О братьях наших меньших. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Урок: литературное чтение
Класс: 3
УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Тип урока: урок открытия новых знаний, комбинированный. |
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать |
Планируемые результаты |
Предметные: познакомятся с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»; научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания | Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о Родине; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к своей Родине |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет И. С. Соколова-Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Я желаю вам доброго утра, удачного дня и хорошего настроения. Повернитесь друг к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне | Сообщают о готовности к уроку. Определяют готовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 1) Игра «Доскажи словечко». | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? Проводит игру «Доскажи словечко». – Мать моя вставала… (рано). – Мать угостила меня… (чаем с молоком). – Это угощение решило мою жизнь в… (хорошую) сторону. – Я начал вставать до… (солнца). – Потом и в городе я вставал… (рано). – После чаю я… (ходил на охоту). – Моя охота была в… (находках). – Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни). | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Участвуют в игре. | Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мне ния по существу полученного задания |
2) Беседа. | – Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил в этом рассказе? – Подберите однокоренные слова к слову «Родина». (Народный, родственный, родня, родные, родимый, род.) – Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? («Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»). – Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них. | |
2. Речевая разминка | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией. – Прочитайте с утвердительной интонацией. – Прочитайте с сердитой интонацией. – Прочитайте с веселой интонацией. – Прочитайте с ускорением. Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры. – Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.) | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Отгадайте загадки. Есть на речках лесорубы Что за зверь лесной В серебристо-бурых шубах. Встал, как столбик, под сосной Из деревьев, веток, глины И стоит среди травы – Строят прочные плотины. Уши больше головы. (Бобры.) Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) – Что вы знаете о бобрах? – Что вы знаете о зайцах? – Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня будем читать о них.) – Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц. Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием? (Предположения учащихся о том, кого могут звать Листопадничком.) – Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему? – Как называют зайцев, родившихся осенью? У нас в семье большая радость, Пусть листья падают, летят, В канавке теплой, под осинкой, Три листопадничка лежат. - К ак эти животные готовятся к зиме? Другие животные? – Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
| – Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка? – Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией И. С. Соколова-Микитова | | |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора . | Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал). – Что вы узнали об авторе? – Когда и где он родился? – Где он учился? – Кем работал? – Как он жил последние годы? | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. 2.ФИЗМИНУТКА | Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом. Штукатур – строительный рабочий, который наносит технологический состав -смесь для выравнивания или декорирования стен, потолков и т. п. Ходко (разг.) – легко и быстро. Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных. Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой. Мигом – очень быстро. Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и мех. Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно. Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке). Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем для подъема уровня воды. – Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»? | Работают с толковым словарем. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату |
3. Первичное чтение произведения. 4. Беседа по содержанию прослушанного. 5.Работа в парах. 6. Восставление последователь-ности событий. | Физкультминутка: Много бед таят леса, (выполняют движения влево - вправо) Волк медведь там и лиса! (выполняют круговые движения плечами) Наш зверек живет в тревоге, (Делают несколько приседаний) От беды уносит ноги. Физкультминутка: Много бед таят леса, (выполняют движения влево - вправо) Волк медведь там и лиса! (выполняют круговые движения плечами) Наш зверек живет в тревоге, (Делают несколько приседаний) От беды уносит ноги. Физкультминутка: Много бед таят леса, (выполняют движения влево - вправо) Волк медведь там и лиса! (выполняют круговые движения плечами) Наш зверек живет в тревоге, (Делают несколько приседаний) От беды уносит ноги. Физкультминутка: Много бед таят леса, (выполняют движения влево - вправо) Волк медведь там и лиса! (выполняют круговые движения плечами) Наш зверек живет в тревоге, (Делают несколько приседаний) От беды уносит ноги. Физкультминутка: Много бед таят леса, (выполняют движения влево - вправо) Волк медведь там и лиса! (выполняют круговые движения плечами) Наш зверек живет в тревоге, (Делают несколько приседаний) От беды уносит ноги. Организует первичное прослушивание текста из аудио хрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, так как животные разговаривают, путешествуют.) – Какая эта сказка? (Авторская.) – Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы (см. ресурсный материал). – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – О ком это произведение? – В какое время года появились зайчата? – Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так называет? – Где живут зайцы? – Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу? – Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему? – Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны? – О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа? – Какие еще птицы улетают на юг? Почему? – Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас? – Как животные готовятся к зиме? – Как бобры строили свою плотину? – Как бобры спасали Листопадничка? – Как вы считаете, «Листопадничек» – это сказка или рассказ? – Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон, осел, антилопа.) План. План (слайд). 3. Зайчонок в хатке бобров 4. Пришлось остаться на зиму. 6. Наконец-то дома. 1.Мечта листопадничка. 5. За долгую зиму большого страху натерпелся. 2. Подготовка животных к зиме. | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Проверка, выявление победителя. | |
