Мотивационно-целевой этап Проверка подготовленности, организация внимания Установление правильности, полноты и осознанности изученного состава чисел, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем | В ключение в деловой ритм. Учитель. Обитатели аквариума происходят из разных условий. Неправильное соседство приводит к болезням и гибели рыбок. Например, золотые рыбки могут просто проглотить мелкую рыбку в качестве корма, а более шустрые рыбки могут обкусывать самих золотых. Соседями золотых рыбок могут быть брохисы и гурами. Помогите разместить золотых рыбок в 2 аквариума. Что нужно уметь для выполнения задания? Обсудите в паре. Дети высказывают предположения -Мы будем наблюдать за предметами. -Нужно вести количественный счет. -Мы должны знать состав чисел. | Позн. Повторяют состав чисел. Рег. Участвуют в парной работе с математическим материалом; Комм. Строят предложения относительно заданного набора объектов. Личн. Формируют интереса в расширении и углублении получаемых математических знаний. | Групповая | Учитель пробует с помощью модели состава числа 7 зафиксировать интерес учащихся к учебной задаче. Учитель. Обсудите в группах. Какие карточки не понадобятся для размещения рыбок на модели в два аквариума? 1,2,3,4,5,6,7,8, 9 Критерии оценки работы группы. Найдены 2 лишних числа – верно Заполнены окошки в модели состава числа, лишние числа не выявлены – неверно. |
Этап актуализации знаний Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Создание ситуаций, когда учащийся обнаруживает недостаточность своих знаний для решения возникшей задачи. | Сегодня мы побываем в зоомагазине Каких животных нельзя увидеть в зоомагазине? Учитель перечисляет: хомяк, корова, шиншила, бегемот, кролик, черепаха. Учитель: Обсудите в группе. -Как помочь продавцу рассадить в 2 клетки 9 хомяков? (1 группа) -Как можно расставить 9 автопоилок в 2 клетки? (2 группа) Дети работают в группах . Учитель активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Учитель: Скажите, а какое следующее число должно стоять в нашем отрезке натурального ряда чисел? Прикрепляет карточку с изображением числа 10 на доску. Учитель: Почему? Докажите. Учитель: Что вы знаете об этом числе? Дети: Число 10. Дети: Число 10 больше предыдущего на один Дети: Число 10 натуральное. - Стоит на 10 месте, после числа 9. - Оно больше предыдущего числа на 1 и меньше последующего на 1. - Это двузначное число. - Это самое маленькое двузначное число. - Для его записи используются две цифры. Учитель – Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? – Что мы будем делать на уроке? – Чему должны научиться? Дети отвечают: -Сегодня мы узнаем состав числа 10. Будем набирать из двух чисел число 10. - Верно . Сегодня мы познакомимся с составом числа 10. Научимся составлять число10. Научимся составлять и решать примеры с данным числом. - Для начала скажите, где встречаемся в жизни с числом 10? Дети отвечают: - Десять пальцев у человека на двух руках и десять пальцев на двух ногах - Цифра Десять похожа на букву Ю, а еще на мальчика с обручем в руке. -На бублик с батоном. | Позн. Сравнивают два объекта, два числа Комм. Строят предложения относительно заданного набора объектов. Комм. Обращаются за помощью к товарищу, формулировать свои затруднения. Рег. Участвуют в групповой работе с математическим материалом; Позн. Понимают, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица; Комм. Обращаются за помощью к товарищу, формулировать свои затруднения. Позн Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Комм. Описывают последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; Комм. Взаимодействуют с учителем, принимают и сохраняют учебную задачу. Комм. Строят предложения относительно заданного набора объектов Комм. Взаимодействуют с учителем, принимают и сохраняют учебную задачу. Личн. Формируют интереса в расширении и углублении получаемых математических знаний. Рег. Исследуют условия учебной задачи | Групповая Фронтальная | Учитель. Сколько этажей дома надо заполнять числами, чтобы рассмотреть все возможные варианты состава числа 9? Критерии оценки работы группы. Указаны 4 этажа – верно Указаны 8 этажей – неверно (от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется). |
