I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; -установить тематические рамки | Объясняет материал, создавая условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | В удивительном мире геометрии существует фигура, которая не имеет измерений – ни длины, ни ширины, ни высоты. Вы догадались, что это? Конечно, это точка. Слайд 1 (1-й прямоугольник). Продолжим наши исследования. Добавим к точке длину. Получается фигура, у которой есть одно измерение. Получается одномерное пространство. Слайд 1 (2-й прямоугольник). Слайд 2. Этот мир полностью лежит на одной прямой. Прямая – это множество точек. Прямая не имеет ни начала, ни конца. Какие геометрические фигуры можно изобразить на прямой? Начертите в тетради прямую. Обозначьте на прямой точки A и B. Какую геометрическую фигуру вы получили? (Отрезок.) При буквенном обозначении будьте внимательны. На рисунке изображены прямая АВ и отрезок АВ различие в том, что точки А и В являются концами отрезка и частью прямой. Поэтому, чтобы не ошибиться в названии геометрической фигуры, ее нужно назвать и показать на чертеже. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Чертят прямую. Обозначают точки на прямой | Уметь определять понятия «точка», «прямая», «плоскость», «отрезок», «луч», «угол» | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: – создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; – организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; – выявить место (шаг, операцию) затруднения; – зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявления места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. | Слайд 3. Если на прямой обозначить только одну точку, то она разделит прямую на две части. Каждую из этих частей называют лучом. Точка A в этом случае называется началом луча. Сформулируйте определение луча. (Луч – это часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца.) Слайд 4 (3-й прямоугольник). А теперь добавим еще одно измерение. Как вы думаете, какое? (Ширину.) Получим двухмерное пространство. В математике двухмерное пространство чаще называется плоскостью. У плоскости нет края. Она безгранична и может располагаться в любом направлении | Выполняют пробное учебное действие: 1) отмечают в тетради несколько точки; 2) обозначают их буквами; 3) соединяют построенные точки; 4) называют геометрические фигуры | Уметь определять понятия «точка», «прямая», «плоскость», «отрезок», «луч», «угол» | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую) Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию. Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение |
III. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового понятия с проговариванием во внешней речи | Разделите пополам тетрадный лист вертикальной чертой; слева напишите названия пяти фигур, которые можно разместить в плоскости, и начертите их. Справа – те, которые нельзя разместить в плоскости. Какие затруднения у вас вызвало это задание? Как вы думаете, почему? Работа с учебником: с. 22 – 23, № 1.92, № 1.93 – устно № 1.94, № 1.95, № 1.96 | Выполняют задание на доске и в тетрадях | Уметь читать обозначения углов и правильно их записывать с помощью математических знаков; пользоваться чертежными инструментами | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, использовать речь для регуляции своего действия |
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Подведем итог работы на уроке. Назовите тему урока. Расскажите, чему вы научились на уроке. Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый. Домашнее задание: § 1 п. 4, с. 22 – 23, № 1.117, № 1.118, № 1.119, № 1.124 (а, б) | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание | | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |