2. | Постановка цели. Актуализация знаний. Физкультминутка | - Ребята, а что значит слово «поэт»? - А с какими поэтами вы уже знакомы? - Сегодня, ребята, мы с вами открываем новую страницу учебника. Посмотрите, как она называется. - Что это значит? Как вы поняли название раздела? - Предлагаю вам прочитать статью Я. Смоленского «Как научиться читать стихи». - Скажите, какие советы дает автор статьи для того, чтобы научиться читать стихи? - Что вы поняли из статьи «Как научиться читать стихи»? - Как вы думаете, что еще может помочь правильно читать стихи? - Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 62. - Скажите, кто уже догадался какая тема нашего урока? - Молодцы, а, как вы думаете, какие задачи перед нами стоят? Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть | - Автор стихотворных, поэтических произведений. - Поэтическая тетрадь 1 - Мы будем знакомиться с произведениями различных поэтов. (Чтение по цепочке) - Надо сначала научиться читать их для себя. Нужно представить то, о чем читаешь. Читать нужно, медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе. (Ответы обучающихся) - Познакомиться со статьей Я. Смоленского «Как правильно научиться читать стихи» и с произведениями Фёдора Тютчева - Научиться выразительно читать, познакомиться со стихотворениями, узнать фрагменты из биографии Тютчева. | Страница учебника 59. Страница учебника 60-61. |
3. | Открытие новых знаний. | - А сейчас мы прослушаем стихотворение Ф.И. Тютчева в исполнении мастера художественного слова «Весенняя гроза». - Какие чувства вы испытывали, слушая его? - Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите слова и выражения, значение которых нужно уточнить.
- Рассмотрите картины, какая, по вашему мнению, больше подходит для данного стихотворения. Почему? - Ребята, скажите, а это стихотворение подходит для нашего времени года? - Тогда давайте познакомимся с другим стихотворением, которое называется «Листья». (Прочтение стихотворения «Листья» мастером художественного слова.) - Понравилось ли вам это стихотворение? Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
- От чьего имени оно написан? - Как поэт рассказывает о листьях?
- Приведите примеры, доказывающее это.
- С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? - Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья? -Давайте прочитаем это стихотворение с помощью техники «Жужжащее чтение». - А теперь попробуем выразительно прочитать, подражая мастерам художественного слова. - Ребята, назовите автора этих стихотворений. - Совершенно верно. Фёдор Иванович Тютчев родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. Учился дома. Хорошо знал латынь и древнегреческий язык. Он рано научился понимать природу. Сам писал, что он дышал с природой одной жизнью. Первым его учителем был широко образованный человек, поэт, переводчик Семён Егорович Раич. Раич вспоминал, что быстро привязался к своему ученику, потому что его нельзя было не полюбить. Он был очень ласковый, спокойный и очень талантливый ребёнок. Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии. Он научил понимать литературу, поощрял желание писать стихи. В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет, а в 17 лет закончил его и затем уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года прослужил дипломатом сначала в Германии, потом в Италии. И все эти годы писал стихи о России. «Я больше всего в мире любил Отечество и поэзию», — писал он в одном из писем из чужбины. - Ребята, а теперь творческое задание. Каждый из вас должен написать в тетрадь свой небольшой рассказ, своё впечатление об осенних листьях. | (Прослушивают стихотворение)
(Высказывают мнение) -Перлы – жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг; Резвяся – резвый - подвижный и веселый; Проворный – быстрый, торопливый; Гам – нестройный гул голосов; Нагорный – находящийся, расположенный на горе, на горах. (Рассуждения обучающихся)
- Нет. Сейчас осень.
(Ответы обучающихся)
- От имени листьев. - Он говорит о них как о живых существах. - Мы ж, легкое племя, Цветем и блести И краткое время На сучьях гостим Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе! - Потом они решают улететь и просят буйные ветры сорвать их скорей. - Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло. - Зефиры – это теплые летние ветры (самостоятельное чтение обучающихся). (Чтение на оценку) -Фёдор Иванович Тютчев (Внимательно слушают, запоминают) (Пишут рассказ) | (слайд 1) Страница учебника62. Работа со словарём в конце учебника. (слайд 2) (слайд 3) Работа со словарем в конце учебника (слайд 4) |