Технологическая карта урока истории в 7 классе коррекционной школы Тема «Войны Ивана Грозного»
Предмет: История. Рабочая программа по предмету: «История» предметная область: «Обществознание». класс: 7
Учитель: Годнева А.А.
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: «Войны Ивана Грозного»
Образовательная среда урока:
Компьютер, проектор, раздаточный материал (таблица для заполнения «Причины и итоги войн Ивана IV», карточки с датами, текст с пропусками, карта «Российское государство во второй половине XVI века», контурная карта), интерактивная доска (задания, выполненные в программе IQBord).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.
Цель урока:
Закрепить представления о войнах Ивана Грозного, подвести к пониманию их причин, итогов.
Задачи
образовательные: обобщение, систематизация исторических фактов; создание общего представления о внешней политике Ивана Грозного.
воспитательные: 1. создание условий для формирования самостоятельности при выполнении заданий; 2. формирование познавательного интереса, мотивации к уроку через постановку проблемных заданий, использование системы аргументированной оценки, применение ИКТ.
коррекционно-развивающие:
развитие мышления на основе заданий в установлении причинно-следственных связей (задания по изученному материалу);
коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении (работа с историческими датами)
развитие мышления на основе заданий в анализе (заполнение таблицы)
развитие пространственной ориентировки на основе выполнения заданий контурной карты
Основные понятия: внешняя политика, стрельцы, цель войны, итог войны, ливонские рыцари, Балтийское море, запад, восток.
Карта урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа | БУД (базовые учебные действия) |
1 | Организационный этап 1-2 мин | Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. | Готовятся к работе | | Коммуникативные: поддержание коммуникации в учебной ситуациях социального взаимодействия |
2 | Актуализация (повторение) опорных знаний и представлений обучающихся 8-10 мин | Даёт задания по изученному материалу (работа с датами, с текстом), комментирует правила выполнения, оказывает дозированную помощь. | Фронтально отрабатывают основные исторические даты с помощью карточек (карточки с датами: 1530, 1533, 1547, 1550, 1552, 1556) Самостоятельно работают с текстом (приложение 1) | коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении (работа с историческими датами) коррекции мышления на основе упражнений в классификации (работа с текстом со смысловыми ямами) | Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: владение диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; использование доступных источников получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: осознанное действие на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; |
3 | Введение в тему 1 мин | Анализирует результаты выполненных заданий, подводит итог, обозначает тему урока. Обращает внимание на важность умения работы с картой. | Записывают тему урока | | Коммуникативные: умение слушать учителя; поддержание коммуникации в различных ситуациях социального взаимодействия (учебной) |
4 | Основной этап. 15 мин | Задает вопросы по изученному материалу, комментирует ключевые моменты, обращает внимание детей на карту, даёт общее представление об основных понятиях, подталкивая обучающихся к выводам. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают записи в тетради, работают с контурной картой. | развитие пространственной ориентировки на основе выполнения заданий контурной карты (отработка понятий «север», «юг», «запад», «восток» и основных географических названий Казань, Астрахань, Швеция, Польша, Литва, Балтийское море и пр.) | Коммуникативные: умение слушать учителя; поддержание коммуникации в различных ситуациях социального взаимодействия (учебной) Регулятивные: осознанное действие на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; |
5 | Физкультминутка 2 мин | Проводит разминку для глаз (Приложение 3) | Выполняют упражнения разминки, составляют ключевое слово (Приложение 3) | | Коммуникативные: поддержание коммуникации в учебной ситуациях социального взаимодействия |
6 | Закрепление изученного материала 10 мин | Задаёт вопросы по изученному материалу, раздаёт карточки с заданиями по теме, создаёт условия для: - самостоятельной обработки информации обучающимися; - возможностей переноса только что изученного материала на своё задание. Задания дублируются на интерактивной доске, где работает один ученик самостоятельно | Самостоятельно заполняют карточки с таблицей, дают устный отчет о выполненном задании Комментируют выполнение заданий на интерактивной доске | коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, сохранении и узнавании коррекция мышления на основе упражнений в классификации (расположить даты в хронологическом порядке) | Познавательные: использование усвоенных логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале. Коммуникативные: владение диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; использование доступных источников получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. |
7 | Рефлексия 2-3 мин | Дает качественную, аргументированную оценку работы класса и ученика, выполнявшего задания у доски. | Слушают учителя | | Регулятивные: адекватное реагирование на внешний контроль и оценку, корректировка в соответствии с ней своей деятельности. |
Приложение 1
Вставь пропущенные слова:
При Иване Грозном появился ряд новых приказов:_____________________, _______________________, ________________________, ____________________________. В 1550 году был составлен новый ___________________. Новые реформы царя и Избранной рады ограничивали власть__________________. Главной военной силой государства стали ______________________________________. В армии русского царя создали новое пешее войско из ____________________________.
Слова для использования: воины-дворяне, Судебник, бояре, Разбойный, Челобитный, Стрелецкий, Поместный, стрельцы.
Приложение 2
Война | Причины войны | Итоги войны |
Война с Казанским ханством | | 1552г. взята Казань |
Война с западными государствами (Ливонская война) 1558 – 1583г. | | Россия потеряла города: |
Приложение 3
Разминка для глаз
Правила разминки:
Ученики быстро хлопают глазами, затем по команде учителя зажмуривают глаза на 5 секунд. Учитель в это время считает: «Раз, два, три, четыре, пять! Я хочу все знать!» После этих слов открывают глаза, и видят в верхнем правом углу доски букву (А). Запоминают букву.
Снова быстро хлопают глазами, зажмуриваются, после слов учителя открывают глаза и видят в левом нижнем углу доски вторую букву (В). Запоминают букву. При этом табличка с первой буквой (А) перевернута изображением к доске.
Так происходит пять раз, по количеству букв, третья буква располагается в правом нижнем углу, четвертая – в левом верхнем углу, пятая – в центре доски. После этого учитель предлагает записать все буквы, которые запомнили дети, в тетради и составить из них слово. Должно получиться слово, связанное с темой урока из пяти букв. (ВОЙНА)
Важно: буквы появляются перед детьми в хаотичном порядке, например: А, В, Й, О, Н