СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Тема: «Поэтическая тетрадь. Стихи Ф.И. Тютчева. «Листья», «Весенняя гроза».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: ознакомить обучающихся со статьей Я. Смоленского «Как научиться читать стихи»; ввести в мир поэзии с помощью произведений Ф.И. Тютчева

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения»

Технологическая карта

Тема: «Поэтическая тетрадь. Стихи Ф.И. Тютчева. «Листья», «Весенняя гроза».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: ознакомить обучающихся со статьей Я. Смоленского «Как научиться читать стихи»; ввести в мир поэзии с помощью произведений Ф.И. Тютчева

Задачи:

- формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное;

- активизировать познавательную деятельность;

- развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность;

- воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе.



УУД:

Предметные:

- умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые Ф. И. Тютчевым; определение в стихотворениях изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение   литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.

Познавательные:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- уважать другую точку зрения.

Регулятивные:

- определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Личностные:

- быть вежливым и воспитанным.

Оборудование: учебник литературного чтения (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.; УМК «Школа России»; 1 часть), мультимедийная презентация, аудиозаписи.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

1.

Организационный момент.

Контроль готовности к уроку, приветствие и представление.


- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Алёна Сергеевна

Проверяют готовность.

Приветствуют учителя.


2.

Постановка цели. Актуализация знаний.






















Физкультминутка

- Ребята, а что значит слово «поэт»?

- А с какими поэтами вы уже знакомы?

- Сегодня, ребята, мы с вами открываем новую страницу учебника. Посмотрите, как она называется.


- Что это значит? Как вы поняли название раздела?


- Предлагаю вам прочитать статью Я. Смоленского «Как научиться читать стихи».

- Скажите, какие советы дает автор статьи для того, чтобы научиться читать стихи?

- Что вы поняли из статьи «Как научиться читать стихи»?


- Как вы думаете, что еще может помочь правильно читать стихи?

- Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 62.

- Скажите, кто уже догадался какая тема нашего урока?


- Молодцы, а, как вы думаете, какие задачи перед нами стоят?



Раз — подняться, потянуться, 
Два — нагнуть, разогнуться, 
Три — в ладоши, три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре — руки шире, 
Пять — руками помахать, 
Шесть — на место тихо сесть 

- Автор стихотворных, поэтических произведений.


- Поэтическая тетрадь 1


- Мы будем знакомиться с произведениями различных поэтов.



(Чтение по цепочке)

- Надо сначала научиться читать их для себя. Нужно представить то, о чем читаешь. Читать нужно, медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе.

(Ответы обучающихся)



- Познакомиться со статьей Я. Смоленского «Как правильно научиться читать стихи» и с произведениями Фёдора Тютчева

- Научиться выразительно читать, познакомиться со стихотворениями, узнать фрагменты из биографии Тютчева.




Страница учебника 59.





Страница учебника 60-61.

3.

Открытие новых знаний.

- А сейчас мы прослушаем стихотворение Ф.И. Тютчева в исполнении мастера художественного слова «Весенняя гроза».

- Какие чувства вы испытывали, слушая его?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите слова и выражения, значение которых нужно уточнить.















- Рассмотрите картины, какая, по вашему мнению, больше подходит для данного стихотворения. Почему?

- Ребята, скажите, а это стихотворение подходит для нашего времени года?

- Тогда давайте познакомимся с другим стихотворением, которое называется «Листья».

(Прочтение стихотворения «Листья» мастером художественного слова.)

- Понравилось ли вам это стихотворение? Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?



- От чьего имени оно написан?

- Как поэт рассказывает о листьях?



- Приведите примеры, доказывающее это.



















- С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом?

- Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья?

-Давайте прочитаем это стихотворение с помощью техники «Жужжащее чтение».

- А теперь попробуем выразительно прочитать, подражая мастерам художественного слова.

- Ребята, назовите автора этих стихотворений.

- Совершенно верно. Фёдор Иванович Тютчев родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. Учился дома. Хорошо знал латынь и древнегреческий язык. Он рано научился понимать природу. Сам писал, что он дышал с природой одной жизнью. Первым его учителем был широко образованный человек, поэт, переводчик Семён Егорович Раич. Раич вспоминал, что быстро привязался к своему ученику, потому что его нельзя было не полюбить. Он был очень ласковый, спокойный и очень талантливый ребёнок. Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии. Он научил понимать литературу, поощрял желание писать стихи. В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет, а в 17 лет закончил его и затем уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года прослужил дипломатом сначала в Германии, потом в Италии. И все эти годы писал стихи о России. «Я больше всего в мире любил Отечество и поэзию», — писал он в одном из писем из чужбины.


- Ребята, а теперь творческое задание. Каждый из вас должен написать в тетрадь свой небольшой рассказ, своё впечатление об осенних листьях.

(Прослушивают стихотворение)





(Высказывают мнение)

-Перлы – жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг;

Резвяся – резвый - подвижный и веселый;

Проворный – быстрый, торопливый;

Гам – нестройный гул голосов;

Нагорный – находящийся, расположенный на горе, на горах.

(Рассуждения обучающихся)



- Нет. Сейчас осень.









(Ответы обучающихся)





- От имени листьев.

- Он говорит о них как о живых существах.

- Мы ж, легкое племя,

Цветем и блести

И краткое время

На сучьях гостим

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!


- Потом они решают улететь и просят буйные ветры сорвать их скорей.



- Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.


- Зефиры – это теплые летние ветры

(самостоятельное чтение обучающихся).


(Чтение на оценку)



-Фёдор Иванович Тютчев


(Внимательно слушают, запоминают)






















(Пишут рассказ)

(слайд 1)




Страница учебника62.

Работа со словарём в конце учебника.







(слайд 2)




(слайд 3)






















Работа со словарем в конце учебника




(слайд 4)

4.

Итоги урока.

- С какими произведениями познакомились?

- Кто их автор?

- Что запомнили об авторе?

- Захотелось ли вам прочитать другие стихи Фёдора Тютчева?

(Ответы учеников)


5.

Рефлексия.

-Ребята, а давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой?

- Получилось ли у нас их выполнить?