Технологическая карта урока биологии по Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека

Категория: Биология

Форма организации учебно-познавательной деятельности обуч-сяна данном уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека»

Предмет / Класс / Автор УМК

Биология. Y класс. УМК "Линия жизни"

Место урока по теме

Урок № 18, Тема 3 Многообразие организмов

Тема урока

18/3.2 Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека

Тип урока по ведущей дидактической цели:

Урок открытия знаний

Цели:

Предполагаемый результат

- по достижению предметных результатов: получение знаний о бактериях: особенности строения в сравнении с клетками растений и животных; формы; размножение; переживание неблагоприятных условий; роль в природе и значение в жизни человека

- по достижению метапредметных результатов: формирование познавательных УУД: формулировать учебные задачи и выводы, анализировать текст и рисунки, работать с информацией и преобразовывать её, выделять главное, существенные признаки понятий; осуществлять сравнение, высказывать суждения, находить причинно-следственные связи, оценивать свою работу и работу своих одноклассников; коммуникативных УУД: слушать собеседника и понимать речь других; строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

- по достижению личностных результатов: привитие культуры умственного труда, формирование научной картины мира, соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием.

  • получают знания о бактериях: особенности строения в сравнении с клетками растений и животных; формы; размножение; переживание неблагоприятных условий; роль в природе и значение в жизни человека;

  • овладевают УУД: формирование познавательных УУД: формулировать учебные задачи и выводы, анализировать текст и рисунки, работать с информацией и преобразовывать её, выделять главное, существенные признаки понятий; осуществлять сравнение, высказывают суждения, находить причинно-следственные связи, оценивать свою работу и работу своих одноклассников;

  • формирование коммуникативных УУД: слушать собеседника и понимать речь других; строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

  • формирование регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Форма организации учебно-познавательной деятельности обуч-ся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование: дидактическая карточка (14 штук), рисунки бактериальной клетки, темы сообщений

Подготовка доски: Д тема урока, закрытая демонстрационной таблицей растительной и животной клеток, запись учебных задач

ХОД УРОКА

Этап

Управляющая деятельность учителя

(Постановка учебного задания)

Деятельность учащихся

Результат

деятельности

Контроль

Организационный момент

- Проверка готовности к уроку, приветствие обучающихся

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность

Эмоциональный настрой на учебную деятельность

Визуальный

Проверка д/з


Организация взаимопроверки и взаимооценки выполнения д/з в печатной тетради: задание № 3 на с. 40 (А 4, Б 2, В 3, Г 1)

Выполнение письменного задания после параграфа 10 на с. 43 будет проверено на уроке позднее

1.Командир проверяет выполнение д/з всеми членами команды

2. Уч-ся сверяют ответы в команде

3. Командир озвучивает ответы

Контроль над выполнением письменного д/з

Взаимооценка

Подготовка учащихся к активному усвоению знаний, выход на учебную проблему и постановка учебных задач


1.Задание обуч-ся: по прочитанному учителем тексту определить, об организмах какого царства идёт речь

1 вариант

«Эти организмы появились и распространились на Земле раньше дру­гих. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организ­мов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций»

2 вариант

«Они живут в горячих источниках при температуре -80 градусов; некоторые из них выдерживают нагревание до +306 градусов; в 1 грамме пахотной земли их содержится от 1 до 20 млрд; в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100; в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч. Они были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км). Они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности»


2. Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока (Урок 15,16 с. 40) и через проблему: «Почему бактерии так широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных?» к постановке учебных задач условиях?

Учебные задачи: запись учебных задач учителем на доске

Слушают текст, обсуждают задание в командах, дают ответ.


Озвучивают тему урока и высказывают предположения – ответы на проблемный вопрос (фронтально)














Формулируют учебные задачи в командах, озвучивают (команда + те задачи, которые не были озвучены), корректируют


На доске «экран» работы групп: 6 колонок: 1-№ задания; 2-6 - № групп

Пятибальная шкала, по итогам выводится средний балл

Решение учебных задач





Задания на дидактической карточке

1. Учитель «Бактерии существовали на нашей пла­нете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравни­тельно недавно. Почему?» (микроскопических размеров, организм – одна клетка) С помощью каких методов можно изучать данные организмы?

