| ФИО (полностью) | Сотникова Светлана Владимировна |
| Место работы | МБОУ Гимназия № 16 г. Химки |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Математика |
| Класс | 1 |
| Тема и номер урока в теме | Дециметр |
| Предметная программа и её автор | УМК «Перспектива». Математика 1 кл. Л.Г.Петерсон |
| Цель (и) урока | открыть новую единицу измерения - дециметр; сформировать умение использовать новую мерку – дм для измерения крупных предметов; сформировать умение преобразовывать длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах, сравнивать их, складывать и вычитать. |
| Тип урока | комбинированный |
| Модель организации УПД учащихся уровня НОО | АРМ учителя – класс |
| Необходимое оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, АРМ учителя, проектор, карточки с заданиями, полоски – мерки и полоски для измерения, ламинированные таблицы со схемами задач. |
| Структура и ход урока | |
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Время (в мин.) |
1 | Адаптационный этап. | 1. Адаптировать учащихся к деятельности на уроке | 1) Дети проверяют рабочее место. Вступают в диалог с учителем, высказывают свое мнение. 2) Дети в парах выполняют задания на карточках, выражая десятки в единицах, располагают числа в порядке возрастания, устанавливая закономерность (см. Приложение 1). Дети объясняют значение полученного слова «мерка», для чего она нужна. | 1) Эмоционально настраивает учащихся на работу (организует беседу о том, что такое десяток, сколько единиц в одном десятке). 2) Организует работу по актуализации знаний, необходимых для открытия нового знания. | 3 минуты |
2. Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации) | 1) Дети вспоминают правила измерения с помощью мерки, выполняют измерения предложенных полосок (см. Приложение 2), используя мерку в 1 см. У детей возникает затруднение при измерении самой длинной зелёной полоски с помощью мерки в 1 см. Формулируют затруднение – мерка в 1 см мала для быстрого и правильного измерения длинной зелёной полоски. 2)Определяют цель урока – узнать мерку, которая больше, чем 1 см | 1) Предлагает детям, пользуясь меркой в 1 см, измерить длину синей, красной и зелёной полоски. Учитель помогает зафиксировать и сформулировать затруднение, которое возникло при измерении длинной зелёной полоски. 2)Помогает определить цель и задачи урока | 5 минут |
2 | Основной этап. | 1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта | 1) Отвечают на вопросы, участвуют в беседе с привлечением личного опыта. Изготавливают новую мерку из оранжевой полоски длиной 10 см, используя линейку. | 1) Организует беседу, подводя детей к созданию новой мерки в 10 см. - В начале урока мы вспоминали, что 1 десяток = 10 единицам. Как мы поступаем, если необходимо сосчитать много предметов? (группируем). - По аналогии с десятками сгруппируем 10 см в одну мерку. Мы получили более крупную мерку, равную 10 см. | 3 минуты |
2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос | 1) Проводят измерения длинной зелёной полоски, используя новую мерку, равную 10 см. Приходят к затруднению в записи полученного результата из-за незнания наименования новой мерки. Знакомятся с наименованием и обозначением новой мерки – 1 дм. 2)Применяют новые знания – измеряют в дм ширину и длину своих парт, сверяют полученные результаты с результатами других учащихся. | 1) – Мы определили, сколько больших мерок в длинной полоске. Как записать результат измерения? Что нам необходимо? (знать наименование новой мерки) - «Деци» - десять. 10 сантиметров составляют 1 дециметр, который обозначается 1 дм. 2) Организует работу по измерению ширины и длины парты, контролирует полученные результаты, корректирует действия учащихся. | 4 минуты |
3 | Творческий этап. | 1.Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения 2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения творческих и практических заданий. | 1)Первичное закрепление во внешней речи с самопроверкой – дети выполняют №1, 2 (1 и 2 столбики). 2) Выполнение 3 столбика №1,2 – самостоятельно, с проверкой 3)Выполняют № 3, используя таблицы со схемами задач (Приложение 3) 1)Выполняют № 4, 5. Работают в парах, обсуждают, приходят к затруднению - как сравнить см и дм. Обосновывают свое решение, выполняют проверку. Оценивают результаты, делают выводы. 2)Выполняют самостоятельно задачу №6, сверяют своё решение с эталоном. | 1)Контролирует нить рассуждений учащихся при переводе дм в см и см в дм, ориентируясь на таблицу на доске 1 дм= 10 см. 2) Предоставляет эталон решения 3 столбика №1,2, подводит детей к выводу о степени освоения нового материала. 3) Организует работу по решению задач (Что известно, нужно найти? Часть или целое? Как будем находить?) 1)Организует работу по сравнению разных величин (см и дм), выполнению вычислений с разными величинами. Фиксирует внимание учащихся на необходимости переводить в одни единицы (в см или в дм) и только после этого сравнивать или выполнять вычисления. 2) Организует работу, предоставляет эталон решения задачи. | 25 минут |
3. Рефлексия деятельности. | Оценивают свои достижения на уроке, заполняя лист самооценки (Приложение 4). Подводят итог урока. | Организует подведение итогов: - По какой теме работали, какие задачи перед собой ставили? - Выполнили задачи? -Что нового узнали? - Какие открытия сделали? - Чему научились? - Кто доволен своей работой? Почему? - Оцените свою работу на листах самооценки | 5 минут |
Вырази десятки в единицах. Расставь карточки в порядке возрастания полученных результатов. Какую закономерность вы заметили? Какое слово у вам получилось?
Пользуясь эталоном в 1 см, измерь синюю и красную полоски, результат запиши. Попробуй измерить зелёную полоску.