Актуальность использования средств ИКТ | Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся, расширить область применения их знаний, рассмотреть варианты применения знаний на практике |
Цель и задачи урока | Цель урока: обеспечить повторения знаний по курсу физики 7 класса; развивать мотивационную, волевую сферы личности учащихся, память, внимание; воспитывать целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность Задачи урока: Углубить и закрепить знания учащихся; Способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации; Внести вклад в развитие коммуникативных способностей учащихся; Развивать интерес к предмету и родному краю; Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов |
Планируемые результаты | Личностные: формировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; научиться принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий. Развивать инициативу Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию Предметные умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). понимание и способность объяснять физические явления владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости, пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы; умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела; умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот; понимание и способность объяснять физические явления: давление жидкостей, газов и твердых тел; владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики |
№ | Этап урока | Деятельность учителя (включая задания для учащихся) | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы сотрудничества | Входя в класс, дети разбиваются на рабочие группы. | Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета Принятие сигнала к началу учебной деятельности Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности |
2. | Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сегодня на уроке мы будем повторять материал, изученный в 7 классе. Задача каждого показать и оценить, насколько успешно вы овладели основными физическими знаниями, умениями и навыками, научились с точки зрения науки объяснять наблюдаемые явления и процессы, выявить пробелы в знаниях и сделать вывод. Но это будет необычный урок. | | Личностные: умение оценить усваиваемое содержание Регулятивные: самооценка уровня усвоения материала Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь |
3. | Мотивация учебной деятельности | Мотивационные вопросы: Зачем нужно повторять изученный материал? Как это поможет мне подготовиться к итоговой контрольной работе? Какие личные цели я ставлю на данный урок? Как лучше всего мне сосредоточиться на достижение цели урока? | Взаимодействуют с учителем и классом во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, ставят учебные цели и задачи. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
4. | Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся | Прием «Мой опыт» Учитель предлагает учащимся рассказать о своем опыте организации повторения пройденного материала, особенностях использованных методов и технологий. | Схема выступления учащихся: Слайд 5 Обычно я повторение начинаю Я осуществлял повторение по таким предметам, как … У меня получилось … Сложней всего было при повторении … Мне обычно нужно … Организация повторения обычно включает … Мои достижения … | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
5. | Повторение теоретического материала | Прием «Задаем себе вопросы и проводим исследования» Слайд 6 | Идет повторение теоретического материала и с помощью ответов на поставленные вопросы выявляют потребность в дополнительных исследованиях. | Активизируют информацию в соответствии с учебной задачей. Систематизируют и дифференцируют полученные знания. Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению. Высказывают мнения в порядке очередности |
6. | Выполнение заданий | Учитель: Я приглашаю вас в путешествие с физикой, а где и как мы будем путешествовать вы узнаете только после того, когда решите кроссворд (его сетка – на рис.1) и в выделенном столбце прочтите ключевое слово – название, где мы будем путешествовать Слайд 7 | Взаимодействуют с учителем и классом во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме | |
Учитель: Выполняем по группам задание. Это подготовка к походу. Задание I Слайд 9 1 группа: За какое время пролетит самолет над Комаричским районом при скорости 850 км/час, если протяженность района с Севера на Юг составляет 32 км. 2 группа: Сколько времени вы затратили бы на путешествие с Севера на Юг Комаричского района при равномерном движении без остановок пешком? Средняя скорость пешехода 5 км/час? |
Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят систематизацию материала Взаимодействуют с учителем и классом во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме | Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями с другими членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
