СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ИЗО по теме «Города в пустыне».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ИЗО по теме «Города в пустыне».»

Класс: 4

Предмет изобразительное искусство

Тема урока «Города в пустыне».

Цель(начинается с отглагольного существительного: формирование, знакомство и т.д.):формирование представлений о культуре народов Средней Азии.

ЗАДАЧИ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

начинается с глагола в НФ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ДЛЯ УЧЕНИКА)

Начинается с глагола 3 лица н.в. (знает, умеет, демонстрирует и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Сформировать представление о связи архитектурных построек с особенностями природы материалов.

Научить изображать образ древнего среднеазиатского города в живописной композиции.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Знает о связи архитектурных построек с особенностями природы материалов.

Умеет изображать образ древнего среднеазиатского города в живописной композиции.

РАЗВИВАЮЩИЕ

1.Развивать умения сравнивать объекты и устанавливать основания для сравнения архитектурных построек народов Севера с постройками народов Средней Азии.

2.Развивать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей через ответы на поставленные вопросы учителя по теме «Города в пустыне». Корректно и аргументированно высказывает свое мнение, при оценке работ одноклассников.

3.Развивать умения планировать действия по решению учебной задачи для получения результата через построение и формулировки цели урока по теме «Города в пустыне».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

П: сравнивает объекты и устанавливает основания для сравнения архитектурных построек народов Севера с постройками народов Средней Азии.

К: строит речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей через ответы на поставленные вопросы учителя по теме «Города в пустыне». Корректно и аргументированно высказывает свое мнение, при оценке работ одноклассников.

Р: планирует действия по решению учебной задачи для получения результата, через построение и формулировки цели урока по теме «Города в пустыне».

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Создать условия для демонстрации ценностного отношения и интереса к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству других народов, через беседу о ценности архитектурных построек в городах Средней Азии.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Проявляет уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству других народов, через беседу о ценности архитектурных построек в городах Средней Азии.

Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом 1 лица мн.ч.. б.в.)

Узнаем

Научимся

Узнаем о связи архитектурных построек с особенностями природы материалов.

Научимся изображать образ древнего среднеазиатского города в живописной композиции.

Тип урока: открытие новых знаний.

Принципы обучения: доступности, сознательной активности;

Методы обучения: словесные, наглядные, практические;

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная;

Средства и формы контроля: оценка одноклассников;

Оборудование для обучающихся: учебник по изобразительно искусству 4 класс УМК «Школа России», альбом, гуашь, кисти, палитра, стаканчик для воды, клеенка.

Оборудование для учителя: учебник по изобразительно искусству 4 класс УМК «Школа России», альбом, гуашь, кисти, палитра, стаканчик для воды, клеенка, презентация «Города пустыни».

Основные термины, понятия, определения, правила: мечеть, минарет, мавзолей.

Ход урока

Этап/время

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята, сейчас у нас урок изобразительного искусства, кто может подсказать, что нам сегодня понадобится на урок?

-Если у вас все готово к уроку, можете присаживаться.


Один ученик проговаривает: стол должен быть застелен клеёнкой, на столе лежит альбом, простой карандаш, гуашь, палитра, стаканчик для воды, кисти, влажные салфетки.

Мотивация

-Давайте посмотрим отрывок из мультика, после ответьте на вопросы, название мультика и в какой стране происходят действия в мультике.

-Готовы ответить на вопросы? Повторяет вопросы.

-Догадались в куда мы сегодня отправимся? Готовы?

Отрывок из мультика на телевизоре.

-Мультик называется «Аладдин и волшебная лампа».

-Действия мультика происходят в пустыне.

-В пустыню. Да.

Актуализация знаний

Мы продолжаем изучать раздел «Каждый народ - художник».

-С особенностями архитектуры каких народов мы уже познакомились?

-Почему архитектура этих народов так отличается друг от

друга? От чего это зависит?



-Правильно, от особенностей места жительства, от традиций предков.

- Как мы уже выяснили, сегодня мы с вами совершим путешествие в пустыню.

-Что вы знаете о пустыне?







-Где расположены пустыни?

-У нас в России тоже есть пустыня ее название Батпайсагыр — крупнейшая пустыня на границе России и Казахстана, площадь которой на данный момент оставляет около 1000 кв. км. Российская часть находится на территории Астраханской области.


