Тема | Юмористический рассказ Н.Н. Носова «Федина задача» | | |
Тип урока | Урок открытия нового знания | | |
Цель темы | Знакомство учащихся с новыми литературоведческими понятиями: сатира и юмор | | |
Планируемый результат | Уметь определить сатирическое или юмористическое произведение, высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, воспитание грамотного читателя. | | |
Основные понятия | Сатира, юмор | | |
Межпредметные связи | Окружающий мир | | |
Ресурсы: - основные - дополнительные | 1.В.Ю. Свиридова Литературное чтение. Учебник, 4- й класс — Издательский дом Фёдоров, 2014. 2. Ожегов С.И., Ушаков Д. Н. Толковый словарь 3.Карточки для индивидуальной работы | | |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. | | |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Орг. момент (самоопределение к учебной деятельности) | 1.Проверка готовности -Добрый день! -Прозвенел звонок. -Кто готов начать урок? 2.Выбор приёма концентрации внимания Посмотрите, пожалуйста, на слайд и мысленно продолжите предложения: -знаю… -понимаю … -думаю… - Кто хотел бы сказать вслух свои предложения? 3.Общая установка на урок -А я скажу вам свои предложения: Знаю, что вы молодцы. Понимаю, что бывает трудно. Думаю, что у нас всё получится! | 1.Самоконтроль готовности 2.Самоопределение к деятельности: - знаю… - понимаю… - думаю… | Л – мотивация к обучению К – умение оформлять свои мысли в устной форме |
II. Совместное определение темы урока | 1.- Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя с произведением, которого мы сегодня будем работать. Работаем в парах. Разгадывание кроссворда. 2.Систематизация изученного материала - Назовите рассказы Н. Носова, которые вы читали? - Угадайте, какой рассказ зашифрован Ачадаз анидеф («Федина задача») - Давайте уточним тему урока. Соедините слово и его значение. - Какую форму использует Н. Носов в своих произведениях: юмор или сатиру? - Значит, какая тема нашего урока? | 1.Работа в паре 1.Врач, лечивший всех пилюлями (Пилюлькин) 2.Как звали жителей городка (коротышки) 3.Какое число забыл Петя в рассказе «Ступеньки» (шесть) 4.Что бросали мальчики в «живую» шляпу (картошка) 5.Чем в рассказе «фантазеры» Игорь намазал губы своей сестренке Ире (варенье) - Как будет звучать тема урока? Самостоятельная парная работа. Самопроверка. Самоанализ с использованием алгоритма выполнения кроссворда -Учащиеся называют произведения Н. Носова 2.Фронтальная работа Зашифрованный рассказ Ачадаз анидеф Сатирик | Беззлобно насмешливое отношение к чему-нибудь | Юмор | Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности | Сатира | Человек, высмеивающий в литературном произведении отрицательные явления действительности. | (Юмористический рассказ «Федина задача» Н. Н. Носова) Слайд | К – умение работать в паре. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме Р - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Р - определять цель, проблему в деятельности. Планировать деятельность в учебной ситуации; |
ІІІ. Изучение нового материала IV. Физминутка | ІІІ. Изучение нового материала Вступительная беседа - Кто знает биографические сведения о Н. Н. Носове? Биография Н. Н. Носова (подготовленный ученик) 2. Попробуйте предположить; о чём будет это произведение? 3.Словарная работа - В данном тексте вам встретятся слова: Рокочущим басом –петь низким мужским голосом Титулярный советник (по словарю Д. Н. Ушакова) – в дореволюционной России в табели о рангах - гражданский чин 9 класса, уже не секретарь, но ещё не полноправный советник, своего рода кандидат в советники Кафтан (по словарю С. И. Ожегова) – старинная мужская длинная верхняя одежда Тройка борзая бежит – резво, быстро бежит 4.Прослушивание аудиозаписи рассказа в исполнении заслуженного артиста Льва Дурова 1. Оправдалось ли ваше предположение о содержании рассказа? 2. Поделитесь своими чувствами и мыслями о прочитанном. 5. Первичное чтение рассказа (с. 82-85) | 1.Вступительная беседа Биография Н. Н. Носова (подготовленный ученик) Н. Н. Носов родился в 1908 г., в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына. Первая “проба пера” состоялась у Носова в 1938 году. Журнал “ Мурзилка” напечатал его рассказ “ Затейники” Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…» 2.Дети предполагают о чём это произведение (о Феде-школьнике, который решает задачу) -Чтение, разъяснение незнакомых слов. -Прослушивание рассказа в исполнении артиста. Наблюдение за выразительностью. Фронтальная работа -Высказывания учащихся об услышанном произведении. Работа с учебником. С. 82-85. Чтение цепочкой | К-делиться своими знаниями с товарищами К - Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. |
