СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д] и [д']"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д] и [д']"»

                Технологическая карта урока

ФИО: Степанова Ирина Геннадьевна 

Район, ОУ: школа № 193 Центрального района

УМК: Школа России 

Предмет: Обучение грамоте. Чтение.

Класс: 1

 

Тема: Буквы Д, д, обозначающие согласный звук  [д] и [д'].

 


Тип: «Открытие новых знаний»

 

Цель урока: познакомить с новой буквой и звуками, которые она обозначает на письме.

Планируемые результаты

  

Предметные: 

-выделять звуки [д] и [д'] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки,

- читать слоги и слова с изученной буквой.

-читать текст,  отвечать на вопросы по содержанию текста. 

-составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным словам.

 -Определять место новой буквы на ленте букв

Метапредметные:  

Регулятивные УУД:

- Понимать учебную задачу урока.

- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

- Определять цель учебного задания, 

-контролировать свои действия в процессе его выполнения, 

-оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в учебнике;

- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- высказывать предположения;

- совместно договариваться о правилах работы в парах и в группе. 

Личностные: 

-проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

-творческий подход к выполнению заданий.

- понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Ресурсы урока: В. Г. Горецкий «Пропись № 2» к «Азбуке» В. Г. Горецкий, демонстрационный и раздаточный материал, презентация 


Ход урока

 

Содержание деятельности учителя


Содержание деятельности обучающихся


Организационный момент

 

Учитель:

      

- Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит на партах.

-Начинаем урок литературного чтения.

               

.


Выполняют самооценку готовности:

-выбор учебных принадлежностей

-аккуратность их расположения на столе;

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Актуализация знаний

- Посмотрите на доску (на доске буквы).

               Т, А,   О,   Н,  Ы, Л,  У,  М, И, К, , С

 - Что вы видите? (буквы)

 -Помогите их распределить на 2 группы. (выходят ученики, разбирают буквы).

 -А остальные проверяют, вы - эксперты.

   А, О, Ы, У, И, 

   Т, Н, Л, М, К,С







Выходят к доске, берут букву и распределяются в 2 группы.



- На какие 2 группы поделились буквы? (буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки)

 - Что вам помогло разделиться на группы?

 - Эксперты посмотрите, ПРАВИЛЬНО или НЕПРАВИЛЬНО?

 - У меня тоже есть буква ( в руках держу букву Д). А в какую группу мне встать?

 - Что надо сделать, чтобы определить, в какую группу встать букве?(познакомиться с новой буквой, узнать, дать характеристику звукам, которые эта буква на письме обозначает).

 - Хотите узнать?

          


Формулирование темы, планирование деятельности.


 -  Кто догадался – какая ТЕМА будет сегодня на уроке?

 - Чему будем учиться сегодня на уроке?

  на доске       Слайд 1

 -  А в работе нам поможет схема-модель. Смотрим. При произношении звука слушаем и определяем, какой звук – гласный или согласный, если гласный , ударный или нет, если согласный – звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. (Дети помогают учителю, глядя на схему вместе)




Высказывают свои суждения.


Перед детьми ПРОБЛЕМНАЯ ситуация – букву ещё не знают.

Предположения детей.






Выдвигают свои предположения.

Формулируют тему урока: «Будем изучать  букву Д и звуки ( [д] , [д’]) .

Будем учиться выделять новые звуки в речи. Читать слова, слоги с новой буквой и предложения с новой буквой.






   Организация познавательной деятельности

Работа по учебнику с. 9 

   Работа над выделением новых звуков.

 - Рассмотрите первую картинку.

-Что изображено на ней?

-Давайте рассмотрим схему.

-Кто догадался, эта схема к какому слову?

 - В слове гвозди сколько звуков? 

- Сколько в слове слогов?

 - Какой ударный?

-Произносим слово и выделяем каждый звук, даём ему характеристику.

 - Какой делаем вывод про новый звук – какой он в этой схеме? (ещё раз проговаривают – согласный, звонкий, мягкий)

 - Сколько гвоздей на рисунке?

- Составляем  звуковую схему к этому слову. (один у доски)

- Рассказываем про каждый звук.

 - Сверяем со схемой на доске – у кого также?

- Кто также выполнил задание? Вы молодцы.

 - У кого были ошибки? Вы исправили их? Поняли свои ошибки?

 - Назовите выделенные звуки?

 - Делаем вывод – на письме звук [д’]  и звук д обозначается буквой ……

на доске


- На что похожа буква Д?

       Слайд 2

- Давайте поищем слова с новыми  звуками вокруг нас.

 - А у кого из учеников эта буква любимая?

                          

    -Где займёт новая буква место на ленте букв?

на доске

 -Кто что заметил в домике букв?

Работа в тетради для печатания.

 

Пальчиковая гимнастика

Подготовка к письму – положение тетради, посадка.

Анализ печатных букв Д д

 

  -Из каких элементов состоит буква д?

  - В написании каких букв есть такие же элементы? на доске

 -Кто напомнит, как печатали букву Л? (можно мокрым способом на доске)!!!!!!!

 - Что останется добавить, чтобы буква превратилась в Д?

Образец на доске с комментированием.

  на доске

  -Напечатайте в тетради 2 слога, один, где звук слышится мягкий , а другой – где твёрдый.

Физминутка  (https://youtu.be/UjRHdur3xwk)

-Кто проводил физминутку?

-Кто догадался, почему Панда?

 

 

Работа с учебником.

 - Откройте учебник по закладке. 