-А на каком уроке вы можете больше узнать о расположении пустынь в нашем мире?

-Как вы думаете, можно ли в пустыне построить город?

-Из каких материалов возможно его построить и почему?























-с архитектурой народов Японии и народов Севера.

- у каждого народа свои традиции и обычаи. В каждом уголке мира разный климат, от этого тоже зависит разнообразие построек.





- Пустыни отличаются от других зон тем, что в них очень мало влаги. Дождь здесь выпадает очень редко. После коротких весенних дождей пустыня быстро покрывается ярким ковром цветущих растений.

Пустыни бывают песчаные и глинистые.

-Пустыни есть в Африке, Азии, в районах Европы.






-На уроке окружающего мира.


-Наверное да.

-Из глины, она прочная.

Этап выявления места и причины затруднения.

-Вы не мало знаете о пустыни, это очень хорошо. А умеете ли вы изображать город пустыни?

-Сегодня на уроке мы это проверим, а так же узнаем немного о культуре народов Средней Азии.


-Нет.

Построение проекта выхода из затруднения.

-Тема нашего урока «Города пустыни». Исходя из нашего затруднения, сможете сформулировать цель урока?

-На доске есть планы урока, сможете выстроить их по порядку?

План:

1.Узать о некоторых традициях народов Средней Азии.

2.Сделать фон.

3.Изобразить город пустыни.

4.Отпечатать караван.

5.Дорисовать детали.

6.Устроить выставку работ.

-Изобразить образ древнего среднеазиатского города в живописной композиции.


Расставляют пункты плана в правильном порядке.

Реализация построенного проекта 1.

-Первым пунктом плана нам нужно узнать о некоторых традициях народов Средней Азии. Я расскажу сейчас часть и походу нашего творческого процесса буду продолжать свой рассказ.

Слово «пустыня» говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Иногда в пустынях идут настоящие ливни, однако из-за жары вода быстро испаряется.

-Давайте откроем альбом, расположим его горизонтально и заполоним лист желтым цветом, цветом песка.

Вместе с учениками на доске заполняет лист желтым цветом.

-Посмотрим на наш план, первый пункт мы будем выполнять постепенно, а какой пункт мы с вами выполнили? Далее что нужно сделать?




План:

1.Узать о некоторых традициях народов Средней Азии.

2.Сделать фон.

3.Изобразить город пустыни.

4.Отпечатать караван.

5.Дорисовать детали.

6.Устроить выставку работ.





(Ответы учеников)









-Второй пункт, мы сделали фон.


- Изобразить город пустыни.

Реализация построенного проекта 2.

-Как вы думаете, что привлекает туристов, посещая города Средней Азии?



-А что нужно делать, чтобы сохранить эти диковины прошлых лет?

-Вы правы, не на всех участках пустыни пустота впереди и вправду очертания города. Множество куполов — небольших и огромных, голубых, мерцающих радужными красками — создают силуэт города. Эти купола придают городу сходство со станом кочевников. Однако массивные, толстые глиняные стены говорят, что это хорошо защищённая крепость.

Всё строят из глины, это главный строительный

материал. Такой город не может переезжать, наоборот, он крепко обосновался и быстро растёт, потому что есть вода.

-Изобразим город вдалеке пустыни. Мы изобразим только очертание города, без его мелких деталей. Посмотрите на слайд, какая отличительная особенность есть у этих городов? Что сразу бросается в глаза?

-Эти купола от мечети. Мечеть — так называется храм, где совершают молитву. Мечеть обычно имеет огромный купол и портал. Это те же основные элементы юрты.

И как внутри юрты множество ковров с орнаментами, так и стены мечети покрыты орнаментами-символами и узорчатыми надписями. Так же сразу бросается в глаза сильно выступающий торжественный портал — вход, похожий на огромную букву «П», с высокой аркой, в затенённой глубине которой ещё такая же небольшая арка над дверью.

Около мечети возносятся башни — минареты.

С них служители храма призывают к молитве. Стремясь утвердить своё могущество.

Правителя Востока строили величественные мавзолеи — усыпальницы. Это купольные сооружения. Тяжёлая шапка купола, поставленная близко к земле на массивное основание, подавляла бы, если бы её не украшали нарядные голубые изразцы.

