Тема урока | В Риме при императоре Нероне. Расцвет империи во 2-м веке н.э. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Дата урока | |
Образовательные ресурсы | Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364 |
План урока | Императоры объявляют себя богами Актер на императорском троне Казнь сотен рабов Пожар в Риме Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве Правление Траяна Римляне строили на века |
Цель урока | Сформировать представление о правлении Нерона и Траяна, выявить общие и различные черты правления императоров. |
Формы и методы обучения | Методы: репродуктивный Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Христиане, колоны, рабы с хижинами, даки, арки, бетон, колонны, триумфальные арки, акведуки |
Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.
Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: определите, в чем проявлялось ослабление и расцвет Рима в 1-2 вв. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Сегодня вам предстоит изучить правление самого жестокого императора Рима Нерона и самого лучшего императора Рима – Траяна. Пожалуй, ни один из императоров не заслуживал столько ненависти и проклятий, как кровавый император Нерон. Историки единодушно характеризуют его правление как тяжкое для народа. Самым лучшим императором Рима был Траян, который строил и облагораживал город, давал послабление своим жителям. Его главная фраза: «Я хочу быть таким императором, какого сам бы себе желал, если бы был сам подданным». Задание. Прочитайте параграфы 55 «В Риме при императоре Нероне» и 57 «Расцвет империи во 2-м веке н.э.» и заполните сравнительную таблицу Вопросы для сравнения | Нерон | Траян | Какое прозвище получили императоры Римской империи | Наихудший. | Лучший из императоров. | Отношение к рабам | Презирал, не считал за людей. | Улучшил положение рабов, наделил землей – “рабы с хижинами”. | Отношение к населению государства | Требовал полного подчинения своим приказам, мог наказать любого. | Прекратились казни по ложным доносам, перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. | Отношение к Риму | Пожар в Риме, как думали современники, устроенный Нероном. | Строительство водопроводов, амфитеатров, театров, храмов, портиков, бань. | Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Учитель: | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 6 | Работа в рабочей тетради | Выполнить в рабочей тетради упр. 63 стр. 61 | Отвечают на вопросы | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Устные ответ |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Определять предпосылки распада империи, в чем проявлялись черты ослабления могущества Рима Анализировать и давать оценку правлению императора Нерона, в чем проявлялась безграничная власть императора. Перечислять условия, которые обеспечили расцвет Римской империи во 2-м веке н.э. Объяснять, почему в период империи появилось больше крупных землевладений Формулировать значение понятий: колоны, рабы с хижинами Определять особенности правления Траяна Перечислять перемены, которые произошли в империи в 1-2-м веках н.э. | Устный опрос |
Домашнее задание | 1 | § 55, 57 рабочая тетрадь проверь себя вопрос 1 | Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки | Записывают в дневник | Фронтальная | Рефлексируют уровень сложности задания | Записи в дневнике |