СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики»

Технологическая карта урока.

Дата: 21.11.23.

Предмет: физика

Класс: 8

Тема урока: Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: формирование понятия кипения, раскрытие физической сущности и физических особенностей этого процесса.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть процесс кипения и его особенности; формировать умения применять основные положения МКТ при объяснении физических явлений.

Развивающие: развивать интеллектуальные умения (анализировать, выделять главное в изучаемом материале, делать выводы), самостоятельность, познавательный интерес.

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики; содействовать формированию основных мировоззренческих идей: познаваемость мира и его закономерностей; причинно-следственные связи явлений; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения.

УУД

Личностные: Наблюдают изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Объясняют понижение температуры при испарении жидкости. Наблюдают процесс кипения, зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Строят и объясняют график изменения температуры жидкости при нагревании и кипении

Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы

Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации

Основные понятия: испарение; конденсация; динамическое равновесие и насыщенный пар; кипение; температура кипения; удельная теплота парообразования; количество теплоты.

Оборудование: мулитидатчик температуры, спиртовка, спички, колба,ноутбук, интерактивная доска, презентация.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Деятельность ученика с ОВЗ

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учителя, проверка отсутствующих, наличия на партах необходимых принадлежностей, позитивный настрой

Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала

Выражают положительное отношение к учебе, готовность к уроку

Актуализация знаний.


Проверка Д/з.

Карточка (4 человека)

Формулы (1 человек)

Устный опрос.

Какое явление называют испарением?

Как зависит скорость испарения жидкости от площади ее поверхности?

Почему испарение жидкости происходит быстрее, если над ее поверхностью дует ветер?

Отвечают на вопросы . выполняют задания, выполняют задания.

Выполняют задания

Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для определения обучающимися темы урока.

Итак, мы вспомнили один из способов парообразования - испарение и симметричный ему процесс - конденсацию. Я еще раз обращаю ваше внимание на то, что испарение сопровождается уменьшением внутренней энергии жидкости и при отсутствии подвода тепла к жидкости, ее температура неуклонно уменьшается. Однако, существует еще один вид парообразования, открыть тайну которого нам предстоит. Каждое утро многие из вас пьют чай. Этому напитку посвящены восточные трактаты. Существует ритуал чаепития. А сколько способов приготовления чая! И вы, я надеюсь, знаете, как правильно заварить чай. Проблема. Какой процесс лежит в основе приготовления чая? (Далее следует обсуждение). Да, действительно, перед тем, как заварить чай, воду предварительно кипятят. Я предлагаю вам рассмотреть на уроке материал, который поможет посмотреть на этот процесс с научной точки зрения, что позволит нам найти ответы на вопросы, каких нет даже в самой популярной книге рецептов. Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока).

Определяют тему урока.

Запись темы урока в тетрадь. Формулируют цели и задачи урока

Запись темы урока в тетрадь.

Изучение нового материала:

Цель: создать условия для усвоения нового материала с опорой на имеющиеся знания.

Проведем экспериментальное исследование. Очень удобно показать зарождение этого процесса при нагревании воды. Нагревая колбу с водой на горелке, попробуем открыть тайну кипения воды.

Учитель: обобщим результаты исследований. Что же такое кипение?

Учитель: известный вам процесс испарения – это тоже переход жидкости в пар. Чем же отличается процесс кипения от испарения?

При дальнейшем наблюдении кипения жидкости учащиеся приходят к пониманию того, что температура уже не изменяется даже при выкипании значительной части жидкости.

Учитель: на что расходуется энергия, подводимая к жидкости в процессе кипения?

Учитель: Действительно. И это легко понять: все количество теплоты от горелки уходит на поддержание внутренней энергии кипящей жидкости, ведь воздушные пузырьки с паром уносят значительную энергию при отрыве от поверхности жидкости, тем самым, ее охлаждая. Если нагревание прекратить, то вода перестанет кипеть, а температура начнет падать. Поэтому, например при варке пищи нужно уменьшать огонь после того, как вода закипит. Это дает экономию топлива, а температура воды все равно сохраняется постоянной во все время кипения.


Учитель: Найдите в учебнике §18 стр. 54 определение этого процесса, прочитайте и попробуйте пересказать.

Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре

Экспериментальная работа №2 «Зависимость температуры кипения от атмосферного давления»

Учитель: что мы наблюдаем?

Учитель: Как вы думаете, почему? Попробуйте сделать вывод.


Работают совместно с учителем


Учащиеся: это процесс перехода жидкости в пар.

Учащиеся делают вывод: Испарение происходит при любой температуре. Во время кипения температура жидкости не меняется. Парообразование происходит по всему объему (слайд 5)



Учащиеся: на парообразование.




























Учащиеся: жидкость закипает при комнатной температуре.

Учащиеся: с уменьшением давления температура кипения жидкости уменьшается


Работают совместно с учителем

Закрепление:

Испарением называется:

  • конденсация, происходящая на поверхности жидкости

  • переход вещества из твёрдого состояния в жидкое

  • парообразование, происходящее с поверхности жидкости

  • переход вещества из твёрдого состояния в газообразное

Ответ: парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

Разбор типового контрольного задания

Удельная теплота парообразования ртути 300 кДж/кг. Это означает, что для превращения в пар ртути:

  • массой 300 кг на 1 °С требуется 1 Дж энергии

  • массой 1 кг, взятого при температуре кипения, требуется 300 кДж энергии

  • массой 1 кг на 300 °С требуется 1 Дж энергии

  • массой 1 кг на 300 °С требуется 300 кДж энергии

Ответ: массой 1 кг, взятого при температуре кипения, требуется 300 кДж энергии.


Делают выводы к опыту

Высказывают свои предположения

Динамическая пауза:

Несколько упражнений на ОДС и глаза

Выполняют упражнения


Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Закрепление практических навыков. Организация самостоятельной работы учащихся.

(работа в группах)

Работают самостоятельно

Работают с учителем

Подведение итогов урока:

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?

  • Достигнута ли наша цель?

  • Что нового Вы узнали на уроке?

  • Какова практическая значимость изучаемого вопроса?

В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке. Д/з

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия деятельности:

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы

Объективно оценивают свое пребывание на уроке



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!