2. Мотивация учебной деятельности и актуализации знаний (2 мин) | словесный фронтальный опрос | К нам пришло письмо одно. Было странное оно. Вместо марок – три снежинки, А конверт из чистой льдинки, А письмо не на листке, а на беленьком снежке: - Скоро, скоро к вам примчу, на метели прилечу, Запляшу и закружу, снегом землю наряжу, и деревья и дома…. И подписано: «_Зима_» - Тихо приходит Зима. Как в сказке за одну ночь, покрывает снегом дома и деревья, заморозит лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и увидишь, что всё за окном изменилось. - А вам нравится такая природа? Ребята, отгадайте загадку: - Кто без кисти и без краски, на окне рисует Сказки? (Мороз) - Что рисует Мороз белой краской? (узоры) Проверка д/з РТ с.18 – Покажите, какие узоры нарисовал Мороз на ваших окнах. - На прошлом уроке мы изучали новое слово «Реальность». – Ребята, как вы понимаете слово «Реальность»? (реальность – это то, что вокруг нас, то, что существует на самом деле) Реальный мир очень разнообразен и художники, наблюдая за красотой реального мира, «черпают» темы для своих картин. Они учатся у природы, изучают её, зарисовывают с натуры. На основе красоты реального мира, художники создают украшения, одежду, архитектурные сооружения и многое другое. К художнику приходит вдохновение. | активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают свои знания | умение пользоваться полученной информацией |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) | эвристический вопрос | - Как вы думаете, откуда художник черпает своё вдохновение? (в природе) - А в природе есть узоры? Где мы их можем наблюдать? (морозный узор на окне, паутинка, листочки и цветочки ) - Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи, надо быть не только наблюдательным, но и уметь фантазировать? - Что такое фантазия? (Фантазия – это импровизация на свободную тему. В обычной речи «фантазировать», значит воображать, сочинять, представлять.) – Предположите, какую тему мы будем сегодня изучать? (Украшение и фантазия) (слайд 1) - Давайте подумаем, какую задачу нам нужно решить сегодня на уроке? (с помощью фантазии сделать украшение из предметов реального мира) (слайд 2) | самостоятельно формулировать тему урока | умение самостоятельно определять круг учебных задач |
4. Решение учебной задачи (30 мин) 1. Актуализация знаний (10 мин) 2. Физминутка (2 мин) 3. Творческая работа (18 мин) | фронтальный, наглядный наглядный, словесное пояснение Инструктаж Самостоятельн. работа | - На прошлом уроке мы говорили, что художники учатся у природы. Мастер Украшения – это художник, который создаёт украшения для человека. А что такое украшение? Для чего люди украшают вещи? (Чтобы быть красивыми) - Правильно. Человек всегда стремился к красоте, украшая своё жилище и предметы быта, которые его окружали, чтобы чувствовать себя удобно и комфортно. – Откуда люди позаимствовали элементы своих украшений? Где они могли наблюдать их? (В природе) - Красоту в природе специально искать не надо. Наблюдательный человек может заметить её на каждом шагу и полюбоваться. Например, увидел Мастер Украшения крупные ягоды рябины и калины, рассмотрел их, полюбовался, а затем придумал украшение из крупных бусинок. - Откройте учебник на с. 70 - Рассмотрите рисунки. Какой рисунок вы отнесёте к реальному миру, а какой к фантазии художника? - Посмотрите на украшение с драгоценными камнями. Художник, с помощью своей фантазии, преобразил эти листики и цветы с капельками росы в прекрасное украшение-брошь. – Из листьев и цветов художник может придумывать много, например украшение для кокошника – старинного женского головного убора. - Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 71. – В реальном мире художник рассмотрел красивую рыбку и подхватил идею создания платья, используя цвет и форму. (с. 72) – А кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетёных салфеток, скатертей, шалей? Отгадайте загадку: С ветки на ветку, Зацепив за сук, Тоненькую сетку Натянул …… (паук) - Давайте мы с вами прогуляемся по лесу и немного отдохнём. Физкультминутка По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой по дорожке Скачем мы на левой ножке. По дорожке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём И опять пешком пойдём. –Шагаем, наблюдаем, любуемся природой. - Рассмотрите нежное творение мастера природы – паука, его жилище – паутинку. В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки – украшение леса. - Рассмотрите кружевные узоры в учебнике с.73 - Какие природные формы можно увидеть в нём? - Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе. Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеёк», «гулички», «комарик», «цветочки», «ёлочки» и др. (слайды 3,4,5,6,7,8,9,10) - Вам нравится рассматривать снежинки или морозное оконное стекло с узорами? - Давайте посмотрим на снежинки. (слайды 11,12,13,14,15) - Какого цвета снежинки? - Давайте вспомним, какую задачу мы поставили в начале урока. (с помощью фантазии сделать украшение из предметов реального мира) Сегодня мы сделаем украшение – салфетку. - Посмотрим несколько изображений салфеток. (слайд 16,17,18,19) Практическая работа. - Обратите внимание, на столах у вас лежат лист картона, имеющий круглую форму. Мы будем рисовать белой гуашью, используя тонкую кисть. - А сейчас приступайте к работе. Представим себя мастерами кружевного ремесла и попробуем сотворить необычной красоты салфетку. Придумайте и нарисуйте кружево, похожее на снежинки, паутинки, звёздочки. Я желаю вам удачи. Вдохновит вас на творчество композиция «Времена года. Зима» П.И. Чайковского. (слайд 20) Самостоятельная работа учащихся. индивидуальная работа с учащимися: а) Организую деятельность по применению новых знаний. б) Контролирую правильность выполнения рисунка. в) Оказываю помощь учащимся, испытывающим затруднения. | наблюдать за объектами, высказываться по теме, аргументировать своё мнение; анализировать особенности объекта; под руководством учителя или самостоятельно выявлять особенности композиции, характеристик объекта; наблюдать, запоминать порядок выполнения задания; слушать, воспринимать задание; выполнять задания, соблюдать требования, проявлять творчество. | умение наблюдать, делать вводы; умение рассуждать, доказывать, проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в объекте; умение принимать учебную задачу; умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания. умение следить и усваивать практические приёмы работы; |