2. Задание «№ 1 на с. 40. Подпишите на рисунке основные части бактериальной клетки. Определите особенности строения клеток бактерий по сравнению в клетками растений и животных (нет ядра)


Вывод:

Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.

Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.

3. Задание № 2. Используя схему «Формы бактерий», зарисуйте в задании № 2 на с. 41 печатной тетради бактерии: кокки, бациллы, спириллы, вибрионы (индивидуально). Подготовьте устно ответ на вопрос (обсудить в команде)


4. Задание № 3. По данному рисунку и тексту параграфа 11 на с. 47 подготовьте устно рассказ о том, как размножаются бактерии (обсуждить в команде)


5. Задание № 4. Используя текст параграфа 11 на с. 45, выполните задание 5 на с. 41 (до статьи «Роль бактерий в природе и жизни человека») в следующем порядке:

  1. Прочитайте индивидуально указанный текст

  2. Обсудите ответ на вопрос в команде

  3. Запишите ответ в свою тетрадь


6. Задание № 5 Подготовить сообщения о роли бактерий в природе и жизни человека по темам (Проверка д/з):

  • Бактерии «санитары»

  • Бактерии «кулинары»

  • Бактерии «фармацевты»

  • Бактерии «помощники земледельца»

  • Бактерии «беспокойные соседи»


Другие варианты задания № 5:

- проверка д/з;

- заполнение таблицы на с. 42


Отвечают на вопросы, при затруднении – обсуждают ответ в командах.




Выполняют индивидуально задание 1 на с. 40 в печатной тетради, обсуждают ответ на вопрос в команде, дают ответ

Делают вывод о ма­лом размере бакте­рий; об од­ноклеточности бакте­рий.








Выполняют индивидуально задание 2 на с. 40 в печатной тетради, обсуждают ответ на вопрос в команде, дают ответ


Выполняют задания согласно инструкции









Работают в команде по одной из тем (по жеребьёвке). Озвучивают результат

Получают знания о бактериях: особенности строения в сравнении с клетками растений и животных; формы; размножение; переживание неблагоприятных условий; роль в природе и значение в жизни человека.


Овладевают познавательными, коммуникативными, регулятивными УУД


Контроль над усвоением знаний и уровнем сформированности УУД через наблюдение за работой обуч-ся, ответами во время проверки, выставление отметок командам по итогам выполнения заданий. Самоконтроль, взаимоконтроль





Взаимопроверка работы в рабочей тетради у своего соседа

Рефлексия

учащихся


1. Предлагает вспомнить тему и учебные задачи урока, оценить меру своего личного продвижения по решению учебных задач и успехи класса в целом


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока. Определяют степень своего продвижения к цели.

Высчитывают оценку работы команды, выставляют отметки членам команды (не выше средней). Секретарь записывает результат на листочке и передаёт учителю


Подсчёт набранных баллов, определение среднего балла и отметки

  1. Оценка деятельности на уроке

Оценка продуктивности работы (по объёму выполненного задания)

Слушают учителя, принимают к сведению информацию


Оценка работы класса

  1. Домашнее задание

- Параграф 11.

- Провести эксперимент на с. 43 печатной тетради

- конкурс творческих работ о бактериях (индивидуально, в парах, группой): подготовить научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль; придумать сказку или фантастический рассказ о бактериях; сочинить стихотворение; нарисовать комиксы; сделать модель бактериальной клетки и др.

Пример

Бактерии гниения

Мы – бактерии гниения.

Нас не любят, к сожалению.

Портим мы у вас продукты:

Мясо, овощи и фрукты.

Портим всё: бумагу, сено.

Но нужны мы, несомненно:

Санитары мы Земли.

Трудимся без устали.

Кто уходит в мир иной,

Превращаем в перегной.

Записывают д/з в дневник


Самоконтроль






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас