способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в нестандартных ситуациях;
способствовать формированию мотивационной сферы личности.
Этапы урока | Целевая установка | Действия учителя | Действия учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. | - настроить учащихся на активную работу на уроке; - включить учащихся в учебную деятельность; - создать положительный эмоциональный настрой на урок. | Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно. Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Возьмём же ручки и мелок И вместе сочиним урок. У большинства настроение по- деловому серьёзное, предлагаю наш урок провести под девизом : «Математику нельзя изучать наблюдая». Давайте, ребята, все будем активно работать, чтобы урок не прошёл даром. | Все желающие ученики встают. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | | - На столах у каждого из вас лежит лист с цепочкой примеров. - Решите примеры с одной стороны листа, а затем поменяйтесь с соседом и закончите цепочку. - У каждого из нас есть интуитивное представление о том, что такое "поверхность". Поверхность листа бумаги, поверхность стен класса, поверхность земного шара известны всем. Может ли быть что-нибудь неожиданное и даже таинственное в таком обычном понятии? Да! Это односторонняя поверхность. Примером такой поверхности служит лист Мебиуса. Тем кому информация интересна могут приготовить проект на тему «Лист Мебиуса». -Решите устно задачу. Площадь садового участка прямоугольной формы 144 м2. Найдите ширину участка, если его длина равна 24 м. -Решите в тетради самостоятельно задачу. Площадь прямоугольника равна 1,44 дм2, одна сторона его 2,4 дм. Найдите другую сторону. | Учащиеся знакомятся с содержанием листа Мебиуса, на котором составлена цепочка примеров. Последний ответ совпадает с первым числом. При выполнении задания возникает вопрос -Почему лист не закончился? А цепочка привела в начало? 144:24=6 (м) Ответ: 6 м ширина участка Мы не можем решить задачу. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
III. Выявление места и причины затруднения. | организация коммуникации, в ходе которой - фиксируется затруднение; - согласовывается цель урока. | - Итак, какое действие надо было выполнить? - Вам это удалось? - Значит, возникло затруднение? - В чем причина затруднения? - Сформулируйте цель нашего урока. - Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой? -Что нам может помочь в решении поставленной задачи? | Разделить десятичные дроби. Нет. Да. Нет алгоритма деления десятичных дробей. Научиться делить десятичные дроби. Открыть способ деления десятичных дробей. Правило в учебнике. Ранее полученные знания. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | - найти алгоритм выхода из затруднения. | - Предлагаю поработать в группах по предложенному алгоритму и постараться открыть правило деления десятичных дробей. Запишите частное 1,44: 2,4 в виде дроби. Домножьте дробь на разрядную единицу так, чтобы в знаменателе получилось натуральное число. Выполните деление на натуральное число. Сравните положение запятых у делимого и делителя до и после того как, дробь домножили на разрядную единицу. Сформулируйте правило деления числа на десятичную дробь. | Ребята работают в группах. Стараются установить закономерность в положении запятых у делителя и делимого до преобразований и после. | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные: планирование учебной деятельности |
V. Реализация построенного проекта. | - найти алгоритм деления десятичных дробей. | - Какой ответ вы получили? - Что вы можете сказать о положении запятых? - Сформулируйте правило деления числа на десятичную дробь. - Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. - Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? - Вам удалось с ней справиться? - Работая в парах, проверьте друг друга, как вы запомнили правило деления десятичных дробей. - Каков наш следующий шаг? | 1,44:2,4= 1,44 = 14,4 =0,6 (дм) 2,4 24 Переносятся вправо на один знак. Формулируют алгоритм. Читают учебник, сравнивают и делают вывод. Вывести алгоритм деления десятичных дробей. Да. Учащиеся проговаривают правило друг другу. Научиться применять данный алгоритм. | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
VI. Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи). | - организовать усвоение учащимися нового знания с помощью: - коммуникативного взаимодействия; - алгоритма действия. | - Выполните № 231 из учебника. - Выполните № 302 из задачника. . физминутка | Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | - учить применять знания в различных ситуациях; - развивать гибкость использования знаний. | - Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились делить десятичные дроби? - Работаем в парах. Выполняем №303 а, в, д, ж, №304 а, в, д. -Запишите домашнее задание. На стр. 73 – 74 прочитать фрагмент «Деление на десятичную дробь»; № 232 (а, в, д), 234(а, в, д). | - Нет, нам надо еще отработать это правило при решении примеров самостоятельно. Ученики выполняют работу самостоятельно, обсуждая затруднения в парах. Учитель оказывает помощь слабым учащимся. | Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. | - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. | - Выполнили ли вы сегодня условия учебной деятельности? - Какую цель ставили перед собой на уроке? - Смогли ли её достичь? - Оцените свою деятельность на уроке. На уроке я работал активно / пассивно • Своей работой на уроке я доволен / не доволен • Урок для меня показался коротким / длинным • За урок я не устал / устал • Мое настроение стало лучше / стало хуже • Материал урока мне был интересен / скучен • Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен. | Ученики отвечают фронтально. Научиться делить десятичные дроби. Да. Оценивают свою деятельность на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
Приложение 2.