• медиапроектор.
Этап урока | Цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
1.Организационный момент | Организовать обучающихся на работу | Проверка отсутствующих, внешнее состояние кабинета, рабочих мест, наличие дежурных. | Проверяет готовность к уроку | Показывают готовность к уроку | Личностные УУД: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками | Положительный настрой на урок. |
2.Актуализация опорных знаний урока. | Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала. | Фронтальная беседа, индивидуальный опрос | Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Организует работу по индивидуальным карточкам с заданиями по теме Клетка и ее части», «Ткани растений» (см.ресурсный материал к уроку),фронтальную беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Проводит индивидуальный опрос с дополнительными вопросами: -Объясните, почему люди не сразу смогли узнать, что живые организмы состоят из клеток? - Какие составные части имеются в клетках? - Что такое органоиды? Назовите некоторые органоиды и функции, которые они выполняют. - Назовите клетки растений, имеющие большие размеры | Самостоятельно выполняют задания по карточкам №1, №2 по теме «Органоиды клетки». Отвечают на вопросы учителя. - Открытие клеток связано с успехами в оптике - Цитоплазма, ядро, наружная мембрана - См. ресурсный материал к уроку - У льна длина клеток 4 мм, а у крапивы - 8 мм | Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдение правил речевого этикета, отстаивание своей точки зрения. Личностные Самооценка. | Актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. |
3. Мотивация к изучению нового материала. | Формирование познавательных мотивов учебной деятельности. . | Вводная беседа Создание проблемной ситуации. Подготовка к активной познавательной деятельности на основном этапе урока. | Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - На прошлом уроке мы убедились, что растения и животные состоят из клеток. Рассмотрели строение некоторых органоидов и их функций. Говорили, что все живое на Земле имеет клеточное строение. Растения и животные, кроме сходства в строении, имеют также сходный химический состав. Из 114 известных химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Отличаются ли неживые объекты от живых организмов по химическому составу? | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока | Коммуникативные организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог Познавательные УУД -Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные УУД -Высказывать своё предположение -Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Предметные: -повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания». | Осуществлять анализ. Строить высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливать причинно-следственные связи |
4.Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления обучающимися новых знаний. | Вводная беседа Физминутка | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации, оценочные высказывания; обсуждение способов решения; поисковую работу (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Объясняет новый материал, используя таблицы и учебник: - Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические. К неорганическим относятся вода и минеральные соли - Как вы думаете, можно ли доказать наличие воды в живых организмах? - Как вы считаете, для чего высушивают фрукты, листья чая, петрушки, укропа, лекарственные травы? Обратите внимание, ребята, на рис.20 на стр. 25 -Какое объяснение можно дать наблюдаемому явлению? Если продолжать нагревание, то через некоторое время появится дым, затем произойдет обугливание, после чего от сжигаемого растения останется зола – это минеральные соли, неорганические вещества клетки. - Итак, что показывают опыты №1, №2 (демонстрирует обугленные семена гороха, зерновок пшеницы; золу от сгорания растений) | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами учебника. Записывают тему в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схемы. Беседа с элементами рассказа; использование знаний учащихся об органических и неорганических веществах из курса окружающего мира. Высказывают предположения. Работают с наглядным пособием Отвечают на вопросы учителя - Да, проведенный дома опыт подтверждает наличие воды в семенах, листьях, корнеплодах растений. (Капельки воды на стенках баночки с исследуемым материалом, помещенной в теплое место) - Высушивание необходимо для того, чтобы можно было их хранить. -При нагревании в пробирке кусочков растительной ткани на стенках пробирки появляются капельки воды. - Опыт №1 и №2 показывают, что живые организмы состоят из воды, минеральных солей и органических веществ. Выполняют упражнения | Регулятивные Волевая саморегуляция. Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Познавательные Умение работать с учебником. Умение находить отличия, составлять схемы. Личностные Учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание. | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию Осуществляю профилактику утомляемости |
