СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Басня И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс»

Тема: Басня И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Класс: 2 «А»

УМК: Школа России

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.

Задачи:

Образовательная – познакомиться с творчеством И.А. Крылова и его басней И.А. Крылова; учить характеризовать персонажей басни; видеть главную мысль; совершенствовать навыки чтения (сознательность, выразительность); ознакомить с понятием «басня» учить находить мораль в произведении.

Развивающая – развивать устную монологическую речь; образное мышление; умение слушать и слышать других обучающихся.

Воспитательная – расширять читательский кругозор детей; воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, проектор, экран, компьютер (презентация)

Планируемые результаты:

Личностные – проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

Предметные – знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Крылова; характеризовать героев;

Метапредметные – находить необходимую информацию; участвовать в работе класса.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент (1-3 мин)

1. Концентрация внимания.




2. Проверка готовности к уроку.

1.- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.

- Мы начинаем с вами урок литературного чтения.

- Проверим готовность к уроку (наличие учебника, тетради, дневника)

- Приветствуют учителя.





- Проверяют готовность урока.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения.

I этап до чтения (5-10 мин)

1.Актуализация знаний, появление темы и цели урока.














2.Знакомство с писателем.






























3. Работа с текстом учебника.








4. Работа с жанром – басня.













5. Работа с иллюстрацией.

1. Беседа

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Это произведение Пушкина относится к какому жанру?

- Ребята, какие ещё жанры в литературе вы знаете?

- Сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром, расшифровав ряд букв. (на слайде)

- А кто знает имя русского писателя, который писал басни? (на слайде портрет)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Сформулируйте цель урока.



2. Слово учителя (сопровождается слайдами)

- Сегодня, мы познакомимся с этим жанром, баснописцем И.А. Крыловым.

И.А. Крылов (1769 – 1844) родился в семье армейского офицера. Ваня Крылов грамоте он учился дома. Ему удавалось учить русский, французский языки и арифметику.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами.

Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась и последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на службу.

На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
Так родилась его любовь к литературе, а затем и к литературному труду.

И.А. Крылов прожил долгую жизнь и написал много произведений, самые известные из них – это басни.

3.

- Что бы продолжить разговор о Крылове, давайте откроем учебник на с.102 и прочитаем текст (чтение по абзацам)

- Как вы думаете, каким должен быть писатель, который смог бы написать хорошие басни?

- Расскажите об этом и найдите слова из текста, подтверждающие ваше мнение.

4.

- Ребята, ответьте, что же такое «басня»?

Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. (слайд)

- Из каких частей состоит басня?


- Что такое повествование (слайд)?

- Что такое мораль? (слайд)


- В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали заключается основной смысл басни.

5.

- Посмотрите на иллюстрации в учебнике на с.103. Вспомните названия басен. Расскажи, что перепутал художник.

- На слайде иллюстрация к басне «Лебедь, Рак и Щука».

- О какой басни пойдет речь на уроке?


- Сказка о рыбаке и рыбке.


- Сказка.


- Сказка, стихотворение, рассказ, повесть, роман и т.д.

- Расшифровывают слово.



- И.А. Крылов.


- Басня И.А. Крылова.


- Познакомиться с баснописцем И.А. Крыловым. Узнать, что такое басня.

































- Открывают учебник и читают текст (чтение по абзацам).


- Ответы обучающихся.






- Ответы обучающихся.





- Повествование

Мораль

- Рассказ о чем или о ком-либо.

- То есть вывод, поучение или совет.









- О басне «Лебедь, Рак и Щука».

Регулятивные УУД: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно узнать.

Познавательные УУД: произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Развитие познавательной активности.

II этап до чтения (15-20 мин)

1. Первичное чтение теска. Первичный анализ.






2. Перечитывание текста с новой учебной целью.

3. Словарная работа.








4. Физ.минутка.

5. Выразительное чтение басни

1.

- Сегодня мы познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука».

- Я прочитаю вам эту басню. (читаю басню)

- О чём эта басня?




- Какие эмоции вызвала у вас басня?

2.

- Прочитайте текст басни про себя и карандашом отметьте слова, значение которых вам не понятно.

3.

- Какие слова вам показались непонятны?

Мука – делать что-то в тягость.

Воз – груз.

Поклажа – багаж.

Впряглись - впрячься в работу (или в дело) приняться за длительную или трудную работу.

Лад – согласие, мир, дружба.

Пятится – отодвигаться, отступать назад.

Ныне - в настоящее время; теперь.


- Сейчас вы прочитаете басню выразительно, чтобы мы все представили как лебедь рак и щука тянут воз.



- Внимательно слушают учителя.

- О том, как Лебедь, Рак и Щука взялись воз везти, да у них не получилось, т.к. в товарищах согласья нет.

- Делятся эмоциями с учителем.


- Читают текст про себя, отмечают карандашом непонятные слова.


- Лад, мУка, воз, пятится, ныне, поклажа, впряглись.








- Читают выразительно.

Познавательные УУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Восприятие текста. Осмысление текста.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию развития моральной готовности противостоять всевозможным пороком и не желания им подрожать.

III этап до чтения (10-15 мин)

1. Концептуальная беседа по тексту.















2. Работа в парах


3. Творческое задание.

- Назовите героев басни.

- Опишите, как они старались сдвинуть воз.

- Найдите в тексте описание их действий.(выборочное чтение)


- Почему им не удалось сдвинуть воз с поклажей?

- Что хотел передать автор через эту басню?




- Есть ли в этой басне мораль? Найдите её в тексте басни. (выборочное чтение)

- Может у кого –то в жизни была такая ситуация, как в басне? Поделитесь.

- Какой вывод для себя вы сделали? Чему учит эта басня?

2.

- Предлагаю вам обсудить задание, которое дано на карточках, и высказать своё мнение.

3.

- Инсценируем басню. Нам понадобятся 3 человека, которые смогу полностью показать характер героев, с помощью движений.

- Лебедь, Рак и Щука.

- Вместе трое все в него впряглись. Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад. Щука тянет в воду.

- Потому что не смогли договориться.

- Что люди не умеют работать в команде. Если не будет команды, то никакого дела не получится.

- Ищут мораль басни. Читают.


- Делятся примером из жизни.


- Работать нужно дружно.



- Обсуждают задание на карточках.


- Инсценируют басню. Остальные смотрят.

Познавательные УУД: Поиск и выделение не обходимой информации; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; восприятия текста; осмысление текста; творческое воображение.

Личностные УУД: Нравственно-эстетическая ориентация. Способность к оценке поступков, развитие моральной готовности противостоять пороком и нежелание им подрожать.

Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Подведение итогов урока (3-5 мин)

1. Обобщающая беседа по теме.













2. Рефлексия.

1.

- С каким баснописцем познакомились на уроке?

- Какое произведение изучали?

- Что такое басня?





- Из каких частей она состоит?

- Что такое мораль?

- Какова мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»?


- С И.А. Крыловым.


- Басню «Лебедь, Рак и Щука»

- это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни.

- Повествование и мораль.

- Поучение, совет.

- Что люди не умеют работать в ко-манде. Если не будет команды, то никакого дела не получится.

Личностные УУД: Нравственно-эстетическая ориентация, способность к самоанализу.

Регулятивные УУД: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно узнать.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли.

Домашнее задание (1-2 мин)

Инструкция к д.з.

- Прочитайте басню. Найдите ещё несколько басен Крылова, прочитайте. На следующем уроке поделитесь о прочитанном.

- Слушают учителя. Записывают Д\З в дневник.

Познавательные УУД: Развитие творческого воображения.