На слайде снова: План урока: 1. Экспериментально выяснить химический состав клетки. 2. Выяснить какие вещества клетки являются неорганическими и органическими. 3. Выявить роль неорганических веществ в клетке. 4. Выявить роль органических веществ в клетке. Учитель: Давайте поработаем в группах, выполним исследования. В каждой группе по 4 человека. Повернитесь друг к другу. Выберите лидера группы. Лидеры поднимите руку. Обсудите и выполните задания в группах. На выполнение заданий вам всего 5 минут. Чтобы работать быстро, нужно работать сообща, распределив обязанности в группе. Начинайте работу. Задания для групп в конвертах. Задание группы №1. Опыт № 1 1 . Рассмотрите картинку, прочитайте ход работы и придумайте название опыта. Ход работы: 1. Приготовить спиртовку. 2. В пробирку положить семена пшеницы. 3. Закрепить пробирку и нагреть семена. 4. Что появляется на стенках пробирки? 5. Сделать вывод. 2. Определите цель опыта. Запишите название и цель опыта в бланк ответов. 3. Проведите опыт в соответствии с заданиями хода работы. 4. Ответьте на вопрос: Какую роль играет вода в клетке? 5. Подготовьте отчет и выступление, оформив материалы на листе А3. *Для подготовки выступления можно воспользоваться текстом учебника (с.25, 2 абзац) и дополнительной информацией. Дополнительная информация: Известно, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Наличие воды придает клетке упругость, определяет ее форму. Вода участвует в обмене веществ. Примерный ответ учеников: Опыт №1: обнаружение воды. Человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Наличие воды придает клетке упругость, определяет ее форму. Вода участвует в обмене веществ. Цель опыта: доказать, что в растениях содержится вода. Объектом были семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирки появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду. Задание группы №2. Опыт № 2 1. Рассмотрите картинку, прочитайте ход работы и придумайте название опыта. Ход работы: 1. Приготовить спиртовку. 2. В пробирку положить семена пшеницы. 3 . Закрепить пробирку и нагреть семена. Продолжить нагревание семян до появления дыма. 4. Что остается после обугливания и сгорания органических веществ? 5. Сделать вывод. 2. Определите цель опыта. Запишите название и цель опыта в бланк ответов. 3. Проведите опыт в соответствии с заданиями хода работы. 4. Ответьте на вопрос: Какую роль играют минеральные соли в клетке? 5. Подготовьте отчет и выступление, оформив материалы на листе А3. *Для подготовки выступления можно воспользоваться текстом учебника (с.25, 3 абзац) и дополнительной информацией. Дополнительная информация: Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества. В клетках минеральные соли используются в образовании органических веществ, участвуют в обмене веществ. Примерный ответ учеников: опыт № 2: обнаружение неорганических веществ. Цель опыта: доказать, что растения содержат минеральные соли. Объектом исследования были семена пшеницы. После их сжигания осталась зола. Мы доказали, что в состав растений входят минеральные вещества (соли). Задание группы №3 Опыт №3 1 . Рассмотрите картинку, прочитайте ход работы и придумайте название опыта. Ход работы: 1. Поместить кусочек теста в марлю. 2. Промыть кусочек теста в сосуде с водой. 3. Что останется в марле? 5. Сделать вывод. 2. Определите цель опыта. Запишите название и цель опыта в бланк ответов. 3. Проведите опыт в соответствии с заданиями хода работы. 4. Ответьте на вопрос: Какую роль играют белки в клетке? 5. Подготовьте отчет и выступление, оформив материалы на листе А3. *Для подготовки выступления можно воспользоваться текстом учебника (с.26, 1 абзац) и дополнительной информацией. Дополнительная информация: Белки входят в состав клеточных структур, например в состав клеточной мембраны. Белки регулируют процессы жизнедеятельности в клетке. Примерный ответ учеников: Мы исследовали тесто из пшеничной муки. