Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Цель: 1. Включить детей в деятельность 2.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха 3.Воспитывать культуру поведения | Создание положительного эмоционального настроя учащихся Сегодня у нас гости. Повернулись к гостям, поприветствовали улыбками. Повернулись ко мне. | Учащиеся эмоционально настраиваются на урок | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
Физкультминутка | Игра на внимание. | Повторяют за учителей | |
2. Мотивация учебной деятельности Цель: 1. Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха 2.Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке 3.Определить тему и цель урока 4.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока | Читает стихотворение: В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело. | Учащиеся эмоционально настраиваются на урок. | Личностные: самоопределение |
3. Актуализация знаний Цели: 1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока 2.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности | Мы продолжаем наше путешествие по стране Знаний в мир звуков и букв. Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Продолжите предложения. - Наша речь состоит ….(из предложений). - Звуки бывают … (гласные и согласные). - При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду). - Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие). - Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные). - После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э). - После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю). - Буквы е,ё, я в начале слова …(обозначают 2 звука). | Дополняют предложения. | Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. |
4. Постановка учебной задачи. | Ребята,вы любите отгадывать загадки? И я тоже люблю. Чтобы нам узнать,что мы будем делать сегодня на уроке.,я вам прелагаю отгадать загадки. (Загадывает загадки) Шесть ног без копыт, Летит – жужжит, Упадёт – землю роет. (Жук) Длинноногий, длинношеий Длинноклювый, телом серый, По болотам ходит-бродит, Там лягушек ищет, ловит (журавль) В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая … (жаба) Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далеко. (Жираф). Произнесите ещё раз эти слова. - Назовите первые звуки в этих словах. - А теперь сформулируйте тему урока. Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться? (На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями. Изучить … звук и …букву. Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв; Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой. ) | Отгадывают загадки. Произносят слова. Называют первый звук слов-отгадок: [ж]. Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж. Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой. | Регулятивные: целеполагание. Познавательны: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. |
5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания). | Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный. - Встречает ли воздух преграду? - Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать? - Какой же это звук, звонкий или глухой? - Звук [ж] согласный, звонкий. В какой группе ленты букв будет жить этот звук, на красной или на синей? - На каком этаже, на верхнем или нижнем? - Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук? - С каким похожим звуком мы знакомились раньше? - Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже. - Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки? - Подберите слова со звуком [ж]. - Как слышим звук [ж], твердо или мягко? - Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким? - Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод? Выложите букву Ж из счетных палочек. В тетрадях напечатаем букву Ж. Сравните печатную и письменную буквы Ж. На что похожа буква Ж? | Дети произносят звук. При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный. Звонкий звук или глухой. Дети закрывают уши руками. - Этот звук звонкий. - На верхнем этаже. Дети произносят звук [ж] - Этот звук шипящий. - Со звуком [ш]. Дети произносят звуки [ж],[ш]. - Эти звуки парные по звонкости-глухости. Дети подбирают слова со звуком [ж]. - Твердо. Дети затрудняются ответить. - Звук [ж] всегда твёрдый. Выкладывают букву Ж из счетных палочек. Печатают букву Ж. -На жука, бабочку. | Познавательные: логические: подведение под понятие, выведение следствия. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем. |
Физкультминутка. Цели: 1. Снятие напряжения умственной и мышечной 2.Создание проблемной ситуации | – Послушайте слова, если вы слышите звук [ж], то хлопаете в ладоши, если звука [ж] нет, топаете ногами: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужи | Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ж], и топают ногами, если его не слышат в словах | |
6.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала. | Откройте учебники на странице 25. - Кто изображён справа над схемой? - Почему он бежит с завязанными глазами? - Как называется игра, где один игрок ловит других игроков с закрытыми глазами? - От какого слова могло образоваться название игры «жмурки»? – Как вы понимаете смысл слова «жмуриться»? - Пользуясь схемой, проведем звуковой анализ слова «жмурки». – Хором прочитайте сочетания букв в красной табличке ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЕ, ЖИ. – А теперь прочитайте эти слоги справа налево. | - Изображён мальчик. - Мальчик играет в игру. -Жмурки. - От слова «жмуриться». – Щуриться, прикрывать глаза. Дети проводят звуковой анализ слова «жмурки» Дети читают сочетания букв. | Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование. Регулятивные :формируем умение высказывать своё предположение, строить план действий. |
7. Первичное закрепление. Применение нового знания на практике. Цель:решать типовые задачи, закреплять способ их решения | В учебнике на стр. 25 прочитайте слова друг, дружок, могу, может, жук, Жучка, телега, тележка. -Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова. -Почему слова Жучка написано с заглавной буквы? -Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова. -Прочитайте слова, где буквы [ж] нет. Рассмотрим картинку на стр. 25. Во что играют дети? Послушайте текст.(читает текст). Ответьте на мои вопросы: - Во что стали играть дети? - -Кому завязали глаза? - Куда разбежались ребята? - Что не мог сделать Женя? - Что кричали ему ребята? -О чем предупредили ребята? Зачем? -Можно называть друзьями? Прочитайте текст по предложениям по цепочке. | Читают хором слова и по одному. - жук, Жучка. - Потому что это кличка животного. - дружок, может, тележка. - друг, могу, телега. Рассматривают картинку. -Дети играют в жмурки. Слушают текст. -Дети стали играть в жмурки. - Ребята завязали Жене глаза платком. -Ребята разбежались в разные стороны. - Женя никого не смог поймать. -Ребята кричали ему «Осторожно,лужа!» - Ребята предупреждали о луже,чтобы он не наступил в нее и не испачкался. -Да,можно. Читают текст. | Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции. |
8. Подведение итогов | Мы дружно сегодня работали на уроке? - Ответьте на вопрос. -– Что нового вы узнали на уроке? -С какой буквой мы познакомились на уроке? - В чем же особенность этой буквы? | -С буквой Ж. - Буква Ж обозначает всегда твердый звук [ж]. | Познавательные:ориентироваться в системе полученных знаний. Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка Цели: 1.Рефлексия деятельности на уроке 2.Самооценка собственной деятельности | Оцените свою работу на уроке. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок. –Кто доволен сегодня своей работой. – Я справился. Урок понравился. Я доволен собой (смайлик зелёного цвета). – Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился (смайлик жёлтого цвета). – Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь (смайлик красного цвета) | Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено. Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности. |