1. Общая информация об уроке |
Предмет, класс | Обществознание, 7 класс |
УМК | «Обществознание: 7-й класс: учебник/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Половникова». Параграф 10 «Правонарушения и юридическая ответственность» |
Тема | Правонарушения и юридическая ответственность |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Задачи урока | Активное целеполагание. Определение проблемы урока. В ходе занятия учащиеся должны решить 3 задачи (выполнить 3 задания). По итогам выполненных заданий ответить на поставленную проблему и учебную задачу всего урока. |
Цели урока / планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
- | Познавательные УУД: сравнивать явления и выявлять черты сходства и различия; работать с различными источниками и находить информацию для ответа на заданные вопросы; сопоставлять представленные факты с ранее изученным материалом, систематизировать в единое научное представление Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении решения поставленной проблемы; соотносить авторские позиции со своими суждениями, мнениями одноклассников; представлять результаты работы в устном и письменном виде Регулятивные УУД: планировать различные виды работы, конструктивно оценивать индивидуальный и коллективный маршруты решения проблемы; корректировать деятельность и результаты работы с учетом комментарий учителя и одноклассников | - готовность оценивать личное поведение и поведение окружающих - овладение навыками оценки происходящих общественных изменений и их значение на развитие каждого - осознание представления об историческом и культурном многообразии российского общества - активное восприятие принципов созидательной деятельности всех членов общества, отстаивание интересов и соблюдения норм |
Оборудование, дидактические материалы | Проектор, компьютер, презентация, учебник, раздаточный материал с заданиями (рабочий лист). |
Источники информации, дополнительный материал к уроку | |
2. Ход урока |
I этап – вводно-мотивационный (этап активного целеполагания) |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Учитель создаёт необходимые условия для формирования у обучающихся положительного настроя для включения учеников в плодотворную учебную деятельность. | Ученики внимательно слушают учителя и задают вопросы, осуществляют подготовку личного учебного пространства к уроку и настраиваются на работу. |
Учитель предлагает ученикам вспомнить, что обществе проживает множество людей и каждый из них ведет себе по-разному. Есть люди, которые не нарушают общепринятый и утвержденный порядок, их действия и поведение называются правомерными. Но, к сожалению, встречаются и те, кто способен вести себя противоправно. Учитель предлагает ученикам посмотреть на слайд и предложить аналогичные ситуации из собственного социального опыта | Ученики активно взаимодействуют с учителем, вспоминают пройденный материал и предлагают ситуации. |
Мотивация к уроку через исходное противоречие. Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и ответить на вопрос: «Хорошо ли поступают герои этих мультфильмов или их поведение нельзя назвать правильным?». Педагог подводит учащихся к мысли, что представленные поступки нельзя назвать правильными, ведь они наносят вред отдельным людям или всему обществу. Такие поступки называют правонарушениями. На доску выводится слайд с темой урока и главными вопросами, на который необходимо ответить в конце занятия. | Ученики внимательно слушают учителя, смотрят фрагмент, рассуждают и выдвигают свои варианты ответа на вопрос. |
II этап – решения частной учебной задачи (основной этап) |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Задание 1. Выделение признаков понятия «правонарушение» (слайды 3-8) Учитель предлагает учащимся прочитать определение и найти признаки указанного понятия. Варианты могут быть записаны учителем на доску. К каждому из признаков, записанных учениками, необходимо подобрать комментарий, ссылаясь на собственный социальный опыт. Задание 2. Работа в мини-группах с текстом учебника и результатами социологического опроса Учитель предлагает ученикам найти в тексте параграфа ответ на вопрос: «Чем отличаются преступления от проступков как виды правонарушений?». (слайд 9) Далее представленные виды поступков распределить в соответствующие группы (слайд 10-11). С опорой на результаты социологического опроса, необходимо ответить на вопросы в рабочем листе: Какие из перечисленных действий являются правонарушениями, а какие нет? (отметить галочкой) Как вы думаете, какие действия нельзя оправдать? Сравните свои ответы с результатами опроса ВЦИОМ (ответить устно) Задание 3. Работа в мини-группах на соотнесение ситуаций с видами ответственности Учитель предлагает прочитать правонарушения и определить, какое наказание последует в случае данного правонарушения. У каждой мини-группы будет свой комплект с заголовками правонарушений После выполнения задания, учитель комментирует Задание 4. Далее ученикам предлагаются вопросы на соответствие (работа на доске) и установление связей: Учитель предлагает соотнести понятия с их значением (на доске мелом соединив линиями) Понятия: 1. ответственность 2. правонарушение 3. презумпция невиновности. Их определения: 1. Необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки 2. общественно опасное виновное деяние 3. принцип судебного процесса, при котором лицо считается невиновным пока его вина не доказана. Выводит новое понятие – презумпция невиновности. | Вначале ученики работают индивидуально, а со второго задания работают в мини-группах. После выполнения каждого задания участвуют во фронтальном обсуждении заданий. Активно высказывают свою точку зрения, слушают точки зрения других учеников и комментарии учителя – соглашаются или оспаривают. |
III этап – контроля и коррекции (оценочно-рефлексивный) |
1. Ответ на исходное противоречие и учебную задачу урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Учитель, в ходе фронтальной беседы, возвращает учеников к исходному противоречию и учебной задаче урока. Предлагает им ответить на проблему урока (учитель возвращается к слайду презентации с исходным противоречием и учебной задаче). | Ученики отвечают на поставленную в начале урока проблему и учебную задачу. Тезисно записывают основные выводы в конспект. Примерный вариант ответа: |
2. Выставление оценок учащимся |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Учитель выставляет оценки ученикам характеризуя успешность выполнения заданий на уроке. | Ученики могут участвуют в обсуждении своей оценки. |
3. Рефлексия |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и продолжить фразы: «Мне захотелось больше узнать о…» «Меня удивила информация о…» «Я столкнулся с трудностями, когда…» «Мне не понравился/ не понравилось …» | Ученики активно взаимодействуют с учителем, высказывают свою точку зрения, оценивают свою работу. |
4. Домашнее задание |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Для успешной работы на следующем уроке предлагает ознакомиться с материалом §11 | Учащиеся записывают домашнее задание. |