ФИО учителя: Гораева М.В.
УМК Математика. 5 класс. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.
Образовательная технология: Технология проблемного обучения.
Предмет: Математика.
Тема урока: Решение текстовых задач, содержащих десятичные дроби.
Тип урока: комплексный урок закрепления знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: Тема «Действия с десятичными дробями. Решение текстовых задач, содержащих дроби», 7 урок в разделе.
Цель: закрепление правила сложения, вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на натуральное число для применения знания при решении практических задач.
№ | Этапы урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации | Действия учащихся (предметные - Пр, личностные -Л, познавательные - П, регулятивные - Р, коммуникативные -К) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов |
I. | Орг. момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности рабочего места. Мотивирование на учебную деятельность. Заявка на оценку. | Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу | Фронтальная | Приветствует учащихся, организует начало урока, знакомит учащихся с заявкой на оценку и критериями оценивания (на индивидуальных рабочих листах учащихся). Побуждает учеников к активной деятельности на уроке, предлагая порассуждать над вопросом Зачем мне нужна математика? Настраивает на работу, обращая внимание, что математика окружает нас в разных сферах жизни Демонстрирует фотографии, знакомые учащимся из повседневной жизни и предлагает определить, что общего у этих фотографий, сформулировать тему и цель урока. Задает вопросы для повторения понятия десятичной дроби. | Приветствуют педагога. К Проверяют уровень готовности к уроку. Р Рассуждают, высказывают варианты ответов на поставленный вопрос. П Определяют, что на всех фотографиях десятичные дроби, формулируют понятие десятичной дроби. Пр Высказывают предположения, что в жизни часто приходится решать задачи с десятичными дробями, формулируют цель урока. К Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Р | Готовность к организации учебного процесса Определение темы урока, цели, задач. | Наблюдение Опрос Заявка на оценку: 9 – 10 плюсов: отметка «5» 7 – 8 плюсов: отметка «4» 5 – 6 плюсов: отметка «3» |
II. | Актуализация знаний | Осуществлять поиск необходимой информации в тексте для выполнения задачи | Индивидуальная Фронтальная | Организует индивидуальную работу с рабочим листом - предлагает три практико-ориентированных задачи, в которых сначала просит определить только арифметическое действие для решения задачи, записать его в рабочий лист, но не выполнять. Просит озвучить действия, выдает верные ответы, предлагает поставить себе отметку «плюс» или «минус» по выполнению в рабочий лист в отведенное для этого поле. Проводит опрос правил сложения и вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на натуральное число; выводит на экран верные вычисления и предлагает ответить на вопрос каждой задачи в рабочем листе. Проводит опрос, обсуждаются ошибки, делает акцент на необходимости работы с текстом и возвращения к вопросу задачи, выдает верные ответы, просит сделать отметку в рабочем листе | Структурируют знания посредством установления отношений между объектами. П Определяют необходимые арифметические действия для решения повседневных задач; актуализируют знания о десятичных дробях; вспоминают правила сложения и вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на натуральное число. Пр Анализируют, оценивают логическую правильность рассуждений, распознают логически некорректные рассуждения. П Осуществляют самоконтроль, умеют видеть свои ошибки и вносить коррективы. Р | Уметь анализировать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения Уметь определять необходимые арифметические действие для решения повседневных задач Знать правила сложения и вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на натуральное число Самодиагностика | Наблюдение Опрос Фиксация ответов обучающихся по критериям в рабочем листе |
III. | Физминутка | Сменить деятельность | Фронтальная, индивидуальная | Предлагает учащимся практико-ориентированные задачи, решаемые одним действием и если для решения необходимо выполнить сложение, то просит похлопать, если вычитание, то потопать, если умножение, то потянуться вверх | Определяют необходимые арифметические действия для решения повседневных задач. Пр Управляют собственным поведением, анализируют собственную деятельность. Р | Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Наблюдение |
IV. | Постановка проблемы | Создать условия для сотрудничества в поиске и сборе информации. | Групповая | Распределяет детей на группы, обсуждает правила работы в группе. Моделирует ситуацию «угощение на день рождения», предлагает учащимся буклеты из местных пиццерий с ценами. Ставит проблемный вопрос «Что выгоднее заказать или приготовить самим?», выслушивает гипотезы, аргументы. | Умеют сотрудничать в группе. К Осуществляют поиск необходимой информации. П Строят понятные для партнера высказывания. К | Умение аргументировать свою точку зрения | Наблюдение Фиксация гипотез и аргументов на доске |
