Организационный момент (1-3 мин) | 1. Концентрация внимания. 2. Проверка готовности к уроку. | 1.- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. - Мы начинаем с вами урок литературного чтения. - Проверим готовность к уроку (наличие учебника, тетради, дневника) | - Приветствуют учителя. - Проверяют готовность урока. | Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения. |
I этап до чтения (5-10 мин) | 1.Актуализация знаний, появление темы и цели урока. 2.Знакомство с писателем. 3. Работа с текстом учебника. 4. Работа с жанром – басня. 5. Работа с иллюстрацией. | 1. Беседа - С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? - Это произведение Пушкина относится к какому жанру? - Ребята, какие ещё жанры в литературе вы знаете? - Сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром, расшифровав ряд букв. (на слайде) - А кто знает имя русского писателя, который писал басни? (на слайде портрет) - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Сформулируйте цель урока. 2. Слово учителя (сопровождается слайдами) - Сегодня, мы познакомимся с этим жанром, баснописцем И.А. Крыловым. И.А. Крылов (1769 – 1844) родился в семье армейского офицера. Ваня Крылов грамоте он учился дома. Ему удавалось учить русский, французский языки и арифметику. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась и последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на службу. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Так родилась его любовь к литературе, а затем и к литературному труду. И.А. Крылов прожил долгую жизнь и написал много произведений, самые известные из них – это басни. 3. - Что бы продолжить разговор о Крылове, давайте откроем учебник на с.102 и прочитаем текст (чтение по абзацам) - Как вы думаете, каким должен быть писатель, который смог бы написать хорошие басни? - Расскажите об этом и найдите слова из текста, подтверждающие ваше мнение. 4. - Ребята, ответьте, что же такое «басня»? Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. (слайд) - Из каких частей состоит басня? - Что такое повествование (слайд)? - Что такое мораль? (слайд) - В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали заключается основной смысл басни. 5. - Посмотрите на иллюстрации в учебнике на с.103. Вспомните названия басен. Расскажи, что перепутал художник. - На слайде иллюстрация к басне «Лебедь, Рак и Щука». - О какой басни пойдет речь на уроке? | - Сказка о рыбаке и рыбке. - Сказка. - Сказка, стихотворение, рассказ, повесть, роман и т.д. - Расшифровывают слово. - И.А. Крылов. - Басня И.А. Крылова. - Познакомиться с баснописцем И.А. Крыловым. Узнать, что такое басня. - Открывают учебник и читают текст (чтение по абзацам). - Ответы обучающихся. - Ответы обучающихся. - Повествование Мораль - Рассказ о чем или о ком-либо. - То есть вывод, поучение или совет. - О басне «Лебедь, Рак и Щука». | Регулятивные УУД: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно узнать. Познавательные УУД: произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Развитие познавательной активности. |
II этап до чтения (15-20 мин) | 1. Первичное чтение теска. Первичный анализ. 2. Перечитывание текста с новой учебной целью. 3. Словарная работа. 4. Физ.минутка. 5. Выразительное чтение басни | 1. - Сегодня мы познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука». - Я прочитаю вам эту басню. (читаю басню) - О чём эта басня? - Какие эмоции вызвала у вас басня? 2. - Прочитайте текст басни про себя и карандашом отметьте слова, значение которых вам не понятно. 3. - Какие слова вам показались непонятны? Мука – делать что-то в тягость. Воз – груз. Поклажа – багаж. Впряглись - впрячься в работу (или в дело) приняться за длительную или трудную работу. Лад – согласие, мир, дружба. Пятится – отодвигаться, отступать назад. Ныне - в настоящее время; теперь. - Сейчас вы прочитаете басню выразительно, чтобы мы все представили как лебедь рак и щука тянут воз. | - Внимательно слушают учителя. - О том, как Лебедь, Рак и Щука взялись воз везти, да у них не получилось, т.к. в товарищах согласья нет. - Делятся эмоциями с учителем. - Читают текст про себя, отмечают карандашом непонятные слова. - Лад, мУка, воз, пятится, ныне, поклажа, впряглись. - Читают выразительно. | Познавательные УУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Восприятие текста. Осмысление текста. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли. Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию развития моральной готовности противостоять всевозможным пороком и не желания им подрожать. |
III этап до чтения (10-15 мин) | 1. Концептуальная беседа по тексту. 2. Работа в парах 3. Творческое задание. | - Назовите героев басни. - Опишите, как они старались сдвинуть воз. - Найдите в тексте описание их действий.(выборочное чтение) - Почему им не удалось сдвинуть воз с поклажей? - Что хотел передать автор через эту басню? - Есть ли в этой басне мораль? Найдите её в тексте басни. (выборочное чтение) - Может у кого –то в жизни была такая ситуация, как в басне? Поделитесь. - Какой вывод для себя вы сделали? Чему учит эта басня? 2. - Предлагаю вам обсудить задание, которое дано на карточках, и высказать своё мнение. 3. - Инсценируем басню. Нам понадобятся 3 человека, которые смогу полностью показать характер героев, с помощью движений. | - Лебедь, Рак и Щука. - Вместе трое все в него впряглись. Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад. Щука тянет в воду. - Потому что не смогли договориться. - Что люди не умеют работать в команде. Если не будет команды, то никакого дела не получится. - Ищут мораль басни. Читают. - Делятся примером из жизни. - Работать нужно дружно. - Обсуждают задание на карточках. - Инсценируют басню. Остальные смотрят. | Познавательные УУД: Поиск и выделение не обходимой информации; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; восприятия текста; осмысление текста; творческое воображение. Личностные УУД: Нравственно-эстетическая ориентация. Способность к оценке поступков, развитие моральной готовности противостоять пороком и нежелание им подрожать. Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Подведение итогов урока (3-5 мин) | 1. Обобщающая беседа по теме. 2. Рефлексия. | 1. - С каким баснописцем познакомились на уроке? - Какое произведение изучали? - Что такое басня? - Из каких частей она состоит? - Что такое мораль? - Какова мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»? | - С И.А. Крыловым. - Басню «Лебедь, Рак и Щука» - это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. - Повествование и мораль. - Поучение, совет. - Что люди не умеют работать в ко-манде. Если не будет команды, то никакого дела не получится. | Личностные УУД: Нравственно-эстетическая ориентация, способность к самоанализу. Регулятивные УУД: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно узнать. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли. |