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Наш вывод: в растениях есть белки. Задание группы №4 Опыт № 4 1 . Рассмотрите картинку, прочитайте ход работы и придумайте название опыта. Ход работы: 1. Поместить кусочек теста в марлю. 2. Промыть кусочек теста в сосуде с водой. 3. Капнуть в образовавшийся мутный раствор 2-3 капли йода. 4. Что наблюдаете? Почему? 5. Сделать вывод. 2. Определите цель опыта. Запишите название и цель опыта в бланк ответов. 3. Проведите опыт в соответствии с заданиями хода работы. 4. Ответьте на вопрос: Какую роль играют углеводы в клетке? 5. Подготовьте отчет и выступление, оформив материалы на листе А3. *Для подготовки выступления можно воспользоваться текстом учебника (с.26, 2 абзац) и дополнительной информацией. Дополнительная информация: Углеводы в клетках - основной источник энергии. Углеводы выполняют строительную функцию. Примерный ответ учеников: Мы исследовали тесто из пшеничной муки. После проведенного эксперимента выяснили, что жидкость в сосуде посинела, значит в семенах пшеницы содержится углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть углеводы. Углеводы в клетках- основной источник энергии. Углеводы выполняют строительную функцию. Задание группы №5 Опыт № 5 1. Рассмотрите картинку, прочитайте ход работы и придумайте название опыта. Ход работы: 1. Поместить кусочек картофеля в чашку Петри. 2. Капнуть 2-3 капли йода на белую часть картофеля. 3 . Почему наблюдается синее окрашивание? 4. Сделать вывод. 2. Определите цель опыта. Запишите название и цель опыта в бланк ответов. 3. Проведите опыт в соответствии с заданиями хода работы. 4. Подготовьте отчет и выступление, оформив материалы на листе А3. *Для подготовки выступления можно воспользоваться текстом учебника (с.26, 2 абзац). Примерный ответ учеников: Цель нашего опыта: доказать, что в растениях содержатся углеводы. Мы исследовали клубень картофеля на присутствие в нём крахмала. А крахмал – это углевод. После проведенного опыта мы доказали, что углевод в клубне картофеля есть, так как крахмал при действии йода синеет. Это качественная реакция. Задание группы №6 Опыт № 6 1. Рассмотрите картинку, прочитайте ход работы и придумайте название опыта. Ход работы: 1. Поместить семена подсолнечника на бумагу. 2. Раздавить семена. 3 . Что образуется на бумаге? 4. Сделать вывод. 2. Определите цель опыта. Запишите название и цель опыта в бланк ответов. 3. Проведите опыт в соответствии с заданиями хода работы. 4. Ответьте на вопрос: Какую роль играют жиры в клетке? 5. Подготовьте отчет и выступление, оформив материалы на листе А3. *Для подготовки выступления можно воспользоваться текстом учебника (с.26, 3 абзац) и дополнительной информацией. Дополнительная информация: Жиры - запасной источник энергии в клетках. Примерный ответ учеников: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как мы их раздавили, на листе остались жирные пятна. Мы сделали вывод: в семенах растений есть жиры. Жиры - запасной источник энергии в клетках. Учитель: Время для работы закончилось. Ребята, представьте результаты вашей работы. Во время представления результатов, выступления групп, продолжайте заполнение схемы. Лидеры каждой группы оцените работу участников, оценки занесите в оценочный лист. Выступления учеников. Учитель: Итак, в результате работы мы изучили химический состав клетки доказали гипотезу о том, что в состав клетки входят неорганические и органические вещества. Давайте подведём итог и попробуем сделать вывод о том, какие вещества входят в состав клетки. Ученики: Вывод: В клетках содержатся органические вещества (белки, жиры, углеводы) и неорганические (вода, минеральные соли). Они используются для построения клеток организма и участвуют во всех процессах жизнедеятельности клетки. Вывод на слайде. |