VI. Повторное чтение и анализ произведения. 1. Повторное чтение произведения. 2. Беседа по содержанию прочитанного. | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Прочитаем рассказ еще раз и подумаем: могло ли так быть на самом деле? Почему? – Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? – Как улетали журавли? – Как вели себя другие звери? – Кого встретил зайчонок во время путешествия? – Как провел зайчонок зиму? – Почему зайчонок остался в хатке бобров? – Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются? – Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения? – Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика? – Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор: • мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края); • непослушный (убежал из дома, ослушался маму); • любознательный (задает вопросы бобрам); • терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров); • добрый (помогал нянчить бобрят); • заботливый (кормит бобрят); • смелый (научился плавать); • любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров). – Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор: • трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу); • запасливые (готовят корм на зиму); • гостеприимные (приютили зайца); • заботливые (волнуются за бобрят); • смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении); • чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок). Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор. • Много спать – дела не знать. • Дома и стены помогают. • Всякий кулик свое болото хвалит. • Чужая сторона – дремучий бор. • В гостях хорошо, а дома лучше! • Друзья познаются в беде. • На чужой стороне и весна не красна. • На чужой сторонушке рад своей воронушке. | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Дают характеристику Листопадничка, сверяя с образцом. Дают характеристику бобров, сверяя с образцом. | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
3. Выборочное чтение. | – Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка? – Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка? – Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый». – А как вы понимаете слово «отчаянный»? – Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома. – Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров. – Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью? – Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя? – Что вызывало тревогу и слезы зайчат? – Как их успокаивала мама? – Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло? | – Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни. – «Крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде». – Да, не побоялся трудностей. Смелый, отважный, мужественный. – Совершил необдуманный поступок. | |
| – Какой можно сделать вывод? – Какой же вывод мы можем сделать из прочитанного рассказа? | Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете. | |
4. Чтение по ролям. | – Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Прочитайте его. Во время чтения отметьте карандашом всех действующих лиц. Назовите действующих лиц этого отрывка. Давайте прочитаем его по ролям. – Разгадайте кроссворд. (см. ресурсный материал). Ключевое слово: листопадничек. | | |
5. Работа в рабочей тетради | Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос. – Опишите Листопадничка. Каким он был? Выберите слова, дополните своими Записывают: «решительным», «легкомысленным», «беспокойным» и т. д. | Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы. | |
VII. Самостоятельная работа | Проводит тестирование. – Выберите правильный ответ (см. ресурсный материал) | Записывают верные ответы на тестовые задания | Владеют навыками самостоятельной работы |
VIII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Написать свои пожелания зайчику на осенних листочках и положить их в корзину. • Подготовить пересказ от лица Листопадничка. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли бы с ним произойти? Придумать свой рассказ | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
IX. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Что означает слово «листопадничек»? – Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Продолжите предложения: Мне понравилось… Мне показалось интересным… Я восхищаюсь… Если бы я был художником, то… Если бы я был автором, то… – Понравилась ли вам работа на уроке? – А теперь оцените свою работу, настроение. У вас на столах лежат изображения зайчиков, на доске три полянки, которые могут соответствовать вашему настроению. Выберите нужную и прикрепите туда зайчика. – Мне понравилось с вами общаться, и думаю, наш урок пойдет вам на пользу. В заключение мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова: «Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И. С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»! | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О И. С. СОКОЛОВЕ-МИКИТОВЕ
И. С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях – зверях и птицах российских лесов.
Большинство произведений записаны со слов старого ослепшего писателя его женой и внуком. Главная мысль его творчества – бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле.
СХЕМА СКАЗКИ
КРОССВОРД
1 | | | | | | | | | | | | | 1. Перелетные птицы. (Журавли.) 2. Животные, залегающие на зиму в спячку. (Ежи.) 3. Время года, когда рождаются листопаднички. (Осень.) 4. Место, где у Зайчихи в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» родились зайчата. (Болото.) 5. Грызуны с ценным мехом, живущие по лесным рекам. (Бобры.) 6. Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъема уровня воды. (Плотина.) 7. Жилище бобров. (Хатка.) 8. Враг бобров. (Выдра.) 9. Что было в зубах у врага бобров в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»? (Рыбина.) 10. Растение, веточками которого питаются бобры. (Ива.) 11. Листопадничек – это… (зайчонок). 12. Лакомство зайцев. (Репка.) 13. Произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» – это… (сказка). |
| | | 4 | | | | | 9 | | | | |
| | | | | | | | | | 11 | | |
| 2 | | | | | | 8 | | | | | |
| | 3 | | 5 | | 7 | | | | | 12 | 13 |
| | | | | 6 | | | | 10 | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
ТЕСТ
1. Кто научил зайчонка плавать и нырять?
