Тема урока | «Скорость, время, расстояние». |
Цель урока: | Создание условий для осознанного использования понятий «скорость», «время», «расстояние/ путь» при составлении и решении простых, составных и обратных задач на движение; формирования навыков самостоятельной работы. |
Задачи: | Образовательные: Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами (скорость, время, расстояние). Развивающие: Развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь. Воспитательные: Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности. |
Планируемые результаты: | Предметные: Обучающиеся научатся устанавливать взаимосвязи между величинами «скорость», «время», «расстояние», решать задачи с данными величинами с опорой на эту взаимосвязь, узнавать взаимообратные задачи. Метапредметные: Обучающиеся будут учиться делать выводы, строить рассуждения, совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения во время работы с таблицами, с чертежами, при составлении взаимообратных задач; контролировать свои действия, вносить необходимые коррективы после завершения действий, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Личностные: создание условий для развития у обучающихся познавательной мотивации, инициативы и интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в группе. |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Ресурсы | Математика: Учебник для 4 класса. |
|
№ п/п | Этап урока | Ход урока | Формируемые УУД |
1 | Организационный Цель: Психологическая установка на урок | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся провести урок математики так, чтобы он получился интересным и познавательным. 1. Разминка для рук. 2. Запись в тетрадь (Число. «Классная работа») | Личностные: - У учащихся формируется положительное отношение к учению |
2 | Актуализаций знаний учащихся Цель этапа: Активизация мыслительных операций и познавательных процессов. | - А пока, чтоб работать быстро и ловко, Нам нужна ума тренировка! 1. Устный счёт. Тема «Умножение и деление на 10, 100, 1000». Эти знания нам сегодня очень понадобятся на уроке и в дальнейшем при выполнении ВПР. Задумай число (от 10 до 50 или от 50 до 100) × 10 + 50 : 10 × 100 – 500 : 100 × 10 : на число, которое задумали. = 10 | Познавательные УУД Развиваем умения: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; -формирование интереса к данной теме. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
3 | Формулирование темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс | - Послушайте меня внимательно и подумайте о чём идёт речь? Это присуще людям, животным, машинам, доступно пароходам, это совершают самолёты. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом. Без чего не было бы жизни. Что это? (Это движение) Что же такое движение? - Прочитайте, как в словаре русского языка объясняется значение этого слова. - Какие величины связаны со словом движение? (Скорость, время, расстояние) Задание по вариантам (рядам): На экране: км/ч, км, ч, с, м/с, м, км/мин, см, мин Выпишите в тетрадь и подумайте, какие ещё единицы можно добавить: 1 ряд – единицы измерения скорости 2 ряд - единицы измерения времени 3 ряд – единицы измерения расстояния. По-другому как можно ещё сказать? Путь. -Какова же тема сегодняшнего урока? -Скажите, а для чего, с какой целью нам нужно хорошо знать эти величины? (Чтобы хорошо решать задачи на движение) Закрепить умение решать задачи на движение. Почему разное время? -Что такое скорость? Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени. –Что такое путь? Путь – это расстояние, пройденное за некоторое время. Расстояние - Говоря простым языком, расстояние это длина от одного пункта до другого. - А как связаны между собой эти три величины? - Назовите формулу нахождения расстояния. - Как найти скорость? - Как найти время движения? -Мы повторили формулы для решения задач на движение. | Познавательные УУД Развиваем умения: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; - вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: -Учатся принимать и сохранять учебную задачу на уроке; регулировать свои действия. |
4 | Применение теоретических положений в условиях выполнения задания Цель этапа: Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Заполняем таблицу (в тетрадях и у доски): Скорость. Время. Расстояние. Рекордсмены скорости. 1) Самое быстрое наземное животное в мире – это чудо эволюции гепард. Он способен бежать со скоростью 110 км/ч. Какое расстояние он мог бы преодолеть за 4 часа, если бы бежал не сбавляя скорость? 2) А в океане самой быстрой признана рыба-парусник. За 2 часа она преодолела бы расстояние в 218 км. Вычислите, с какой скоростью может двигаться эта рыба. 3) Ну а это рекордсмен железной дороги. Этот скоростной поезд в Японии движется со скоростью 400 км/ч. От Оренбурга до Москвы 1600 км. За какое время этот поезд домчал бы нас до Москвы? | Коммуникативные УУД: слушать и слышать собеседника. Познавательные УУД: -применять полученные знания. -делать выводы на основе обобщения умозаключений; -преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные УУД: -Учатся принимать и сохранять учебную задачу на уроке |
| Физминутка для глаз (Сидя за партой выполняют физминутку для глаз) Цель: снятие напряжения, усталости. Формирование положительной мотивации. | |
5 | Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель этапа: Организация групповой формы обучения | -Ребята, а какие ещё виды задач на движение вы знаете? (Встречное движение, движение в противоположных направлениях). А какой в этих задачах может быть скорость движения (в зависимости от направления) ? Д: - Скорость сближения, скорость удаления. -Откройте учебник. Прочитайте задачи, к какому виду вы отнесёте эти задачи? (Встречное движение). - Проблемный вопрос: Являются ли эти задачи обратными? Чтобы ответить на него, нужно решить обе задачи. Работать мы будем по группам. - Ребята, а какие законы совместной работы мы с вами должны помнить? Д: - Быть доброжелательным, терпеливым, уметь слушать других и спокойно высказывать своё мнение. Группы 1,3,5 решают задачу №____ Группы 2,4,6 решают задачу № ____ 1. Решение задач по группам. 2. Запись задач у доски. 3. Ответ на проблемный вопрос: Являются ли данные задачи обратными? | Личностные УУД: - У учащихся формируется положительное отношение к учению; - Учатся участвовать в творческом процессе Регулятивные УУД: Учатся принимать и сохранять учебную задачу на уроке; Коммуникативные УУД: - слушать и слышать собеседника; - учатся договариваться, распределять работу; - учатся вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
6 | Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | Самостоятельная работа по карточкам. «Реши задачу» (Задание на выбор) | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. |
7 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний | Узелок на память! Ещё раз повторим формы нахождения скорости движения, времени и пути. | Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха). Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
8 | Д.з. | | |
9 | Рефлексия (итог) Цель этапа: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Какие цели мы с вами ставили в начале урока? Давайте вспомним. -Удалось ли каждому из вас достичь поставленной цели: научиться решать задачи на движение? Ответить на этот вопрос нам помогут оценочные листы, что лежат на парте. - Оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-») Знаю ли я что такое скорость? Знаю ли я как найти время? Знаю ли я как найти скорость? Знаю ли я как найти расстояние? Умею ли я решать простые задачи на движение? Умею ли я решать задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях? Смогу ли я самостоятельно решить задачи такого типа? Обратите внимание на свои ответы. У кого все «+»? У кого есть «-» ? - Какое задание было самым трудным? - А самым интересным? - Пригодятся ли вам знания на расчёт пути, времени и скорости в жизни? | Регулятивные УУД: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: осознавать успешность своей деятельности. |
| | Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, И знания ваши, вам пригодились. Урок окончен! | |