Учитель: Слайд 10 Отправляемся в путь. Первый «привал» делаем у танка Т – 72 в посёлке Комаричи. Танк для памятника привезли издалека, с Урала. Этот памятиник — это символ всех побед российских воинов. Семь долгих месяцев – с марта по сентябрь 1943 года - шли ожесточенные бои за освобождение Комаричской земли. Геройски сражались с фашистами здесь бойцы и командиры нашей армии. Только боевые потери составили более 9 тысяч человек. Масса танка около 40 тонн. Задание II - Найдите вес памятника. - Ответьте: «Что называется весом тела?» - Изобразите графически вес памятника (на доске) | Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят систематизацию материала | Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи. Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления ответов. Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации. Контролировать собственное время, правильность выполнения своих умственных действий в процессе работы. |
| | Слайд 11 Скульптура «Камаринский мужик». Автор, Александр Дуров, выполнил в истинно русском народном лубковом стиле. Дуб, который стал основой для памятника, оказался к тому же раненым в боях. По словам мастера, в его стволе он нашел два осколка времен Великой Отечественной войны. Эти ранения не стали на скульптуре удалять, пусть они тоже будут в нашей памяти. Учитель: Получите следующее задание. | Ученик: Эх, Комаричский задиристый мужик. Он хитрющий и остер он на язык. Любит свадьбы, дни Рожденья отмечать И давай тогда плясать, плясать, плясать. Всем хорош для нас земляк наш дорогой. Вот и памятник тебе стоит «босой». Вся округа прибегает посмотреть И гордится, что наш - дерево, ни медь. Эх, Комаричский, хороший ты мужик! Так танцуй, пляши и больше не тужи!!! Взаимодействуют с учителем и классом во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме | |
| | Задание III Чему равна масса памятника, если его объем примерно равен 2,3 м? Плотность дуба 800. | Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят систематизацию материала | Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи. Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления ответов. Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации. Контролировать собственное время, правильность выполнения своих умственных действий в процессе работы. |
Учитель: Продолжаем путешествие Слайд 13 Нерусса - река в России, протекающая по территории Орловской и Брянской областей. Левый приток Десны. Исток реки находится около города Дмитровск Орловской области, а устье - около города Трубчевска, где Нерусса впадает в Десну. Протяженность реки Нерусса 161 км. Средняя скорость ее течения1,25 м/с. Задание IV Слайд 13 Рассчитайте, сколько времени займет путешествие на плотах вниз по реке от истока до устья. Время выразить в сутках. |
Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят систематизацию материала | Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи. Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления ответов. Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации. Контролировать собственное время, правильность выполнения своих умственных действий в процессе работы. |
| Учитель: И снова в путь. Отгадаем по 8 буквам то место, куда мы отправимся Задание V Слайд 14 | Взаимодействуют с учителем и классом во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме | |
Задание VI Слайд 16 Какое давление оказывает на грунт бетонная плита, объем которой 4 м3, если ее основание 8 м2, а плотность бетона 2800 кг/м3. | Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят систематизацию материала | Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи. Интерактивное взаимодействие Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления ответов. Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации. Контролировать собственное время, правильность выполнения своих умственных действий в процессе работы. |
Учитель: закончим наше виртуальное путешествие на нашем озере, которое находится около поселка Ново-Лубошево. Задание VII Слайд 17 Найти давление на глубине 5 м Ново - Лубошевского озера |
Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят систематизацию материала |
| | А сейчас поработаем над итоговым тестом Слайды 18 и 19 | Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят систематизацию материала | Личностные: формировать позитив в своих действиях Регулятивные: уметь делать проверку по завершению выполненных заданий и внести коррективы, если это необходимо |
7. | Подведение итогов урока. Рефлексия | Учитель: Итак, подведем итоги. Мы интересно путешествовали, Вы активно выполняли задания, получили хорошие оценки, узнали о своем родном крае много нового и интересного, а физические и математические расчеты углубили наши знания и представления, что еще раз доказывает нашу преданность и любовь к роному краю. Слайд 20 Кратко ответь на вопросы: | Ученик: Комаричи, Комаричи, в весеннем солнце праздничном Живет и богатеет любимый край родной. Он хлебородной нивою, природою красивою И богатырской силою Россию бережет. На Брянщине прославленной есть уголок Комаричи Любимые Комаричи, здесь все вокруг цветет. Можно ли сказать, что я хорошо знаю теоретический материал курса физики 7 класса? Остались ли вопросы, на которые нужно обратить внимание дома? Получилось ли у меня серьезно отнестись к повторению материала? Доволен ли я результатами урока? | Формулируют выводы о достижении своих целей урока. Развитие адекватной самооценки личностных достижений. Развитие диалоговой речи Соотносят ожидаемые результаты в образовательной деятельности с реальными Анализ, дифференциация, сопоставление информации. |