а) Мать-зайчиха;
б) седой Бобр;
в) выдра.
2. Как называется в хатке бобров место хранения корма?
а) Кладовая;
б) плотина;
в) нора.
3. У старой зайчихи на болоте родились…
а) Три маленьких зайчонка;
б) два маленьких зайчонка;
в) четыре маленьких зайчонка.
4. Этот незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большая рыбина. Делает много зла, портит и разоряет плотины.
а) Жадная росомаха;
б) разбойница-выдра;
в) злая рысь.
5. Как называют охотники зайчат, родившихся осенью?
а) Беляками;
б) русаками;
в) листопадничками.
6. Зачем убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок?
а) Чтобы поиграть в лесу;
б) искать журавлиные теплые страны;
в) ходить по плотине.
7. Для кого стал нянькой маленький зайчонок?
а) Для долговязых журавлят;
б) маленьких зайчат;
в) пушистых бобряток.
8. Какие звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок?
а) Бобры;
б) лисицы;
в) выдры.
9. А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку…
а) Лапки;
б) хвостик;
в) ушки.
10. Выход из бобровой хатки один – …
а) Под водою;
б) на болоте;
в) в уголке на сене.
11. Бобровое кушанье – это…
а) Репка;
б) рыбина;
в) ивовая и осиновая кора.
12. Сколько в бобровой хатке этажей?
а) Два;
б) три;
в) четыре.
Самоанализ открытого урока в 3 классе
Учитель: Федоренко Елена Анатольевна
Дата: 8 февраля 2024г.
Тема урока: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»
Тип урока: урок открытия новых знаний, комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Цель урока:
формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
расширение читательского кругозора детей;
формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Оборудование: Учебник для 3 класса. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. 2 часть. Москва «Просвещение» 2018г.; презентация; компьютер с проектором; портрет И. Соколова-Микитова; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; раздаточный материал; смайлики; картинки с изображением животных на доске; ключевые слова.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
Изучение произведения И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек» предусмотрено программой «Школа России» и рассчитано на 2 часа.
В самом начале урока создаю благоприятную обстановку, для того чтобы настроить обучающихся на урок, для чего использую скороговорку, загадки.
На первом этапе урока, в ходе предварительной беседы выясняем с детьми приметы осени, вспоминаем жизнь животных в осенний период. Также на данном этапе осуществляется межпредметная связь с уроком русского языка (тема «Словообразование», Однокоренные слова»), с уроком окружающий мир. Игра «Кто как готовится к зиме?» позволила выяснить глубину знаний обучающихся, а также умение работать в группе.
Работа над скороговоркой способствует развитию интонационной выразительности речи. Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения, умению работать с толковым словарём.
Создание проблемной ситуации способствовало формированию умения высказывать свои мысли, развитию мышления, воображения.
Использование словесного рисования способствует развитию мышления, воображения и речи детей. В своих ответах ребята применяют знания, полученные на уроке окружающего мира (межпредметные связи).
На этапе знакомства с произведением использовала различные виды чтения: чтение с учителем, чтение по цепочке, чтение по ролям, чтение за «диктором», хоровое чтение, жужжащее чтение, выразительное чтение, что способствовало развитию навыка правильного, осознанного чтения.
Для активизации мышления обучающихся я использовала систему вопросов и заданий по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, которые помогли детям понять содержание произведения, идейный смысл, высказать свою оценку герою сказки, определить жанр произведения. Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Домашнее задание было дано с учетом индивидуальных особенностей детей дифференцировано (придумать продолжение сказки – устно или письменно) и направлено на развитие творческих способностей детей.
На уроке реализовались следующие принципы:
Принцип психологической комфортности (старалась создать атмосферу творчества и доверия, снять возможные стрессовые факторы);
Принцип развития реализовался на всех этапах урока;
Принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с другими учебными предметами).
Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.
При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей. Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности.
Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала эмоциональное восприятие нового материала.
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС. План урока выполнен полностью; считаю, что урок достиг поставленной цели.