Общая часть |
Предмет | литература | Класс: 5 |
Тема урока | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино» |
Тип урока | Открытие новых знаний, |
Цель | Познакомить учащихся с историческими событиями, положенными в основу стихотворения. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
знание содержания изучаемого произведения, умение воспринимать и анализировать текст, умение формулировать идею, проблематику произведения, умение давать характеристику героям | осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; | Проявление патриотизма и уважения к героям, осознание себя гражданином своей Родины. стремится преодолевать собственные трудности, стремится к самооценке своих действий. |
Основные понятия и термины | Героизм ,отвага ,патриотизм; метафоры, сравнения, риторические вопросы |
Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.) | Презентация, репродукции картин А.Тубо «Бородинская битва» иВ. Васнецова «Три богатыря» |
Методы обучения: | беседа, включение проблемной ситуации |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащихся | Формируемые образовательные результаты | Коррекционная направленность |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: Создать положительный настрой на урок. | Приветствую учащегося и создаю благоприятный психологический настрой на работу. Предлагаю картину Васнецова «Три богатыря». | Приветствует учителя и проверяет свою готовность к уроку. | Р: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; | Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. |
2. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового». Выявление затруднений в деятельности учащихся. | Кто изображен на картине? Кто такие богатыри? Какими их увидел художник? А что бы ты сказал о них? Какие черты характера присущи этим людям? Подбери слова, которые бы доказали, что это действительно богатыри. Такими видят богатырей художники, писатели и поэты. Проблема: Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Какие исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость нашли отражение в художественной литературе? Что ты слышал о Бородино? Наш народ в Отечественной войне 1812года одержал победу над французами. Проблема патриотизма, мужества, чести_- важная тема в творчестве М..Ю. Лермонтова (в стихотворении «Бородино») | Отвечают на вопросы учителя и подбирают слова: сильный человек, мужественный, храбрый, любящий свою Родину. бесстрашный, справедливый. Гордимся нашим народом, он победил в войне с гитлеровской Германией. | П: устанавливать закономерности, строить рассуждения; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; К: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; Р: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; | Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций. |
3.Целеполагание Цель: Подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы и цели урока | Как ты думаешь, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируй тему урока. Речь сегодня пойдет об историческом произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино». А какие цели мы должны поставить и достичь их в процессе изучения этого стихотворения? Какое событие отражено в стихотворении Лермонтова? | Будем говорить о людях сильных, смелых, мужественных. Подсказка Познакомиться с …( с содержанием стихотворения) Сформулировать… (тему и идею) Выяснить, почему Лермонтов… (обратился к историческим событиям) Сражение под Бородино. | П: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности. К: - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Р: - организовать выполнение заданий учителя; | Развитие лексико-грамматических средств языка. Развитие устной связной речи. |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: развивать умения творческого подхода к решению практических задач | В ходе анализа мы должны найти ответы на вопросы: Кого и почему М.Ю.Лермонтов называет богатырями в стихотворении? Нужны ли такие люди? | | П: - формировать навык поисковой деятельности; - осуществлять поиск информации в тексте; К: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей | Коррекция отдельных сторон психической деятельности. |
5.Реализация построенного проекта Цель: анализ рассказа с целью осмысления содержания | Предлагаю прослушать о событиях в ночь на 24 июня 1812 года. Выразительное чтение стихотворения «Бородино» Какое впечатление произвел на тебя текст? А сейчас выполним задание: Найти в тексте и прочитать эпизоды, изображающие отступление русских войск в стихотворении. Почему русские войска отступали? Какие чувства испытали русские воины? 2.Сцена Бородинского сражения. (..И только небо засветилось…) Как ведут себя русские солдаты перед Бородинской битвой? | Вынуждены отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления, обескровить противника и не дать ему возможность для наступления. Воины готовить умереть за Родину. Все готовятся к бою, каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Возлагают надежду на третий день: без страха готовятся к бою. | П: ориентироваться в содержании предмета; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - формировать элементарные навыки работы с текстом; К: - высказывать суждения по результатам сравнения; - аргументировать свое мнение. Р: - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу. | Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций. Работать над увеличением объема памяти. |
6. Первичное закрепление полученных знаний Цель: умение анализировать эпизоды, находить ответы в тексте. | Как ведут себя французы и почему? 3.Что обещали русские солдаты своему командиру? 4. С помощью каких слов автор озвучивает бой? Зачитай эти строки. (ядра сыплются. Земля дрожит, стон со всех сторон, залпы пушек) 5. Как повлияло на исход войны 1812 года Бородинское сражение? | Ликуют, чувствуют свою победу, рассчитывают на серьезное сопротивление русской армии. Обещали умереть за Родину, но не отступать ни шагу назад и не отдать ни пяди родной земли. Война закончилась победой русских войск и изгнанием французов с родной земли. | П: - извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач; - применять знания в нестандартной ситуации; - формировать умения смыслового чтения; К: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; | Развитие лексико-грамматических средств языка. Развитие устной связной речи. |
7.Физкультминутка | | | | |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: уметь делать вывод. Самоконтроль по эталону | Какова основная мысль стихотворения? Какие качества русского народа воспевает поэт в стихотворении? Какие чувства ты испытал после знакомства со стихотворением? | Автор восхищается несокрушимой мощью русского народа. Он сумел сдержать силой врага. Силу, мужество, честь, любовь к родине. Будущие поколения должны равнятся на настоящих героев, какими были участники Отечественной войны 1812года. | П: - анализировать и синтезировать информацию. Р: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; К: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; | · Развивать умение сравнивать, анализировать. · Учить делать выводы · Формировать навык самоконтроля. |
9.Включение в систему знаний и повторение | В начале урока мы говорили о богатырях. -Кого и почему Лермонтов называет богатырями в стихотворении? А нужны ли богатыри в современном мире? | Высказывает своё мнение. | П: - систематизировать, обобщить изученное; - соотносить имеющиеся знания с новым материалом. К: самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос; Р: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов. | · Учить выделять главное, существенное. Учить делать выводы |
10.Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности и самооценка результатов | Что ты сегодня узнал нового? С чем согласен и с чем не согласен? Какой вывод для себя ты сделал? Каким тебе показался сегодняшний урок? | Дает ответы | П: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. К: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; | Развивать умение делать словесно-логические обобщения. · Учить выделять главное, существенное. |
11.Домашнее задание | Выписать из текста устаревшие слова и найти в словаре их толкование. | | | |