V. | Этап решения проблемы. Работа в группах | Создать условия для сотрудничества в поиске и сборе информации; искать необходимую информацию и работать с таблицей в процессе самостоятельной совместной работы в группах; формировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на натуральное число. | Групповая Индивидуальная | Обсуждает варианты решения поставленной проблемы, необходимые знания для проверки гипотезы, по результатам этой беседы выдает карточки продуктов для приготовления пиццы, содержащий лишние предметы; предлагает выбрать необходимые, выдает таблицу расходов продуктов на одну пиццу, предлагает распределить роли в группе и рассчитать покупку необходимых продуктов, с учетом количества пицц, которое определяют совместно с ребятами, исходя из их жизненного опыта; заполнить таблицу расходов на продукты для приготовления необходимого количества пицц и сделать вывод, используя выданные ранее буклеты. Организует обсуждение полученных результатов и просит в рабочем листе оценить свою работу в группе по критериям («плюс» или «минус» в зависимости от полученного результата): Верно определили количество каждого продукта Договорились о работе каждого в группе Не испытывал затруднений в вычислениях Получил верный результат | Умеют сотрудничать в группе. К Осуществляют поиск необходимой информации, умеют складывать и вычитать десятичные дроби, умножать десятичную дробь на натуральное число. Пр Строят понятные для партнера высказывания. К Анализируют обобщают, преобразуют информацию в таблицу, делают выводы. П Осуществляют самоанализ и самоконтроль. Р | Умение аргументировать свою точку зрения Умение применять правила сложения и вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на натуральное число Умение систематизировать и обобщать полученную информацию Самодиагностика | Наблюдение Опрос Фиксация ответов обучающихся по критериям в рабочем листе |
VI. | Рефлексия. Подведение итогов | Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке | Фронтальная Индивидуальная | Организовывает рефлексию обучающихся своей деятельности, активизирует внимание на пройденном материале, возвращается к проблемному вопросу в начале урока: зачем мне нужна математика? Побуждает к высказыванию своего мнения, демонстрирует необходимость применения математических знаний в повседневной жизни школьников, в том числе в различных компьютерных играх и управлении объемами памяти своего телефона, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности Предлагает выставить отметку себе в соответствии с критериями на рабочем листе | Умение выражать свои мысли, оценивать качество своей учебной деятельности. К | Самодиагностика | Опрос Заявка на оценку: 9 – 10 плюсов: отметка «5» 7 – 8 плюсов: отметка «4» 5 – 6 плюсов: отметка «3» |
VII. | Домашнее задание | Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Индивидуальная | Информирует о д/з: в качестве индивидуальной работы предлагает выполнить необходимые расчеты и ответить на вопрос: что выгоднее купить кулич на праздник Христианской пасхи или приготовить его самим? Озвучивает цены на готовые куличи и выдает разные по сложности рецепты для самостоятельного выбора детьми, мотивирует выполнение д/з | Анализ освоения материала, выбор д/з | Самоопределение | Наблюдение |
Итоги и самоанализ урока | Поставленная мною цель и задачи достигнуты в процессе урока. Урок был построен по технологии проблемного обучения. Структура урока соответствует заявленной технологии, соблюдены этапы урока. Проведенный урок уложился во временные рамки. На уроке развитие проблемной ситуации включало этапы: - 1) Постановка проблемного вопроса, обсуждение, выдвижение предположений, формулирование гипотез; 2) Обсуждение способов проверки истины; 3) Работа в группах - проведение эксперимента: выбора необходимых продуктов из предложенных для приготовления нужного набора пицц, выполнение необходимых расчетов, используя представленные мной цены местных магазинов, обсуждение, сравнение с ценами готовых наборов пицц из буклетов местных пиццерий, рефлексия и подведение итогов. В процессе урока дети опирались на имеющиеся знания, поэтому у них складывалась ситуация успеха. Урок соответствует ФГОС, так как дети определяли тему, ставили цель и задачи урока, работали самостоятельно, выбирали необходимую информацию, перерабатывали полученный материал. Подобранный материал соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям учеников, в результате чего происходило развитие самостоятельности и познавательной активности. На уроке использовался поисковый метод обучения, применялся дифференцированный подход в соответствии с уровнем знаний обучающихся. В уроке чередовались различные формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная и групповая. Во время урока была установлена обратная связь между учителем и учениками, осуществлялся самоконтроль и самооценка. Учебная деятельность направлена на развитие памяти, речи, внимания и мышления. Для психологической разгрузки и здоровьесбережения между этапами урока проводилась физическая пауза. Мною были созданы условия для выражения обучающимися своего мнения, что сделало атмосферу на уроке доброжелательной и благоприятной. Домашнее задание оптимально, так как даны разные рецепты по принципу трех уровней сложности, у учащихся появилось право выбора. |