Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учителя, проверка отсутствующих, наличия на партах необходимых принадлежностей, позитивный настрой | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала | Выражают положительное отношение к учебе, готовность к уроку |
Актуализация знаний. | Проверка Д/з. Карточка (4 человека) Формулы (1 человек) Устный опрос. Какое явление называют испарением? Как зависит скорость испарения жидкости от площади ее поверхности? Почему испарение жидкости происходит быстрее, если над ее поверхностью дует ветер? | Отвечают на вопросы . выполняют задания, выполняют задания. | Выполняют задания |
Постановка учебной задачи. Цель: создать условия для определения обучающимися темы урока. | Итак, мы вспомнили один из способов парообразования - испарение и симметричный ему процесс - конденсацию. Я еще раз обращаю ваше внимание на то, что испарение сопровождается уменьшением внутренней энергии жидкости и при отсутствии подвода тепла к жидкости, ее температура неуклонно уменьшается. Однако, существует еще один вид парообразования, открыть тайну которого нам предстоит. Каждое утро многие из вас пьют чай. Этому напитку посвящены восточные трактаты. Существует ритуал чаепития. А сколько способов приготовления чая! И вы, я надеюсь, знаете, как правильно заварить чай. Проблема. Какой процесс лежит в основе приготовления чая? (Далее следует обсуждение). Да, действительно, перед тем, как заварить чай, воду предварительно кипятят. Я предлагаю вам рассмотреть на уроке материал, который поможет посмотреть на этот процесс с научной точки зрения, что позволит нам найти ответы на вопросы, каких нет даже в самой популярной книге рецептов. Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока). | Определяют тему урока. Запись темы урока в тетрадь. Формулируют цели и задачи урока | Запись темы урока в тетрадь. |
Изучение нового материала: Цель: создать условия для усвоения нового материала с опорой на имеющиеся знания. | Проведем экспериментальное исследование. Очень удобно показать зарождение этого процесса при нагревании воды. Нагревая колбу с водой на горелке, попробуем открыть тайну кипения воды. Учитель: обобщим результаты исследований. Что же такое кипение? Учитель: известный вам процесс испарения – это тоже переход жидкости в пар. Чем же отличается процесс кипения от испарения? При дальнейшем наблюдении кипения жидкости учащиеся приходят к пониманию того, что температура уже не изменяется даже при выкипании значительной части жидкости. Учитель: на что расходуется энергия, подводимая к жидкости в процессе кипения? Учитель: Действительно. И это легко понять: все количество теплоты от горелки уходит на поддержание внутренней энергии кипящей жидкости, ведь воздушные пузырьки с паром уносят значительную энергию при отрыве от поверхности жидкости, тем самым, ее охлаждая. Если нагревание прекратить, то вода перестанет кипеть, а температура начнет падать. Поэтому, например при варке пищи нужно уменьшать огонь после того, как вода закипит. Это дает экономию топлива, а температура воды все равно сохраняется постоянной во все время кипения. Учитель: Найдите в учебнике §18 стр. 54 определение этого процесса, прочитайте и попробуйте пересказать. Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре Экспериментальная работа №2 «Зависимость температуры кипения от атмосферного давления» Учитель: что мы наблюдаем? Учитель: Как вы думаете, почему? Попробуйте сделать вывод. | Работают совместно с учителем Учащиеся: это процесс перехода жидкости в пар. Учащиеся делают вывод: Испарение происходит при любой температуре. Во время кипения температура жидкости не меняется. Парообразование происходит по всему объему (слайд 5) Учащиеся: на парообразование. Учащиеся: жидкость закипает при комнатной температуре. Учащиеся: с уменьшением давления температура кипения жидкости уменьшается | Работают совместно с учителем |
Закрепление: | Испарением называется: конденсация, происходящая на поверхности жидкости переход вещества из твёрдого состояния в жидкое парообразование, происходящее с поверхности жидкости переход вещества из твёрдого состояния в газообразное Ответ: парообразование, происходящее с поверхности жидкости. Разбор типового контрольного задания Удельная теплота парообразования ртути 300 кДж/кг. Это означает, что для превращения в пар ртути: массой 300 кг на 1 °С требуется 1 Дж энергии массой 1 кг, взятого при температуре кипения, требуется 300 кДж энергии массой 1 кг на 300 °С требуется 1 Дж энергии массой 1 кг на 300 °С требуется 300 кДж энергии Ответ: массой 1 кг, взятого при температуре кипения, требуется 300 кДж энергии. | Делают выводы к опыту | Высказывают свои предположения |
Подведение итогов урока: | Фронтальная беседа по вопросам: Какая цель стояла перед нами на этом уроке? Достигнута ли наша цель? Что нового Вы узнали на уроке? Какова практическая значимость изучаемого вопроса? В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке. Д/з | Отвечают на вопросы учителя. | Отвечают на вопросы учителя. |