-Мы разобрали с вами строение города. Давайте попробуем изобразить его очертание. Если присмотреться, то все эти постройки похожи на геометрические фигуры, какие?

-Верно, мы можем изобразить город простыми геометрическими фигурами. Возьмем тонкую кисть и цвет охры, чуть выше середины листа нарисуем линию горизонта, там будет помещен наш город.

-Темнее цветом, можно смешать желтый и коричневый, либо охру с желтым, нарисуем связанные между собой геометрические фигуры. Можете смотреть на картинки на слайде, они вам помогут составить свою композицию города.

-Закрасим горд внутри, тем же цветом, что и рисовали контур.

-Закончили изображать город? Посмотрим на наш план урока, какой план выполнили?















-Возможно не во всех городах Средней Азии есть только песок, в других городах хранятся ценности Древнего мира и это ценно для туристов.

-Нужно бережно к ним относится, реставрировать в крайних случаях.















-На каждой картинке города, видны купола.

















-Похожи на такие фигуры как, прямоугольник, квадрат, треугольник.








Изображают город.






-Выполнили 3 пункт плана, изобразили город.

Реализация построенного проекта 3.

-Что мы должны сделать на 3 этапе по плану?

-Знакомы вам такие названия — Каракумы? Это

названия пустынь на территории СНГ. А еще словом «Каракумы» назвали сорт шоколадных конфет. Кто видел обертку конфет «Каракумы»? Какое животное

пустыни там нарисовано?

-Верблюды служат основным средством передвижения для людей в пустыне. Корабль пустыни - так гордо называют этих животных. В диком виде верблюдов очень мало, все они являются спутниками, помощниками человека.

Без верблюда были бы невозможны освоение пустынных мест и торговля в Средние века, когда не было транспорта. По зыбучим пескам лучше ехать на верблюде, так как мозолистые подошвы ног не дают верблюду проваливаться и увязать в песке. Молоко верблюдов очень жирное, а шерсть обладает особыми свойствами и ценится до сих пор.

-На партах у вас есть вырезанные из картона верблюды, с помощью них мы сделаем караван верблюдов. А что вообще такой караван?

-Приступим к изображению нашего каравана верблюдов. Они у нас будут коричневым цветом. Вам нужно сначала полностью закрасить вырезанного верблюда гуашью, а далее отпечатать его на листе. И так повторить 3 раза.

Демонстрирует у доски.

-У всех получился караван из 3 верблюдов?

-Выполнили 4 пункт плана? Что у нас получилось?








-Отпечатать караван.



-Нарисованы верблюды.















-Караван - это серия верблюдов, перевозящих пассажиров и грузы в регулярном сообщении между пунктами.






-Да, получился.

-Выполнили, изобразили караван.

Самостоятельная работа

-Переходим к 5 пункту плана, что нужно сделать сейчас?

-Посмотрите на наш рисунок, чего не хватает?

-Сейчас самостоятельно дорисуйте тени на своем рисунке, пользуясь примерами на слайде и рисунком на доске.

Индивидуально консультирует каждого ученика.


-Нужно дорисовать детали.

-На рисунке не хватает теней.



Добавляют тени на рисунок.

Выставка работ.

-У нас остался последний пункт плана, это выставка работ. Проговорю критерии, по которым будут выставлены отметки. 1. изображена пустыня и город Средней Азии, 2. выбран подходящий цвет, 3. добавлены тени.

Выходят к доске со своими рисунками, показывая их классу.

Рефлексия деятельности

-Урок подходит к концу, вспомним тему урока. А какая была цель урока? Достигли ли мы ее? Все ли пункты плана выполнили?




-Оцените свое эмоциональное настроение на уроке с помощью баночек гуаши.

-Поднимите зеленый цвет, если вы считаете, что полностью справились с работой на уроке и у вас всё получилось.

-Желтый цвет, если вы считаете, что у вас получилось не всё, но вы старались.

-Если же у вас ничего не получилось, поднимите красный цвет.

-Спасибо большое за урок, до свидания.


-Тема урока была, «Город пустыни».

-Изобразить образ древнего среднеазиатского города в живописной композиции. Мы достигли этой цели, изобразили образ города пустыни.

Все пункты плана мы выполнили.




Оценивают себя с помощью цветных баночек гуаши.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя