СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии в 5 классе по теме: "Бактерии".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Бактерии"»

Урок биологии в 5 классе по теме: «Бактерии».

Составитель: Шиповалова В. Н.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Примечание

Организационная часть.

- Здравствуйте! Проверьте готовность всего необходимого к уроку.


- Сегодня на уроке вы будете работать в группах, выполнять различные учебные действия как в группе, так и индивидуально. Свои собственные достижения по основным действиям вы будете оценивать в «Оценочном листе». (приложение1)

- После выполнения определенного действия я буду предлагать вам вписать это действие в лист оценки и оценить свое владение им по известным вам критериям.

Обучающиеся проверяют свою готовность к уроку.




Учащиеся при необходимости задают вопросы на понимание.




Критерии оценивания результатов урока:

«0 б.» - не знаю, не понял, не могу выполнить сам;

«1 б.» - сомневаюсь, могу выполнить только с помощью группы;

«2 б.» - знаю, понимаю, выполняю самостоятельно

Мотивация.

- Посмотрите на рисунки, представленные на экране.


- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.


- Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.



Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

Фотографии испорченного яблока и неиспорченного яблока.

Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.


Целеполагание.

- Нам нужно выяснить что такое бактерии?

- Какое они имеют строение?

- Когда и как размножаются?

- Какие бактерии поселяются на яблоках?

- Какую имеют форму?

- Приносят пользу или вред?

Тема урока: Бактерии.

Высказывают свои мнения. Записывают тему и цель урока в тетрадь.




Записывают тему и цель урока на доске и в тетради.

Планирование.

- Какой следующий шаг в нашей деятельности?

- Давайте построим план нашей деятельности. Как мы будем достигать поставленной цели.


Разрабатывают план деятельности.



Записывают план деятельности в тетради.

Реализация плана.

- Распределите роли в группах.

- Командиры групп возьмите инструктивные карточки. Каждая группа внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению.













































- Давайте заслушаем каждую команду и обсудим полученные результаты. По ходу выступления групп заполним схему (приложение)

- Сформулируйте цель, стоявшую перед вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие –изменить.


Распределяют роли в группе.

Работают в группах, согласно инструкции.

Заполняют строчку листа самооценки












































Выступление командиров, обмен мнениями, составление итоговой схемы (кластера).



Инструкция (приложение2)

Общая часть для всех групп

  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

  2. Прочитайте текст.

  3. Назовите его.

  4. Составьте план текста.

1 группа

  • Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

  • Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

2 группа

  • Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

  • Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

  • Сформулируйте и запишите определение «Спора –это…».

  • Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

  • Заполните схему.

Значение бактерий.

  • Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?



Учитель:

  1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

  2. Проводит рефлексию деятельности в группах (обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее).

  3. Структурирует материал в виде схемы (кластера)

Контроль предметный.

- Предлагаю каждому проверить себя, как я понял тему урока и выполнить индивидуальное задание (приложение 3).














Выполняют работу индивидуально самостоятельно.

Проверяют правильность выполнения работы, совместно с учителем.

Оценивают результаты своей работы.

Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения.


Контроль деятельностный.

- Какую тему мы изучали?



- Какую цель мы ставили?

- Какой план для достижения цели составили?

- Достигли ли мы поставленной цели?


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Оценка продвижения к цели

- Давайте подведем итог нашей работы на уроке с помощью листов самооценки:

1. Посчитайте общее количество баллов

2. Определите свою отметку за урок по следующим критериям:

9 б. – «3»;

10 – 14 б. – «4»;

15 б и выше – «5».

- Поднимите руку, кто оценил свою работу на уроке на «5»?

- Кто доволен своей работой?

Результаты своей работы на уроке переводят в отметку.

Учитель собирает оценочные листы и, если считает нужным, выставляет отметки в журнал.

Рефлексия

- Прошу ответить на вопросы:

- Что нового я узнал?

- Чему научился?

- Что стало главным достижением для вас сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы


Домашнее задание

Задание для тех, кто за урок заработал 9 баллов и меньше:

П. 11 с.60-62 С.63 упр 8,10.

Для остальных на выбор:

  1. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский?

  2. Предложите области применения светящихся бактерий.

  3. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие мусорные куры?






















Приложение 1.


Оценочный лист

Класс

Фамилия, имя

Предмет

Тема

Что оценивается?

Как оценивается?

















Приложение 2.



Инструкция

Общая часть для всех групп

  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

  2. Прочитайте текст.

  3. Назовите его.

  4. Составьте план текста.


1 группа

  • Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

  • Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

2 группа

  • Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

  • Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

  • Сформулируйте и запишите определение «Спора –это…».

  • Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

  • Заполните схему.

Значение бактерий

+ -

  • Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?




Приложение 3.



Задание для контроля

  1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.




  1. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!