ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет -биология | Класс -9 | |
Тема урока – «Центры происхождение культурных растений» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- учащиеся должны иметь представление о многообразии культурных растений; - учащиеся должны владеть информацией о центрах происхождения культурных растений; - учащиеся должны быть знакомы с трудами Н.И. Вавилова и определять их значение | - овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. | – формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов; – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. |
Словарь урока: культурные растения, искусственный отбор, селекция, центр происхождения. |
Ресурсы урока: учебник , гербарии различных культурных растений, лупы, портрет Н.И. Вавилова, книги об ученом |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. Момент ( 1-2мин) | Поздороваться, проверить готовность учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности) |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (2-3мин.) | Одной из главных физиологических потребностей человека является - потребность в еде. Эта потребность была присуща первобытному человеку и человеку современному. В современном мире много стран, население которых, голодает и многие семьи не знают, что будет, есть их семья на обед. Это страны Африки и Латинской Америки. Продовольственная проблема - глобальная проблема человечества. Решить эту проблему помогает такая наука, как селекция, с которой мы сегодня и познакомимся Показать семена: гороха, сои, чечевицы, фасоли, риса, пшеницы, овса. Картофель, капусту, томат. Как вы думаете, всегда ли эти растения произрастали на территории нашей страны? А как они появились у нас? Ребята, подумайте какова тема нашего сегодняшнего урока? | Предполагают , что показанные растения не всегда произрастали на нашей территории. Возможно, их завезли путешественники. Предполагают и вместе с учителем выводят тему: «Центры происхождения культурных растений» |
| |
3 этап. Актуализация знаний (3-4 мин) | Какие культурные растения произрастают в вашей местности? Что такое селекция? Какие задачи стоят перед селекционерами? Какие центры происхождения культурных растений вы знаете? Мои вопросы вызвали у вас затруднения? Чтобы на них ответить , необходимо получить больше знаний по этой теме. | Называют некоторые культурные растения. Затрудняются ответить на вопросы. |
4 этап. Целеполагание и планирование (3-5 мин) | Ученики вместе с учителем определяют цель урока и составляют план урока. Цель:познакомиться с центрами происхождения культурных растений. План урока: 1. Заслуги Н.И.Вавилова 2. Что такое селекция? Какие задачи стоят перед селекционерами? 3. Центры происхождения культурных растений |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) (12-16мин) |
Небольшой рассказ о том, что все растения делятся на культурные и дикорастущие. Дает определение селекции, искусственному отбору. Рассказывает о заслуге Н.И.Вавилова. (Физкультминутка) Организует самостоятельную работу учащихся с параграфом в группах с центрами происхождения культурных растений. 1гр.-южно-азиатский тропический и восточноазиатский центры; 2гр.-юго-западноазиатский и средиземноморский, абиссинский центры; 3гр.- центрально-американский и андийский центры. Каждой группе на отдельных листах дается таблица для заполнения : Центры происхождения | Название растений | Южно-азиатский тропический | Огурцы, баклажаны, рис, чай, бананы, апельсины | Восточноазиатский | Просо, соя, мандарины | Юго-западноазиатский | пшеница | Средиземноморский | Виноград. капуста | Абиссинский | Сорго, кофейное дерево, кунжут, арбуз | Центрально-американский | Фасоль ,кукуруза, тыква, перец, подсолнечник, табак | андийский | Томаты. ,картофель | | Записывают определения в тетрадь. Слушают. Каждая группа заполняет свои графы в таблице. Один человек из группы озвучивает записи в своих графах таблицы .Остальные группы дописывают. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (6-8мин) | Показать ученикам овощи и фрукты, гербарные образцы, ученики показывают этот центр на карте: Перец –Центральноамериканский; Банан – Южно-азиатский тропический; Томат – Андийский; Мандарин – Восточноазиатский; Капуста – Средиземноморский; Кофейные зерна – Абисссинский; Пшеница – Юго-западноазиатский. |
7 этап. Рефлексия и оценивание (3-5 мин) | |
Раздать каждому листочки для ответа: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 2. Попробуйте оценить свою сегодняшнюю работу на уроке по пятибальной шкале. Учитель выставляет оценки за урок. | Отвечают письменно. Оценивают себя. |
8 этап. Домашнее задание (1-2мин) | Всем: §47 стр.: 176-180, вопросы 1-5 Задание по желанию: подписать на розданных листках контурной карты центры происхождения культурных растений. Творческое задание: презентация о культурных растениях. |