V. Анализ произведения | V. Анализ произведения 1.Беседа по содержанию 1.Почему Федя был доволен, что дома никого нет? (Никто не будет мешать делать уроки) 2.Как Федя отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам? («Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки»). 2.Выборочное чтение 1.Посмотрите иллюстрации. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку 1. Слайд 2.Посмотрите иллюстрацию 2. Слайд 3.Посмотрите иллюстрацию 3. Слайд 4.Почему Феде никак не удавалось решить задачу? (Федя имел плохую привычку – одновременно с выполнением домашних заданий, он любил слушать телевизор) -Вспомните уроки ОМ по теме «Режим дня школьника» -Мы со стороны посмотрели на Федю, который делает уроки, а есть ребята, которые себя узнали в этом произведении? Я, думаю, что каждый из вас сделает нужный вывод | Фронтальная работа 1.(Никто не будет мешать делать уроки) 2. («Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки»). Рис.1 с. 82 (Вместо диктора на экране…) Рис.2 могут быть разные варианты Рис.3 с. 85 (Двадцать раз прочитал…) Высказывание уч-ся(Федя имел плохую привычку – одновременно с выполнением домашних заданий, он любил слушать телевизор) Фронтальная работа по вариантам. Учащиеся составляют правила 1в | 2в | Составьте правила выполнения Д/з | Дайте совет, что нельзя делать при выполнении Д/з | Возможные правила: 1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время. 2. Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. 3. Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета. 4. Выполняй задание в своей комнате в тишине, сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 2 часа. 5. Выполняй задание четко, аккуратно. 6. Приготовь задание по одному предмету, сделай перерыв на 15 минут. -Анализ, синтез ситуации учащимися. | П –формируем умение находить ответы на вопросы, анализ иллюстраций П –формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов Р – формируем умение осуществлять познавательную рефлексию П- формируем умение извлекать информацию из текстов К - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме |
VI. Контроль качества восприятия и понимания текста. | - Ребята, каждому из вас предстоит написать ВПР, к этой работе мы с вами готовимся. Ваше задание выполнить тест. 1.Индивидуальная работа 2.Работа в паре -Следующее задание вы будете выполнять в паре - Соберите рассыпанные фрагменты текста - Укажите, в каком порядке встречаются в тексте предложения -Фронтальная работа -Поучительный смысл рассказа Н. Носова созвучен пословицам. Определите, какая пословица подходит к этому рассказу. Объясните смысл. 3. Размышление читателя Составьте синквейн по данному рассказу. | 1.Индивидуальная работа Тест 1. О чём хотел рассказать Н. Носов в своём рассказе? а)О любви Феди к концертам; б)О том, как надо готовить уроки; в)О нерешаемых задачах; г)О дружбе Феди и Юры. 2.Какова главная мысль текста? Выберите свой ответ. а)Быть более ответственными б)Нельзя делать несколько важных дел одновременно в) Умей смеяться над своими недостатками, 3.В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? а)Поэтический сборник; б)Юмористические рассказы; в)Рассказы о дружбе 2.Работа в паре - Соберите рассыпанные фрагменты текста -Учащиеся, обсуждая, восстанавливают порядок событий в тексте - Укажите, в каком порядке встречаются в тексте предложения □ Из репродуктора послышались звуки рояля □ Дома никого не было □ Он отрегулировал репродуктор □ Пойду лучше к Юре Сорокину. □ Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново -Фронтальная работа Определите, какая пословица подходит к этому рассказу. Объясните смысл. а) «Сделал дело- гуляй смело» б) «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» в) «Друг познаётся в беде» 3. Размышление читателя Составьте синквейн по данному рассказу. Синквейн Рассказ Юмористический, поучительный Читать, размышлять, не допускать Не делай два дела сразу! Делай выводы | П- формируем умение извлекать информацию из текстов К - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме К - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Р – формируем умение осуществлять познавательную рефлексию |
VII. Итог урока | -Урок подходит к концу. - Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? | Фронтальная работа Чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них. | |
VIII. Дом. задание | Дом. задание С. 82-85 читать текст с разной интонацией. -Молодцы! Вы хорошо поработали над содержанием рассказа. -Попробуйте восстановить текст задачи, которую решал Федя. Федя с задачей не справился, а у вас получится? - Попробуйте решить задачу дома. | Запись Д/з | |