Составитель: Шиповалова В. Н.
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Примечание |
Организационная часть. | - Здравствуйте! Проверьте готовность всего необходимого к уроку. - Сегодня на уроке вы будете работать в группах, выполнять различные учебные действия как в группе, так и индивидуально. Свои собственные достижения по основным действиям вы будете оценивать в «Оценочном листе». (приложение1) - После выполнения определенного действия я буду предлагать вам вписать это действие в лист оценки и оценить свое владение им по известным вам критериям. | Обучающиеся проверяют свою готовность к уроку. Учащиеся при необходимости задают вопросы на понимание. | Критерии оценивания результатов урока: «0 б.» - не знаю, не понял, не могу выполнить сам; «1 б.» - сомневаюсь, могу выполнить только с помощью группы; «2 б.» - знаю, понимаю, выполняю самостоятельно |
Мотивация. | - Посмотрите на рисунки, представленные на экране. - Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках? - Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке? - Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? - Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения. - Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это? - Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение? - Где найти эти знания? - Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете? | Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.
Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения. | Фотографии испорченного яблока и неиспорченного яблока. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру. |
Целеполагание. | - Нам нужно выяснить что такое бактерии? - Какое они имеют строение? - Когда и как размножаются? - Какие бактерии поселяются на яблоках? - Какую имеют форму? - Приносят пользу или вред? Тема урока: Бактерии. | Высказывают свои мнения. Записывают тему и цель урока в тетрадь.
| Записывают тему и цель урока на доске и в тетради. |
Планирование. | - Какой следующий шаг в нашей деятельности? - Давайте построим план нашей деятельности. Как мы будем достигать поставленной цели. | Разрабатывают план деятельности. | Записывают план деятельности в тетради. |
Реализация плана. | - Распределите роли в группах. - Командиры групп возьмите инструктивные карточки. Каждая группа внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению. - Давайте заслушаем каждую команду и обсудим полученные результаты. По ходу выступления групп заполним схему (приложение) - Сформулируйте цель, стоявшую перед вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие –изменить. | Распределяют роли в группе. Работают в группах, согласно инструкции. Заполняют строчку листа самооценки Выступление командиров, обмен мнениями, составление итоговой схемы (кластера). | Инструкция (приложение2) Общая часть для всех групп Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. Прочитайте текст. Назовите его. Составьте план текста. 1 группа Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные. 2 группа Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды. 3 группа 4 группа Значение бактерий.
Учитель: Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. Проводит рефлексию деятельности в группах (обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее). Структурирует материал в виде схемы (кластера) |
Контроль предметный. | - Предлагаю каждому проверить себя, как я понял тему урока и выполнить индивидуальное задание (приложение 3).
| Выполняют работу индивидуально самостоятельно. Проверяют правильность выполнения работы, совместно с учителем. Оценивают результаты своей работы. | Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения. |
Контроль деятельностный. | - Какую тему мы изучали? - Какую цель мы ставили? - Какой план для достижения цели составили? - Достигли ли мы поставленной цели? | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом |
Оценка продвижения к цели | - Давайте подведем итог нашей работы на уроке с помощью листов самооценки: 1. Посчитайте общее количество баллов 2. Определите свою отметку за урок по следующим критериям: 9 б. – «3»; 10 – 14 б. – «4»; 15 б и выше – «5». - Поднимите руку, кто оценил свою работу на уроке на «5»? - Кто доволен своей работой? | Результаты своей работы на уроке переводят в отметку. | Учитель собирает оценочные листы и, если считает нужным, выставляет отметки в журнал. |
Рефлексия | - Прошу ответить на вопросы: - Что нового я узнал? - Чему научился? - Что стало главным достижением для вас сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы | |
Домашнее задание | Задание для тех, кто за урок заработал 9 баллов и меньше: П. 11 с.60-62 С.63 упр 8,10. Для остальных на выбор: Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский? Предложите области применения светящихся бактерий. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие мусорные куры? | | |