сказывать, масло, побелка, звонить, масляный, звонкий, чистить, белить, сказка, звонок, чистенький, беловатый, маслице, сказочник, маслить, чистый, звон, белый, сказочный.

Чистота чистить чистенький чистый

сказывать сказка сказочник сказочный

масло масляный маслице маслить

побелка, белить беловатый белый

звонить звонкий звонок звон

(Слайд)

У:- Оцените свою работу в группе и приклейте значок в ячейке следующего задания таблички.

У:- Сделайте вывод, к каким частям речи могут относиться однокоренные слова?

О:- однокоренные слова могут быть одной частью речи (масло, маслице) и разными частями речи

(масло, масляный, маслить). У:- Как пишется корень в однокоренных словах. О:- корень в родственных (однокоренных) словах пишется одинаково (за исключением корней с чередующимися гласными и согласными в корне) У:- Сможем ли мы составить последовательность (алгоритм) определения корня в слове? О:- определить значение слова, подобрать к нему однокоренные слова, выделить в них общую часть, которая и будет корнем слова. (Слайд) У:- Проверим по учебнику.

У:- Посмотрите, какой пункт плана мы выполнили? О:-

Составить алгоритм

определения корня в слове



Р: выполняют действия по намеченному плану;

П: анализируют изучаемые языковые объекты, выделяя их признаки; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их;





личностные результаты: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке



П: анализируют изучаемые языковые объекты, выделяя их признаки; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их;

К: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, группах), приходить к общему решению, осуществляют взаимоконтроль

Предметные результаты: распознают однокоренные слова, выделяют корень в слове.


П: анализируют изучаемые языковые объекты, выделяя их признаки; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их;

К: участвуют в диалоге, общей беседе, приходить к общему решению, осуществляют взаимоконтроль











Р: выполняют действия по намеченному плану;

Самооценка (табличка самооценивания).

Взаимооценка.


VI.

Первичное закрепление.

(8 мин.)

Словесный (инструктаж, учебный диалог)


Парная работа











Индивидуальная













У: - Выполним еще одно задание в парах. Упр.133 учебника. Обратитесь к словарю однокоренных слов стр.149, найдите прилагательные с корнем -дал-, существительные с корнем -дол-, глаголы с корнем -мир- и выпишите их. Одна пара работает у доски. (Слайд) Проверяем: далекий, дальний; дол, долина; мирить, помирить. У:- Оцените свою работу и приклейте значок в ячейке следующего задания таблички.


У:- Заключительное задание выполняем на карточках самостоятельно. Используем алгоритм определения корня слова. (Слайд)

Прочитай. Найди однокоренные (родственные) слова.

Запиши каждую группу слов с новой строки. Выдели

в однокоренных словах корень.


Гора, горка, горелый, горе, догореть, горюшко, гористый, горевать, гореть.


Обучающиеся самостоятельно выполняют упражнение. Один обучающийся выполняет задание у доски. У:- Обменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону.(Слайд) Обучающиеся проверяют. Исправляют ошибки, если находят. У:- Оцените свою работу и отметьте выполненное задание в табличке самооценки.


П: пользуются словарями учебника; анализируют изучаемые языковые объекты, выделяя их признаки;

К: осуществляют взаимоконтроль

Р: выполняют действия по составленному алгоритму;

Предметные результаты: распознают однокоренные слова, выделяют корень в слове.




Р: выполняют действия по составленному алгоритму;

П: анализируют изучаемые языковые объекты, выделяя их признаки; устанавливают причинно-следственные связи;

К: осуществляют взаимоконтроль


Предметные результаты: распознают однокоренные слова, выделяют корень в слове.


Самооценка (табличка самооценивания).

Взаимооценка.


Информация о домашнем задании

(2 мин)

Словесный.


Фронтальная работа.


У:- Дома вам нужно будет выполнить по учебнику упр. 134. Прочитайте задание. Всем понятно как выполнять домашнюю работу?



VII.Рефлексия, подведение итогов занятия. (5мин)

Словесный (учебный диалог)


Фронтальная работа.


У:- Итак, наш урок подходит к концу. Какие слова называют однокоренными? Почему корень — главная значимая часть слова? Как найти корень в слове? Что надо знать о написании корня в однокоренных словах?

Ответы детей.

У:- Посмотрите на цель и план нашего урока, пришли мы к цели?(Слайд: цель, план) О:- Да! У:- По очереди продолжите любую фразу, которую видите на слайде:

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… Сегодня я сумел…

Ответы детей. У:- Обратимся к нашей табличке и оценим себя: у кого в первой строке стоят только звездочки, тот за урок получает « 5», у кого больше квадратиков - ставит себе 4.Это ваша оценка за урок. У кого больше треугольников, тот завтра получит дополнительное задание. Но я вижу, что у всех все получилось!

Р: выполняют действия по намеченному плану;

П: делают выводы, формулируют их;

К: участвуют в диалоге, общей беседе.



личностные результаты: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.


Самооценка (табличка самооценивания).

Взаимооценка.

Словесная похвала.

Выставление оценки учителем по результату таблички самооценивания.