СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Тип урока: Лабораторная работа

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики»

Технологическая карта урока физики

Учитель: Хизриева Альбина Расуловна

Класс: 8

УМК: А. В. Перышкин, физика 8 класс

Тема: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Тип урока: Лабораторная работа

Цели и задачи занятия: (слайд 2)

Образовательные: Измерение силы тока, доказать что сила тока одинакова во всех участках цепи при последовательном соединении. Прибор для измерения силы тока. Единицы силы тока.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к мнению других; трудолюбие.

Развивающие: Развивать умение работать с модульной системой экспериментов PROLog, развивать взаимоуважение, умение работать в команде, элементы самостоятельной и творчески – поисковой видов деятельности, развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов

Методы уроки:

- словесный (опрос, объяснение, беседа)

- наглядный (демонстрационный эксперимент, компьютерная презентация, модульная система экспериментов PROLog)

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Используемое оборудование на уроке: (слайд 4)

Инновационное:

- ПК с установленным ПО «PROLog»;

- модуль сопряжения USB-200;

- измерительный модуль «Ток»;

- кабель B/M-mini-A/M.


Традиционное:

- источник постоянного тока (9 В) или батарейка (9 В);

- лампочка от карманного фонарика (на 3,5 В) на подставке;

- резистор на подставке 1-4 Ом;

- ключ;

- соединительные провода.


План урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Техника безопасности.

4. Выполнение лабораторной работы.

5. Итоги работы.

6. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный этап: (2 мин.)

Сегодня наш урок физики будет не совсем обычным. Мы будем исследовать!

У вас нас толах стоят коробки – это модули!

Предлагаю сначала исследовать их содержимое. Что же мы там обнаружили?

А теперь прошу вашего внимания! Это лампочка на подставке, батарейка, соединительные провода, резистор, ключ

Вопрос. Что общего между этими демонстрациями?

Правильно - электрическая цепь.

А кто догадался и назовет тему нашего урока?

Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

2. Актуализация знаний. (10 мин.)

В нашей повседневной жизни мы с вами постоянно имеем дело с электрическим током. Без него мы с вами уже не представляем нашу жизнь комфортной.

Презентация:

Учитель: Что называют электрическим током? (слайд 6)

Ученик: Электрическим током называют упорядоченное движение заряженных частиц.

Учитель: Что называют силой тока? (слайд 7)

Ученик: Физическую величину, равную отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника за некоторый промежуток времени к этому промежутку, называют силой тока.

Учитель: Для чего предназначен измерительный модуль амперметр? (слайд 8)

Ученик: Амперметр-цифровой измерительный модуль силы тока, который включается в электрическую цепь при помощи двух цветных проводов; красный провод – «плюс» амперметра, черный-«минус».

Учитель: Амперметр включают в электрическую цепь, соблюдая полярность, т.е. «плюс» амперметра соединяют с «плюсом» источника тока, а «минус» амперметра – с «минусом» источника тока. (слайд 9)

Учитель: Как включают амперметр? Единицы силы тока? (слайд 10)

Ученик: Амперметр включается последовательно с тем участком цепи, в котором следует измерить силу тока. Основной единицей измерения силы тока является 1 А (ампер). 1 мА=0,001 А.

3. Техника безопасности при работе с электричеством. (2 мин.)

- Ознакомьтесь с общими правилами техники безопасности при проведении практических работ в кабинете физики.

- Соблюдайте полярность при работе с амперметром (измерительным модулем тока).

- Не подключайте амперметр непосредственно к клеммам источника тока!

- Будьте осторожны при работе с проволочными резисторами - во время пропускания тока они могут сильно нагреться.


4. Выполнение лабораторной работы. (20 мин.)

Порядок проведения работы

Подготовка эксперимента

1. Соберите установку, как показано на рисунке 1: (слайд 11)

a. подключите кабель В/М-mini–A/M к модулю сопряжения USB;

b. подключите модуль сопряжения USB к измерительному модулю

«Ток».

Рис. 1. Электрическая цепь для измерения силы тока

2. Подключите модуль сопряжения USB к ПК.

3. Запустите программу PROLog и убедитесь, что измерительный модуль определен. Для этого нажмите кнопку Поиск модулей на панели инструментов программы. Через некоторое время с левой стороны экрана появится окно

измерительного модуля «Ток» (рис. 2).

Рис. 2. Окно измерительного модуля «Ток»

4. Соберите цепь по схеме (рис. 1, 3): (слайд 12)

Рис. 3. Схема цепи

5. При сборке цепи соблюдайте следующие правила:

a. Расположите рабочие элементы цепи с магнитными держателями на магнитной доске (если элементы не имеют таких держателей, расположите их прямо на столе) таким образом, чтобы их было удобно соединять и проверять полученную цепь.

b. Соедините последовательно следующие элементы цепи: источник питания, лампочку, амперметр (измерительный модуль тока), ключ.

c. Красный провод амперметра (измерительного модуля) должен соответствовать «плюсу» источника тока, а черный провод – «минусу» источника тока.

6. В случае необходимости предложите учителю проверить собранную электрическую цепь.

7. Приготовьте тетрадь с отчетом для записей результатов.


