I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Ну что, начнем урок, друзья? Готовы вы – надеюсь я. Вы – хороший дружный класс, Всё получится у нас! | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Наши руки были в мыле, Мы посуду сами мыли, Мы посуду мыли сами, Помогали нашей маме. – Прочитайте скороговорку радостно, грустно | Предлагают своё продолжение рассказа. Выполняют задание | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка темы, цели урока | | – Составьте из слов предложения-пословицы. 1-й вариант – о дружбе; 2-й вариант – о матери: Когда, свет, не мил, и, нет, друга. Весне, рада, а, мать, птица, родным, деткам. Забывай, помни, зло, а, дружбу. Греет, матери, лучше, солнышка, сердце. – Как вы думаете, какое отношение имеют эти группы пословиц к рассказу «Два пирожных» | Выполняют задание на карточках. Отвечают на вопрос | Групповая, фронтальная | Выполненные задания, устные ответы |
IV. Работа по теме урока | 1. Рассказ о творчестве Ю. И. Ермолаева. 2. Словарная работа | Читает рассказ. Африка – материк (континент), то есть огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой. Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго. Река Конго – название реки. Попугай – птица тропических стран с ярким оперением. Пальмы – деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечнозелёными перистыми и веерообразными листьями. Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, цепкое растение, растущее в жарких странах. Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку | Внимательно слушают. Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь | Фронтальная | Работа со словарной статьей |
Физкультминутка | См. Приложение | Выполняют упражнения | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу | Выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Чтение рассказа детьми и анализ произведения. 2. Подготовка к выразительному чтению по ролям. 3. Работа с иллюстрацией в учеб- нике. 4. Игра «Пе-ревёртыш» | – Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе? – Почему Оля съела два пирожных? – О чём попросила мама дочек? – Чем занималась старшая сестра Наташа? – Что делала Оля? – Хотелось ли им мыть посуду? – Кто из сестёр пошёл помогать маме? – Что заметила Наташа у Оли? – Чем были вымазаны губы? – Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? – Можно ли сказать, что они поступили справедливо? – Определите главную мысль рассказа. – Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? – Определите, сколько действующих лиц в этом рассказе. – Назовите действующих лиц. – А кто должен прочитать остальные слова? – Какие чувства вы хотели бы выразить, читая роль мамы? А Оли? А Наташи? Учитель распределяет роли. – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 86. Обратите внимание на выражения лиц героев. – Какое выражение лица у Наташи? – А у Оли? – К какому эпизоду относится рисунок? «УДУСОП ЬТЫМЫВ, ИКЧОД, ЕНМ АК-ЕТИГОМОП – :АЛАЗАКС И УТАНМОК В АЛШОВ АМАМ» – Как вы должны ответить маме? | Читают с остановками и отвечают на вопросы. Выразительно читают по ролям. Отвечают на вопросы. Читают предложения справа налево | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебными задачами; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: проявляют готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? – Передайте своё отношение к девочкам. Кто вам больше понравился? Почему? – Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа? – Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в раздел «Я и мои друзья»? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Подготовить краткий пересказ | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения | Выполненные задания |