5. Проведение лабораторной работы. | Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности | Инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии, рассказ учителя. Работа по технологической карте лабораторной работы | Проводит конкретизацию знаний о методах изучения природы. Поясняет ход лабораторной работы, организует самостоятельную работу учащихся и работу в группах. Вместе с учащимися повторяет правила ТБ на уроке. Регулирует работу, отмечает степень вовлеченности в работу на уроке. Контролирует выполнение работы (см. ресурсный материал к уроку) | Определяют основные методы биологических исследований. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. | | Составлять план работы. Фиксировать результаты. Использовать простые измерительные приборы. Формулировать выводы по результатам исследования |
Анализ результатов лабораторной работы. | Формулирование выводов | Индивидуальная работа, фронтальный опрос | Обобщает знания учащихся, помогает в формулировании выводов. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями | Осуществляют самоанализ деятельности. Обобщают и систематизируют знания. Формулируют выводы к лабораторной работе | | Формирование у обучающихся умения оценивать и описывать Воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами. |
6. Самостоятельная работа с учебником | Подведение детей к взаимопроверке и сотрудничеству в парах | Работа в парах Работа в рабочей тетради Работа по учебнику | Используя текст учебника стр.26 «Роль неорганических веществ в клетке» и стр.27 «Роль органических веществ в клетке», а также свои собственные знания, вы сами можете определить, какие же функции выполняют в клетке и живом организме вода, минеральные соли и органические вещества | Выдвигают свои предложения. Записывают в рабочую тетрадь функции воды: Обеспечивает транспорт веществ в клетке Входит в состав цитоплазмы Обеспечивает сохранение формы и объема клетки Является растворителем минеральных солей функции минеральных солей: Обеспечивают выполнение жизненных функций, раздражимости Соли кальция входят в состав раковин моллюсков, костей, зубной эмали и т.д. Водоросль ламинария накапливает йод функции органических веществ: Белки – это основные вещества живого организма Углеводы – основной источник энергии и строительный материал клетки Жиры – запасной источник энергии | Регулятивные Контроль в форме сличения собственного результата с эталоном, коррекция. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения, коррекция. Познавательные Умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Личностные Личная ответственностьй. | Научатся самостоятельно работать с текстом учебника. Научатся работать в парах. Фиксируют результаты. Учатся сами и обучают друг друга. Отвечают не только за свои знания, но и за знания и успехи товарищей. |
8.Рефлексия | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов. | Учитель подводит обучающихся к осознанию результатов их деятельности на уроке, выполнении поставленных целей, анализу, рефлексии | Все ли Вам было понятно в течение урока? Какая часть урока Вам показалась наиболее интересной? Какая часть урока вызвала затруднение? Какое у Вас настроение после урока? Можем ли мы использовать полученные знания в повседневной жизни? Перед вами три карточки: Красная– удовлетворительно; Желтая – хорошо; Зеленая – отлично. Прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашим ощущениям. | Ученики подводят итоги своей деятельности на уроке, сравнивают поставленную цель с полученным личным результатом. | Регулятивные УУД: - осознание того, что уже усвоено -уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: -организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Получит возможности использования полученных результатов в учёбе и жизни |
9. Подведение итогов | Выявление качества и уровня овладения знаниями | Закрепляющая беседа Домашнее задание Заполнение листа самооценки | Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки Дает комментарий к домашнему заданию: учебник стр.22; устно ответить на вопросы 1-4 после параграфа; повторить основные термины прошлых уроков., задание для любознательных стр.23 по желанию. | Слушают учителя Записывают задание Заполняют лист самооценки | Регулятивные Волевая саморегуляция. Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные Адекватное реагирование на трудности. | Формулиролвать выводы на основе наблюдений. Высказывать свое мнение и позицию Задавать уточняющие вопросы Оценивать свою работу на уроке |
2. Заполнение таблицы
1. Ткань – это группы клеток, сходных по строению, функциям и имеющим общее происхождение
2. Заполнение таблицы
Вывод: 1. Чему научились, выполняя эту работу?
2. Из каких веществ состоят семена?
3. Как можно доказать их присутствие в семенах?
4. Что вы можете сказать о физических свойствах белков, жиров и углеводов?
Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания