Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром, актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Деятельность учеников: проговаривают правила поведения на уроке. Деятельность учителя: организует проговаривание правил поведения на уроке. Цель: активизировать имеющиеся знания о звуке [ч'], установить тематические рамки урока; активизировать мыслительные операции. 1.Вступительная беседа - Назовите друг друга ласковыми именами (дети называют). - Дети, вам было приятно, когда ваш товарищ называл ласково ваше имя? Почему? Каким голосом вы называли друг друга? - А что такое имя? - Может ли человек жить без имени? Почему? - В нашей стране помимо собственно имени, есть ещё отчество и фамилия. Как пишутся все три слова? Почему? - Отчество и фамилию дети получают от отца. Слово «отчество» произошло от слова «отечество», а слово «отечество» от слова «отец», т.е. отечество – второе слово по «отцу». - назовите своё полное имя, отчество и фамилию (называют мальчики). 2.Игра «Назови отчество сына» - У Ивана - … (Иванович), у Петра - … (Петрович), у Юрия? Алексея? Андрея? Ильи? Никиты? Павла? Романа? - На какой звук оканчиваются все отчества сыновей? А какой звук делает имена ласковыми? -Что вы знаете об этом звуке? 3. Речевая разминка Чу – чу – чу – колесо верчу. Ча – ча – ча – мы увидели врача. Чи – чи – чи – у дороги кирпичи. Ач – ач – ач – по полю ходит грач. Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Деятельность учителя: организует повторение изученного. Цель: организовать повторение изученного материала; подвести детей к формулированию темы и постановке задач урока. Работа по ленте букв. - На какие две группы делятся звуки? - Чем отличаются? Что еще можно сказать о гласном? - Назовите гласные, обозначающие твердость согласного звука? - Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного звука. - Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. - Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. - Назовите буквы, которые обозначают парные согласные звуки. - Назовите букву, которая обозначает всегда мягкий согласный звук. - Почему в слоге “ча” принято писать букву “а”. - Сегодня на уроке мы будем читать слова, предложения, тексты с изученными буквами. Деятельность учеников : отвечают на вопросы учителя ,делают выводы ,предполагают тему урока, определяют задачу урока. Деятельность учителя: организует повторение изученного, нацеливает детей на то, чтобы они сами сформулировали тему урока, определили его задачи. Цель: организовать закрепление изученного материала; формировать умение делать выводы; организовать практическую работу. 1.Чтение слов (столбики слов перенесены из учебника стр.8 на доску) мяч девочка мячик Танечка скачу помчался скачет - Прочитаем столбики слов. - Посмотрите внимательно на эти слова, что вы заметили? - Какие еще слова пишутся с заглавной буквы? - Найдите слова, где буква “ч” в конце, в середине слова. - Чем отличаются слова: мяч – мячик, Таня – Танечка? Как мы называем такие слова? (Однокоренными) 2.Работа по учебнику. Работа над текстом стр.8 - Прочитаем текст по предложениям. - О ком прочитали? (О девочках) - Что они делали? (Играли в мяч) - Сколько их было? (Трое) Прочитайте их имена. - Весело ли было девочкам? Почему? - Озаглавьте текст. Найдите в тексте слова с буквой “ч”. - Опишите, каким вы представляете этот мяч. Что сказано о мяче? (Помчался) - Как по-другому можно сказать? (Покатился, поскакал) - Какие игры с мячом знаете вы? (Футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, поло) Деятельность учеников: читают слова, предложения, тексты с изученной буквой; озаглавливают текст. Деятельность учителя: организует работу по теме урока; организует работу с учебником, учит делать вывод. Цель: снять мышечное напряжение, улучшить восприятие. Деятельность учеников: выполняют зарядку. Деятельность учителя :организует проведение зарядки. Цель: организовать работу над составлением звуковых моделей слов; осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. 1. Работа по развитию слого -звукового анализа. Загадка Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач) Сколько слогов в этом слове? Как узнать, сколько слогов в слове? Назовите гласный звук. Сколько согласных звуков в слове? Какой первый, второй, последний (характеристика звуков). 2. . Работа с электронным приложением. А) Составление звуковых моделей слов.( парная работа) Чайник, учебник , ручка.(Проверка с помощью сигнальных карточек) Б) Составление рассказа по сюжетным картинкам. В)Составление схем предложений( работа в тетради для печатания) Деятельность учеников: выполняют слого- звуковой анализ слов ;характеризуют новый звук по алгоритму; делают выводы, составляют схемы слов ,предложений в тетради для печатания . Деятельность учителя: организует исследование звуков по алгоритму; учит составлять схемы слов; организует работу с электронным приложением, учит делать выводы . 3. Работа с текстом на стр.9 - Посмотрите на картинку. Кого вы на ней видите? - Что вы о них можете сказать? Почему вы так думаете? - Кого мы называем лодырем? Как по-другому их можно назвать? (Лентяй, бездельник) - Прочитайте заголовок. Чтение текста по предложениям. - Кто помнит, как называются такие тексты? (Диалог) - Сколько человек участвует в диалоге? - С какой интонацией нужно прочитать 1-е предложение? Почему? - Есть ли еще предложения, которые нужно прочитать с такой же интонацией? - Как вы понимаете смысл последнего предложения? Чтение диалога в парах (с нужной интонацией) - Что нужно делать, чтобы не оказаться лентяем? 4. Работа с пословицами( с.9) Чтение пословиц. - Как вы понимаете эту пословицу? - Какая из пословиц больше подходит к диалогу? Почему? 5. Игра “Для кого?” - А сейчас мы с вами поиграем в игру. На вопрос “Для кого?” вы должны ответить: “Для меня!”. Кто-то где-то сделал парту. Для кого? Начертили в школе карту. Для кого? Ручки и карандаши в пенале. Для кого? Там звонок на перемене. Для кого? Ставят счеты возле стенки. Для кого? Значит нужно так учиться, Значит нужно так трудиться, Чтобы людям не стыдится. За кого? Деятельность учеников: работают по учебнику, учатся делать выводы. Деятельность учителя: организует работу с учебником, учит делать выводы. Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке. 1.Игра «Да или Нет»(Дети показывают сигнальные карточки «Светофоры») -Буква Ч обозначает на письме всегда мягкий согласный звук? -Слова в предложении связаны по смыслу? -Буква Ч-гласная ? -В конце предложения может стоять только точка? 2.Рефлексия учебной деятельности («Светофоры»,обратная связь) Наш урок подошел к концу. - Какую цель мы поставили в начале урока? - Какие знания открыли? - Посмотрим, достигли вы поставленной цели? - Как выдумаете, мы справились с поставленными задачами? - У вас на партах лежат сигнальные карточки: зеленый – означает – да, жёлтый – сомнение, красный – нет. - У меня сегодня всё получилось. Я открыл новые знания. Я сегодня доволен своей работой на уроке. - Молодцы! Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, оценивают свои действия на уроке, подводят итог урока. Деятельность учителя: организует фиксирование содержания; организует рефлексию; организует самооценку учебной деятельности. |