 - На этой странице мы уже работали? Да, это была  тема прошлого урока , перелистываем страничку вперёд.    

 

Слайд 4



Развитие умений, применение знания


 -  Следующее задание – Чтение слогов с новой буквой.

 - Прочитайте друг другу  слоги ниже.

-Мальчики готовятся прочитать слоги , где звук слышится твёрдый? А девочки проверяют.

-Девочки готовятся прочитать  слоги, где звук мягкий? А мальчики теперь проверяют.

-Мальчики читают все вместе слоги, где звук слышим твёрдый.

-Кто прочитал правильно, есть такие? Погладьте себя по голове. Вы молодцы.

-Девочки читают все вместе слоги, где звук слышим мягкий.

-Кто прочитал правильно? Погладьте себя тоже по голове. Вы тоже молодцы.


-А теперь прочитайте слоги справа налево – наоборот.

- Читаем все вместе вслух.

- Доскажите слоги до слов. Подумайте.


Работа со словами.


- Самостоятельно прочитайте слова на этой странице.

-Сравните слова первого столбика. Что можно о них сказать?

 - Какая часть у них общая? (часть ВОД)

- Такие слова, у которых общая часть и они похожие по смыслу называются РОДСТВЕННЫЕ слова. (почти как родственники)

-Давайте составим звуковую схему к слову ВОДА.

--Прочитайте слова, в  котором есть слог «до».

 Кто такие водолазы?

- Сколько слогов в этом слове? Докажи. Который по счёту слог «до»? Какой слог ударный в слове?  Как определил?

-Прочитайте слово, в котором 4 слога. Докажи. Какой ударный?

 - Кто прочитает слова, которые остались? 

 - Сколько в них слогов?

 - Чем похожи слова второго столбика?


 

Работа с текстом по учебнику.


 - Давайте прочитаем текст в нижней части страницы.

 Читаем цепочкой.

- О ком говорится в тексте?  

-  Кто такие водолазы?

- Где они работают?

 -Найдите предложение, какая работа у водолазов? (Ведём пальчиком по первым словам сверху вниз и ищем… затем по вторым словам ищем пальчиком….)

- Прочитайте это предложение.

- Почему работа водолазов очень трудна и опасна? (Они спускаются глубоко под воду, дышат они с помощью баллонов с кислородом. Нужно быть очень осторожными, в море могут встретиться опасности)

 - Докажите, что это текст.

-Какой мы можем дать заголовок этому тексту?

-Рассмотрите картинку под текстом. Соответствует ли она тексту?

-А какую картинку вы бы нарисовали к этому тексту?







Работа над выделением звуков в словах.
















.

Ответы учеников.







 Предложения детей








 






доска, тетрадь, дверь, дети, девочки



Два Александра и Андрей.


Дети делают вывод – что звуки 

ЗВОНКИ, а значит буква живёт на верхнем этаже.


Дети делают вывод, что у буквы есть пара, буква Т .












Ученики повторяют правила посадки при письме, определяют положение тетради. 


Участвуют в беседе.







В тетрадях прописывают печатные буквы Д и д.
















Открывают учебник.



















Рассматривают.

Читают.




Ответы детей.







Учатся принимать учебную задачу.

Рассказывают, читают, наблюдают, доказывают.

Слова похожие по своему значению, все связаны с водой и т.д.











Читают и отвечают на вопросы. Учитель контролирует, поправляет, помогает.



Отвечают на вопросы по содержанию текста.


Работа с иллюстрацией.

 - Переверните страницу назад -  с.104.

 - Читаем задание к иллюстрации. (читает хорошо читающий ученик)

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Кто на ней изображён?

 - Где происходит действие?

 - Докажите, что это морское дно.

- Что делают водолазы?

-Что такое клад? Как сказать по-другому? (сокровища)

-А как вы думаете, откуда на морском дне сокровища взялись?

-Посмотрите на доску – на доске написаны опорные слова. Прочитайте их.

 - Какие слова вам незнакомы?

Читаем вместе, выделяя ударный слог.

 море

  сокровище

корабль

водолазы

подводный мир   Слайд 5

 Работа в группах.

 - Кто помнит, какое задание мы должны выполнить? (составить рассказ на тему «Клад найден»)

 -Возьмите на парте конверт. Достаньте из него слова.

 - Я немного изменю задание, чтобы рассказ получился у нас интересным, вы будете работать в группах. 

-Каждая группа составляет одно предложение со словами из конверта. А потом мы все попробуем вместе составить рассказ.

1 группа  - море, корабль

2 группа – водолазы, трудна

3 группа – сокровища, морское дно

4 группа – подводный мир

5 группа – водолазы, морское дно

6 группа- медуза, рыбки

- Чья пара готова?

 (Далее учитель просит выйти к доске учеников, чьи предложения удачны по содержанию)

Дети встают. Читают свои предложения. По одному от группы выходят к доске. И произносят свои составленные предложения.

- Мы эксперты остальные. Получился рассказ ? Почему? (нет последовательности)

 - Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию? (поменять местами, попробовать заменить слова или убрать слово, добавить слово по смыслу, чтобы стало понятно  и т.д.)

 - Что у нас получилось? (рассказ)

 - Почему? (все предложения по смыслу связаны)

  -Давайте дадим заголовок нашему рассказу. (Клад найден.)






Читают.


Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.












Работа в парах.












Обосновывают свои ответы.











Рефлексия деятельности     

Организует подведение итога урока:                               


    - Назовите тему нашего урока. 

- Чему учились? 

-Справились ли с поставленной задачей?

 Продолжите одно из предложений: