СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Бородино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомства с произведеним М.Ю.Лермонтова "Бородино". Образ русского солдата, героя войны.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Бородино"»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Учитель: Козлова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Общая часть

Предмет

литература

Класс: 5

Тема урока

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

Тип урока

Открытие новых знаний,

Цель

Познакомить учащихся с историческими событиями, положенными в основу стихотворения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знание содержания изучаемого произведения, умение воспринимать и анализировать текст, умение формулировать идею, проблематику произведения, умение давать характеристику героям

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

Проявление патриотизма и уважения к героям, осознание себя гражданином своей Родины.

стремится преодолевать собственные трудности, стремится к самооценке своих действий.

Основные понятия и термины

Героизм ,отвага ,патриотизм; метафоры, сравнения, риторические вопросы

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Презентация, репродукции картин А.Тубо «Бородинская битва» иВ. Васнецова «Три богатыря»

Методы обучения:

беседа, включение проблемной ситуации

Организационная структура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащихся

Формируемые образовательные результаты

Коррекционная направленность

1.Мотивация к

учебной деятельности

Цель: Создать положительный настрой на урок.

Приветствую учащегося и создаю благоприятный психологический настрой на работу.

Предлагаю картину Васнецова «Три богатыря».

Приветствует учителя и проверяет свою готовность к уроку.

Р:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;


Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового». Выявление затруднений в деятельности учащихся.


Кто изображен на картине? Кто такие богатыри? Какими их увидел художник? А что бы ты сказал о них? Какие черты характера присущи этим людям? Подбери слова, которые бы доказали, что это действительно богатыри. Такими видят богатырей художники, писатели и поэты.

Проблема: Что составляет предмет национальной гордости русского народа?

Какие исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость нашли отражение в художественной литературе? Что ты слышал о Бородино? Наш народ в Отечественной войне 1812года одержал победу над французами. Проблема патриотизма, мужества, чести_- важная тема в творчестве М..Ю. Лермонтова (в стихотворении «Бородино»)

Отвечают на вопросы учителя и подбирают слова: сильный человек, мужественный, храбрый, любящий свою Родину. бесстрашный, справедливый.

Гордимся нашим народом, он победил в войне с гитлеровской Германией.


П:

устанавливать закономерности, строить рассуждения;

выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

К:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

Р:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;



Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.


3.Целеполагание

Цель: Подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы и цели урока

Как ты думаешь, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируй тему урока.

Речь сегодня пойдет об историческом произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино». А какие цели мы должны поставить и достичь их в процессе изучения этого стихотворения?

Какое событие отражено в стихотворении Лермонтова?

Будем говорить о людях сильных, смелых, мужественных.

Подсказка

Познакомиться с …( с содержанием стихотворения)

Сформулировать… (тему и идею)

Выяснить, почему Лермонтов… (обратился к историческим событиям)

Сражение под Бородино.

П:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности.

К:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Р: - организовать выполнение заданий учителя;


Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель: развивать умения творческого подхода к решению практических задач

В ходе анализа мы должны найти ответы на вопросы: Кого и почему М.Ю.Лермонтов называет богатырями в стихотворении? Нужны ли такие люди?


П:

- формировать навык поисковой деятельности;

- осуществлять поиск информации в тексте;

К: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.


5.Реализация построенного проекта

Цель:

анализ рассказа с целью осмысления содержания

Предлагаю прослушать о событиях в ночь на 24 июня 1812 года.


Выразительное чтение стихотворения «Бородино»

Какое впечатление произвел на тебя текст?

А сейчас выполним задание:

  1. Найти в тексте и прочитать эпизоды, изображающие отступление русских войск в стихотворении.

Почему русские войска отступали?

Какие чувства испытали русские воины?

2.Сцена Бородинского сражения. (..И только небо засветилось…)

Как ведут себя русские солдаты перед Бородинской битвой?






Вынуждены отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления, обескровить противника и не дать ему возможность для наступления. Воины готовить умереть за Родину.


Все готовятся к бою, каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Возлагают надежду на третий день: без страха готовятся к бою.

П:

ориентироваться в содержании предмета;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- формировать элементарные навыки работы с текстом;

К:

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- аргументировать свое мнение.

Р:

- организовать выполнение заданий учителя;

- делать выводы по результатам работы;

- действовать по алгоритму, правилу.

Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.

Работать над увеличением объема памяти.


6. Первичное закрепление полученных знаний

Цель: умение анализировать эпизоды, находить ответы в тексте.


  1. Как ведут себя французы и почему?




3.Что обещали русские солдаты своему командиру?

4. С помощью каких слов автор озвучивает бой? Зачитай эти строки. (ядра сыплются. Земля дрожит, стон со всех сторон, залпы пушек)

5. Как повлияло на исход войны 1812 года Бородинское сражение?

Ликуют, чувствуют свою победу, рассчитывают на серьезное сопротивление русской армии.

Обещали умереть за Родину, но не отступать ни шагу назад и не отдать ни пяди родной земли.



Война закончилась победой русских войск и изгнанием французов с родной земли.

П:

- извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- формировать умения смыслового чтения;

К: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;


Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

7.Физкультминутка





8.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: уметь делать вывод. Самоконтроль по эталону

  1. Какова основная мысль стихотворения?


  1. Какие качества русского народа воспевает поэт в стихотворении?


  1. Какие чувства ты испытал после знакомства со стихотворением?

Автор восхищается несокрушимой мощью русского народа. Он сумел сдержать силой врага.

Силу, мужество, честь, любовь к родине.


Будущие поколения должны равнятся на настоящих героев, какими были участники Отечественной войны 1812года.

П:

- анализировать и синтезировать информацию.

Р:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

К:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;


· Развивать умение сравнивать, анализировать.

· Учить делать выводы

· Формировать навык самоконтроля.


9.Включение в систему знаний и повторение


В начале урока мы говорили о богатырях.

-Кого и почему Лермонтов называет богатырями в стихотворении?

А нужны ли богатыри в современном мире?

Высказывает своё мнение.

П: - систематизировать, обобщить изученное;

- соотносить имеющиеся знания с новым материалом.

К: самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос;

Р: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.

· Учить выделять главное, существенное.

Учить делать выводы

10.Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности и самооценка результатов

Что ты сегодня узнал нового? С чем согласен и с чем не согласен?

Какой вывод для себя ты сделал?

Каким тебе показался сегодняшний урок?

Дает ответы

П:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

К: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Р: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;


Развивать умение делать словесно-логические обобщения.

· Учить выделять главное, существенное.


11.Домашнее задание

Выписать из текста устаревшие слова и найти в словаре их толкование.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!