II.Актуализация знаний | 6 мин | 1) Игра- упражнение «Дополни предложение». Зимой солнце греет меньше, чем …. Летом идут дожди, а зимой …. Зимой береза, осина стоят без... Беседа о зиме: Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям шубки, укрыла поля белым теплым покрывалом. Но для животных наступила суровая пора. Угадай, о чем пойдет речь на уроке. Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла, Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это … Проверим, что вы знаете о птицах. Выполним тест. 3)Работа в парах. Указать признаки птиц (выполнение теста): - Тело покрыто шерстью. - Тело покрыто перьями. - Есть клюв. - Есть зубы. - Отыскивают пищу с помощью лап и клюва. - Эти животные летают. - Эти животные плавают. - У них две пары ног. -Эти животные зимуют с нами. -Эти животные улетают зимой в тёплые края. Самопроверка по ключу. Оцените свою работу светофором. Молодцы, вы много знаете о птицах. | Вспоминают материал, дополняют предложения. Летом Снег Листьев Птица Работают в парах, проверяют и оценивают свои знания. - + + - + + + - + + | Личностные: проявление познавательной активности Метапредметные (К): аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: повторение пройденного материала. Выделение основных признаков птиц. Метапредметные (Р): учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Предметные: повторение пройденного материала. |
III.Постановка проблемы IV.Введение новых знаний. | 3 мин 12 мин | Проблемный вопрос: «Подумайте, о каких именно птицах будем говорить на уроке? Для этого сыграем в игру «Третий лишний» - Кто лишний на картинке? Почему? Значит, мы будем говорить не о домашних птицах и о зимующих». Сделаем вывод, птицы бывают? – Почему многие птицы улетают в теплые края? – Как называются эти птицы? – Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? – Чем они питаются, где находится корм? – Что птицам страшнее: голод или холод? - Какую пользу приносят птицы? - Что необходимо для жизни птиц? - В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Стихотворение рассказывает ученик. Морозы жесткие В этом году… Тревожно за яблоньку В нашем саду. Тревожно за жучку- В её конуре Такой же морозище, Как на дворе. Но больше всего Беспокойно за птиц, За наших воробышков, Галок, синиц: Ведь очень уж холодно В воздухе им. Поможем ли мы Беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогда Им будет легко Пережить холода. - О чем стих? -Кому тяжело в стихотворении? Сформулируйте тему урока. - Послушайте отрывок из произведения уральского писателя Николая Никонова «Зимняя сказка» и ответьте на вопрос: От чего зимой больше всего страдают птицы? Пасмурно, пусто, бело в полях. Тишина в лесу. И везде снег. Спит медведь в глубокой берлоге. Спят ежи, укрытые листьями. Дремлют деревья в сонном зимнем царстве. Только самые бодрые птицы и звери не спят зимой. Трудно им, голодно и страшно. Да они и не умеют плакать, не жалуются никому. Мелкие синички с рассветом поднимаются. Едва просветлеет восток, они уже копошатся в вершинах сосен, ищут тлей, пауков, букашек. Так целый день – от дерева к дереву, от кустика к кустику. Нашёл корм – сыт и весел. Не нашёл – ослаб и замёрз. А к вечеру, сбившись стайкой, они садятся тесно рядом, чтобы было потеплее. С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко? - Ребята, знаете ли вы всех птиц обитающих в наших краях? Интересно ли вам о них узнать? Работа в парах, обсуждение материала. - У вас на столах есть рассказы о ваших птицах. У вас 5 минуты прочитать материал и выбрать, кто из вашей пары прочтет загадку, а кто сведения о птице. 1. Он в своей лесной палате Носит пестренький халатик, Он деревья лечит. Постучит – и легче. Дятел своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья. 2. Я весь день ловлю жуков Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно. Воробей кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали. 3. Спинка зеленоватая Животиком желтоватая Чёрненькая шапочка И полоска галстучка. Синицы сад стерегут от насекомых – вредителей. 4. Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. 5. По дереву — вниз головой! — Бежит в одежде голубой… Свое имя эта птичка получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и перепрыгивает 6. Засвистели : «Свир-свир!» На рябину налетели Дружной стаей… Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри» напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве. 7. «Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится». Молодцы, хорошо подготовили выступление. Сейчас немного отдохнем, посмотрим инсценирование. Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала? Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке. Снегирь: А теперь куда? Сорока: В деревню, милок, в деревню. Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу? Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого. Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо? Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая. | Дети выясняют, что им необходимо выделить лишнюю картинку из трех предложенных. Улетающие в теплые края и зимующие птицы. Нет корма Перелетные Голод Истребляют вредных насекомых и их личинок. еда Зимой Не хватает еды Слушают ученика - О птицах и о том, как им трудно выжить зимой. Как зимой помочь птицам? Слушают учителя Работают в парах, распределяют обязанности, читают текст. Дятел Воробей Синица Снегирь Поползень Свиристели Сорока Хорошо читающие дети инсценируют диалог Синицы и Снегиря. | Личностные: проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, умение выражать свое мнение. Метапредметные (П): развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о том, как помочь птицам зимой) Работа с разными видами информации. Метапредметные (К): умение работать в парах, осознание ответственности за общее дело. Метапредметные (П): развитие умения ставить познавательную цель с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. . Метапредметные (Р): использование знаково-символических средств с целью выявления интереса к поставленной проблеме. Личностные: развитие умения эмоционально и увлекательно передать информацию. Личностные: проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме |
V.Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала | 9 мин | А сейчас мы с вами поработаем с карточками и узнаем, какие же птицы живут у нас круглый год, а какие улетают зимовать в теплые страны. - На карточках обозначьте зелёным цветом перелётных птиц, а синим зимующих. Подумайте, какие из них живут в нашем крае. Гуси, лебеди, утки – у водоёмов, перелётные птицы; вороны, сороки, дятел, клёст, поползень - зимующие птицы, в лесу, во дворе; Проверка на доске: Самопроверка. Проверьте друг друга и нарисуйте улыбку, если все сделано правильно. Беседа “ Как живётся птицам зимой?” -Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как им помочь? Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. Мы с вами выполнили кормушки, они уже несколько месяцев помогают птичкам. | Ответы детей. Соотносят названия птиц и их изображения на картинке. Дети рассматривают кормушки. Выполняют задания по алгоритму. кормушка | Личностные: Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Проявляют познавательную самостоятельность и активность Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям. Метапредметные (К): Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Личностные: проявлять аккуратность в работе над изделием. Ответственное отношение к выполнению задания. |
VI.Закрепление новых знаний и способов деятельности. | 7 мин | Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя? Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), кусочками несоленого сала и мяса, синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби. НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ Самое главное, что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми. Обсудите в паре: Какой корм насыпать в кормушки? Предлагаю составить меню для птичьей столовой. Составление «Меню для птичьей столовой» Работа с карточками, в группах. 1 группах-выбрать чем питаются синички. 2 группа-воробьи. 3 группа-снегирь. 4 группа-дятел. Представители от групп, рассказывают около доски. Корм мы положили, но чем-то птицы не довольны. Мало, ребята, сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц. Семена нужно подавить скалочкой. -Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае. Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям – Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам. «Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день – Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег. Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек». - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Я читаю вопрос, если вы согласны-хлопаете, если нет-топаете. 1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? 2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? 3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? 4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? 5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. | Слушают учителя Составляют меню Слушают учителя Хлопают Топают Хлопают Хлопают Топаю | Личностные: ответственное отношение к выполнению заданий. Метапредметные (Р): умение вести коллективный отбор информации; выполнять учебное действие. Контроль деятельности по ходу выполнения задания; Оценивать достигнутые результаты. Предметные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Метапредметные: (П) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. | 4 мин | - Продолжите любое из этих предложений: Мне было интересно… Теперь я знаю, что….. Было трудно… Я понял, что… Я буду…. У вас на партах лежат картинки снегирей, повесьте их на дерево, что у меня на доске. Если вы считаете, что поработал хорошо, выполнил все задания, то посадите на верхние ветки. Не совсем все получилось, есть над чем поработать- ветки дерева на середине. Нижние ветки- совсем не получилось, но я буду стараться. - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Нам не унять метели, Не растопить снега, Но, чтобы птицы пели – Это в наших руках. | . Отвечают на вопросы | Личностные: эмоционально-ценностное отношение к изучаемой деятельности. Регулятивные: умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью. Метапредметные(К): умения осознано использовать средство устной речи. Предметные: умения систематизировать знания по теме. |