Исследование и измерение

Часть I. Измерение силы тока в замкнутой и разомкнутой цепи

8. Замкните ключ.

9. Нажмите кнопку Эксперимент при подключенных модулях на главной панели инструментов. Откроется дополнительная панель инструментов

(рис. 4).

Рис. 4. Дополнительная панель инструментов

10. Нажмите кнопку Настройки эксперимента на дополнительной панели.

Это открывает диалоговое окно.

a. Установите продолжительность эксперимента: 30 секунд.

b. Установите частоту измерения: 100 в секунду.

11. Закройте диалоговое окно.

12. Нажмите кнопку Запуск эксперимента на дополнительной панели, чтобы начать измерение. На экране будет отображаться график. Если ключ не замкнут, в окне измерительного модуля показание амперметра будет равно нулю (± 10 мА), линия графика пойдет по оси, совпадающей с «нулем», лампочка гореть не будет.

13. Через 10–15 с после начала наблюдения, не останавливая процесс измерения,

замкните цепь при помощи ключа.

14. Через 5 с снова разомкните, еще через 5 с еще раз замкните цепь ключом, за-

тем разомкните.

15. В случае необходимости повторите эксперимент.

16. Сопоставьте ваши действия с тем, что вы при этом наблюдаете в самой цепи и

на графике.

17. Перенесите график зависимости силы тока от времени в отчет (если есть возможность, распечатайте на принтере) и опишите наблюдаемые явления.


Часть II. Измерение силы тока в различных участках последовательно

соединенной цепи

18. Приготовьте отчетную таблицу: ( слайд 13)

Таблица 1 . Результаты измерений силы тока

Номер

опыта

Положение модуля «Ток»

Схема цепи

Показания датчика

тока

1

Между лампочкой и ключом



2

Между источником тока и лампочкой



3

Между ключом и источником тока




19. Начертите схему цепи в таблицу.

20. Замкните ключ, снимите показания амперметра, отображаемые в окне измерительного модуля. Занесите показания в таблицу.

21. Разберите цепь. Соберите новую цепь, переместив амперметр в другое место.

Начертите схему, повторите измерение.

22. Занесите показания измерительного модуля силы тока в таблицу.

23. Повторите шаги для нового положения амперметра.


Анализ результатов лабораторной работы

24. Проанализируйте полученные в работе результаты. Запишите вывод в отчет.

Вывод должен содержать ответы на вопросы: (слайд 14)

  • Что вы делали?

  • Что вы наблюдали?

  • Может ли существовать ток в разомкнутой цепи? Почему?

  • Что можно сказать о значениях силы тока на различных участках при последовательном соединении элементов?

Справочный материал

Таблица 2. Сила тока в различных технических устройствах

Устройство

Сила тока, А

Электрическая бритва

0,08


Карманный радиоприемник

0,1


Электрический фонарик

0,3

Генератор велосипедный (при скорости 12 км/ч)


0,3

Электрическая лампа накаливания


0,3-0,4

Электропылесос бытовой


3,3-4,2

Двигатель троллейбуса


160-220



Таблица 3 . Электрические параметры человека

Параметры

Сила тока, А


Сила тока через тело человека, считающаяся безопасной до

0,001

Сила тока через тело человека, приводящая к серьезным поражениям организма


0,1


Электронный ресурс:

1. http://school-collection.edu.ru/Класс: 8, предмет: Физика. Инновационные

учебные материалы/«Физика. 7–9 классы» Часть2. 8 класс/Электрические явления

4. Подведение итогов урока. (5 мин.) (слайд 15)

Контрольные вопросы

1. Какие правила нужно соблюдать при работе с амперметром?

2. Назовите условия существования электрического тока в цепи.

3. Что будет наблюдаться в цепи, если ключ будет замкнут, а один из проводников разомкнет цепь? Ответ обоснуйте. Пронаблюдайте это на опыте.

4. В каких единицах измеряют силу тока?

5. Что такое 1 мА? Большая это сила тока или маленькая? (Для сравнения воспользуйтесь справочным материалом.)

5. Рефлексия. (5 мин). (слайд 16)

Цель: самооценка результатов деятельности учителя и ученика, осознание метода построения нового знания.

Требования к данному этапу: организация рефлексии и самооценки учениками деятельности на уроке; фиксация учителем степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Вопросы для беседы.

1)Ребята, какие вопросы ко мне по уроку?

2) Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

3) Где находит практическое применение полученные знания?

4)Что вызвало у вас на уроке особый интерес?

5)Как вы оценивайте свою деятельность на уроке?

Я вас попрошу, на листочке ответить на вопросы:

Фамилия Имя:

1.Поставьте себе отметку за работу на уроке.

2.Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок.

3. Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке:

если все, то поставь знак «+»;

если не совсем, то «+ -»;

если ничего не понял, то «-».

4.Какую оценку вы хотели бы поставить за сегодняшний урок:

«5», «4», «3», «2».

7. Домашнее задание. § 38. Упр.14(2); упр. 15(2) (по желанию), (мин. 1)

(слайд 17)


На дом задаю задание, найти дополнительный материал по теме: «Применение электроизмерительных приборов в основе сельскохозяйственной техники (трактора, комбайна)»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!