Технологическая карта урока
Предмет: | география |
Класс: | 6 |
Автор УМК | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2014 |
Тема урока | «Географическая карта и ее масштаб» |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Цель урока | формирование представлений обучающихся о географической карте, ее видах. Развитие и формирование умений пользоваться масштабом |
Задачи урока | - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). - работать с текстом с целью поиска необходимой информации. - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. - осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы; -воспроизводить информацию о географической карте и ее масштабе |
Методы обучения | наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа, объяснительно-иллюстративного обучения, коллективного взаимообучения, формирования учебной деятельности школьников, коммуникативно-диалоговой деятельности, ИКТ, развитие критического мышления |
Формы работы обучающихся | фронтальная, групповая, индивидуальная |
Средства обучения : | Мультимедиапроектор, ПК, презентация «История создания географической карты». |
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент
Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы. Определяют готовность необходимого оборудования (карты атласа, линейка, циркуль-
измеритель)
определяют свою готовность к уроку
Личностные: формирование норм и правил поведения в социуме. Формирование мотивации
Мотивация
1. Отгадайте загадку: «В географии чертеж на ковер большой похож. И на нем моя страна из конца в конец видна»
Это и будет темой первой части нашего урока.
2. Какие виды изображения земной поверхности вы еще знаете?
Дают ответ на загадку.
Географическая карта
Записывают тему урока «Географическая карта»
Предполагаемые ответы: глобус, карта, план, аэрокосмический снимок
Предметные: формирование географических
знаний о карте, глобусе, необходимость знаний для решения практических задач
Познавательные: подведение под понятие, вспоминают полученные знания
Коммуникативные: отвечают на поставленные вопросы.
Личностные: самоопределение
Целепологание
Давайте, попробуем поставить задачи на наш урок.
Работают с рубрикой «Вы узнаете», ставят задачи урока.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Изучение нового материала:
Понятие «карта»
Мы уже знаем, что карта – это чертеж. Но изначально карта была похожа на рисунок. Но рисунок это не чертеж. Почему? Прочитать стр. 33, первый абзац.
Какие правила соблюдаются?
Давайте дадим более точное определение «Географическая карта – это …»
Об истории появления карты нам подготовил проект Индолов Виктор.
Работают с учебником, находят информацию, дают ответы.
Чертеж выполняется с соблюдением определенных правил.
Это система географических координат, масштаб и условные знаки
Дают определение
Географическая карта – это чертеж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков.
Знакомятся с историй возникновения карт.
Познавательные: логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы
Личностные: самоопределение
- Введение
понятия
масштаба.
Чтение сказки «История про
карту в масштабе 1:1».
Проблемный вопрос: найдите
и сформулируйте проблему,
поставленную королѐм для
картографов
1. Почему картографы не мог-
ли выполнить задание короля?
2. Работа с учебником стр 33, Масштаб
«Что нужно сделать картографам, чтобы поместить всѐ королевство на карту?»
3. Делает вывод: При изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния между объектами, и помогает в этом масштаб.
Это тема нашей второй части урока.
«Географическая карта и ее масштаб»
Найдите в учебнике на стр. 33 определение масштаба
Слушают сказку и определяют проблему.
(Как изобразить большую территорию на листе бумаги).
1. Территория большая, а формат карты маленький.
2. Читают и делают вывод «При вычерчивании карты расстояния уменьшаются. Но уменьшаются не на глазок, а в определенное количество раз»
3. Слушают вывод,
Ищут определение, читают его вслух и записывают в тетрадь.
Предметные: Умение формулировать определение масштаба
Познавательные
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Выявлять причины.
2. Работать с различного рода информацией.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и
оценивать еѐ достоверность.
Личностные: Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать,
формируют умение способности к саморазвитию; пониманию значимости получаемых знаний
Виды масштабов
Работа с учебником, стр. 34 и атласом «Физическая карта полушарий и физическая карта России»
Определить какие есть виды масштаба и как подписывается масштаб
После самостоятельной работы учитель объясняет разницу видов масштаба
Предлагает заполнить схему в тетради
Работаю с учебником и атласом и находят информацию обо всех видах масштаба
Слушают и воспринимают информацию, анализируют
Заполняют схему в тетради
Предметные: находить информацию в учебнике, выделять виды масштаба Коммуникативные: умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать.
Регулятивные: организовывают свою деятельность в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: извлечение необходимой информации из различных видов источников.
Перевод из одного масштаба в другой
Измерение расстояний с помощью линейного масштаба
Перевод численного масштаба в именованный
Слушают и воспринимают информацию
Выполняют задание
Переводят из численного масштаба в именованный. Записывают в тетрадь решения и на интерактивной доске
Предметные: умение выполнять учебные действие в соответствии с поставленным заданием Коммуникативные: умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать.
Регулятивные: организовывать свою деятельность с поставленной целью
Познавательные : извлечение необходимой информации .
Практическая работа. Закрепление
Переведите численный масштаб в именованный.
Работаем в паре. Решение записываем в тетрадь
Сейчас выполним задание вместе.
1. В каком масштабе выполнен топографический план?
2. На каком расстоянии от железнодорожного моста находится село Ладогино?
- измерить расстояние в см;
- умножить полученные см на 100, т.к. в 1 см – 100м
Работа в группах.
Открыть в атласе топографическую карту:
1. Определить масштаб топографического плана?
2. Первые 2 парты каждого ряда определяют расстояние от мельницы до озера Глубокое
3-4 парты определяют расстояние от мельницы до колодца
Работают в паре. Решение записывают в тетрадь.
Работают вместе с учителем на интерактивной доске
1. Численный масштаб:
1:10000
Именованный масштаб:
В 1 см – 100 м.
Расстояние – 12см
12×100=1200м или
1км 200м
1. Численный масштаб:
1:10000
Именованный масштаб:
В 1 см – 100 м.
Расстояние - 8,2см
8,2×100=820м
Расстояние – 6,6см
6,6×100=660м
Предметные: умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием
Коммуникативные: умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать, умение отстаивать свою точку зрения,
аргументировать ее; подтверждать аргументы фактами;
критически относится к своему мнению, принимать точку зрения другого; организовывать
учебное взаимодействие в группе, выполнять задание вместе с учителем
Регулятивные: организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: извлечение необходимой информации, использовать полученную информацию в учебной деятельности
Личностные: формирование ответственного отношения к учению.
Домашнее задание
Для всех – § 5, «От теории к практике», № 1-3
По желанию – составить план своего дома, в масштабе
Записывают задание в дневник
Познавательные : настрой на структурирование знаний, поиск информации
Личностные: формирование ответственного отношения к учению.
Рефлексия
Организует самооценку и рефлексию
Я узнал
Я научился
Я понял
Слушают и оценивают свою деятельность на уроке
Регулятивные : умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока.
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к уроку, понимание причин успеха/ неуспеха на уроке.
Итог урока
Подводит итог урока, совместно с учащимися выставляет оценки
Выставляют оценки друг другу, комментируют их.
Регулятивные: оценивают степень успешности своих товарищей