Этап изучения нового знания | Учитель. Составим рассказ по таблице. Суммой каких двух слагаемых можно заменить каждое число? Дети отвечают. Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите из конверта на вашей парте 10 квадратиков и разделите их между собой. Дети работают в парах. (Учащиеся достают из конвертов квадратики и начинают их делить между собой.) Учитель: Не забывайте о правилах работы в паре. На доске размещается плакат с правилами поведения при работе в паре: (Уважайте мнение друг друга. Говорите по - очереди. Не согласен –предлагай!) Учитель: Назовите свои варианты? Учитель: Все варианты мы рассмотрели? А теперь давайте запишем получившиеся варианты состава числа 10 в тетрадь. И начнём мы с варианта 1+9= 10, 2+8=10, 3+7=10 (Учащиеся озвучивают получившиеся варианты и заполняют окошки домика, который прикреплён к доске, цифрами: 9+1,8+2, 7+3 и т.д.) Учитель: Молодцы. Как видим, у нас получился ещё один столбик таблицы сложения, в котором значения всех выражений равны 10. Давайте проверим по карточке на столе: 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1. Какие выражения можно не записывать в нашу модель? Дети: 4 выражения можно не писать, т.к. от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется. | Позн. Приводят примеры чисел; Позн. Ведут порядковый и количественный счет (соблюдают последовательность). Рег. Удерживают смысл задания в процессе деятельности; С.д. Участвуют в парной работе с математическим материалом; Позн. Ведут порядковый и количественный счет (соблюдают последовательность). Комм. Строят предложения относительно заданного набора объектов Рег. Действуют в соответствии с предложенным образцом. Рег. Проверяют правильность вычисления с помощью карточки –помощницы. | Фронтальная Групповая | |
| Учитель. Предлагаю решить задачу из учебника. Работаем в паре. Вопросы: – Разбейте условие на смысловые части. – Повторите вопрос задачи. – Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? – В задаче одно действие? Два? Почему? Докажите. -Хватит ли 4 билета второй семье на выставку кроликов в зоомагазине? -Измените вопрос задачи, чтобы она решалась в 2 действия. | Позн Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Комм. Описывают своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение Рег. Осуществляют пошаговый контроль по результату | Групповая | Учитель. Предлагаю составить задачу про кормление 2 кроликов бананами, в вопросе которой было бы слово меньше. Используйте рисунок. Критерии оценки работы группы. Задача составлена верно. Первому кролику дали 7, а второму на 4 меньше. Сколько бананов дали второму кролику? - справились Задачи составлена с использованием слова меньше, но не соответствует модели. - справились частично. |
Этап самоконтроля Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | В отделе декоративных птиц зоомагазина яркие попугаи. -Чем кормят этих птиц? Как часто? -Как за ними ухаживают? Помоги продавцу подготовить корм для птиц. Заполни клетки и дорисуй зёрна. Дети самостоятельно выполняют задание на карточках. Затем делают взаимопроверку с помощью карточки – помощницы. ВЗАИМОПРОВЕРКА Игра «Найди пару» | Позн. Умеют ориентироваться в своей системе знаний: Рег. Проверяют правильность вычисления с помощью карточки –помощницы. Позн. распределяют числа на модели состава чисел 8,9,10; Рег. Действуют в соответствии с предложенным образцом, Рег. Проверяют правильность записей у соседа во время самопроверки, учатся сличать ответ и запись у товарища. Комм. Обращаются за помощью, формулировать свои затруднения. | Индивидуальная | Заполни пустые места. |
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Учитель : Проведите исследование в группе. 1 столбик – 1 группа, 2-2, 3 - 3 Дети исследуют и делают выводы: 1 группа Первое вычитаемое уменьшается на 1, а второе уменьшаемое увеличивается на 1. 2 группа. … 3 группа. … | Позн. Развивают умения определять общую цель и пути её достижения: прибавлять (вычитать) числа Позн. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения- Комм. Осознанно строят речевые высказывания Рег. Осуществляют пошаговый контроль по результату | Групповая | Запиши в каждый столбик ещё по одному примеру. Критерии оценки работы группы. Выражение составили правильно. - справились Выражение не соответствует записи на доске – не справились |
Этап рефлексии учебной деятельности Провести рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Учитель: Какие новые знания вы получили и где в жизни эти знания вам могут пригодиться? Учитель: Наш урок подходит к концу. Оцените, пожалуйста, свою работу с помощью Светофорика. - Чем мы занимались на уроке? - Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? - Какие задания оказались трудными ? - Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? - Где может пригодиться нам материал урока? Дети: Число 10 может состоять из двух и больше слагаемых. Это пригодится нам, когда мы совершаем покупки в магазине, на почте, в зоомагазине, покупаем билет на карусели. | Позн. Ориентируются в своей системе знаний: выделяют новое знание. Комм. Осознают результат деятельности своей и всего класса. Получают жизненный опыт и область применение знаний на практике. Рег. вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок. Личн. Формируют интерес в расширении получаемых математических знаний. | Фронтальная Индивидуальная | |