Место в системе уроков: первый урок по теме: «Письменное умножение на двузначное число»
- формировать представление о письменном умножении, вывести алгоритм умножения и тренировать умения применять его для нахождения значений выражений;
- закрепить умение решать задачи на движение, совершенствовать вычислительные навыки;
-способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов;
-содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль и самооценку.
- укреплять и сохранять здоровье учащихся на уроке через физкультминутку, правильную посадку.
выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
выполнять письменное деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий;
уметь устно умножать и делить числа в пределах 100, используя разрядный состав чисел, взаимосвязь компонентов и результатов действий.
Этапы урока. Продолжительность. | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
I этап. Организационный момент. | 2 мин | Математика пришла, Занимай свои места. Чтоб от безделья не зевать, Полезно голову ломать. - Здравствуйте, ребята! Займите свои рабочие места. -Кто из вас знает, что это за наука математика? (ответы детей) Ребята, а что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно? (внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошие знания, сообразительность, память) Моя цель – помочь вам в достижении ваших целей. На партах у каждого из вас лежит листок самооценки, вы помните, как с ним работать. (если ребёнок уверен в знаниях по данному вопросу - ставит +; сомневается - ставит + -; не уверен - ставит минус). Учитель, собрав листы, видит – над каким вопросом надо поработать ещё раз и кому какую индивидуальную помощь надо оказать. Лист самооценки: № | Вид задания | Выполнение задания | | Названия геометрических фигур. | | | Задание на внимание. «Что изменилось» | | | Решение математических выражений. Числовой кроссворд. | | | Знание алгоритма умножения. | | | Решение выражений с применением алгоритма. | | | Самостоятельная работа. Математическое лото. | | | Решение задачи. | | | Оценка за урок | | Не забывайте определить для себя, как вы усвоили материал, выявить свои собственные затруднения, чтобы затем их устранить. Ну что, приступим к работе! | Методы: методы стимулирования и мотивации. | Ф | Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает детей на урок | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок | Познавательные осознание необходимых новых знаний Личностные готовность к обучению, положительное отношение к учению. Коммуникативные планируют учебное сотрудничество с учителями и сверстниками |
II этап. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности | 8 мин | Я уверена, что сегодня на уроке вы отлично справитесь со всеми заданиями. Самое необходимое из них – это внимание. Вот и начнём урок с его тренировки. 1.Игра “Внимание”. Учитель показывает геометрические фигуры в течение нескольких секунд, а потом компьютер убирает фигуры. Учащиеся называют фигуры. Проверьте (по щелчку мыши фигуры появляются вновь). ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! 1.Упражнение «Что изменилось?» Закройте глаза и скажите, что изменилось на экране. По щелчку происходят изменения: уменьшился радиус окружности исчез фиолетовый треугольник исчез зелёный треугольник, жёлтый переместился вниз вместо ромба появился квадрат исчез жёлтый треугольник. Какие геометрические фигуры остались? (Трапеция, квадрат, овал, окружность). ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! На какие группы их можно разделить? (Фигуры, у которых есть углы, и у которых их нет). Запомните эти группы, они нам пригодятся в дальнейшем. 2.Решение математических выражений. Числовой кроссворд. За каждой из этих геометрических фигур спрятано число. Что это за числа, нам поможет узнать числовой кроссворд. Прочитайте математические выражения. Найдите их значения. (Ответы дети записывают в тетради, учитель проверяет ответ в слайде, после решения кроссворда проверяем все ответы на большом экране) ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! Молодцы, вы правильно разгадали числовой кроссворд. Вспомните группы, на которые вы разделили наши фигуры и прочитайте числа, записанные на фигурах 1 группы, 2 группы. 3. Составление и решение математических выражений. Составьте математические выражения на умножение с числами первой группы. 24*16, 16*24 Какой закон применили? (Переместительный). Найдём значение первого выражения. Объясните приём вычисления. 24*16 (Раскладываем множитель на сумму разрядных слагаемых, умножаем круглый десяток, затем единицы. Складываем полученные произведения). Молодцы, всё правильно. Какой закон использовали? (Умножение суммы на число, распределительный). Чему равно значение второго выражения? 16*24=384 Какой закон применили? (Переместительный, от перестановки множителей произведение не изменяется). Составьте выражения на умножение из чисел второй группы. 62х47 47х62 | Методы: частично-поисковый. | Ф И Ф | Проводит устный счёт, предлагает провести самооценку. | Работают с информацией, представленной учителем. Работают с геометрическими фигурами (игра «Внимание», Что изменилось») Решают числовой кроссворд, оценивают свою работу. Составляют и решают математические выражения разными способами, повторяют переместительный и распределительный законы умножения, оценивают свою работу. | Личностные самоопределение Познавательные анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия Регулятивные соотнесение своей деятельности с результатом и оценивание Познавательные ориентироваться в своей системе знаний |
III этап. Постановка учебной задачи, темы урока. Физминутка | 5 мин | 1.Сообщение темы и целей урока. Можите ли вы решить эти примеры (Нет). Почему? (Трудные случаи вычислений). (Не решали такие примеры, не получается решить тем способом, который нам знаком. Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или двузначные с нулями на конце. ) Ребята, для решения этого примера нужно использовать письменный приём умножения, решение столбиком как при умножении на однозначное число. Какова тема нашего сегодняшнего урока? Письменное умножение на двузначное число Поставим перед собой цели на сегодняшний урок. (Высказывания учащихся). Итак, цель нашего урока: Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное число. ППоднимает руки класс – это «раз» Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам тихо сесть – это «шесть». | Методы: методы стимулирования интереса к учению, проблемно - поисковый, выход на тему урока | Ф | Предлагает определить цели урока, уточняет тему, создав проблемную ситуацию. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Определяют тему урока. Обосновывают выбранные формулировки цели урока. | Регулятивные Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, Совершенствуют умение определять и формулировать цель Познавательные ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. Коммуникативные умение донести свою позицию до других, владея приемами диалогической и монологической речи |
IV этап Построение проекта выхода из затруднения. Осознание и осмысление учебного материала | 5 мин. | - Возвращаемся к нашему примеру. Какой приём нужно использовать? (Письменный приём, решение столбиком как при умножении на однозначное число) Совершенно верно. Сегодня на уроке нам и предстоит поработать над этим приёмом 46х73 Попробуем решить этот пример на доске. Назовите первый множитель. (46) Как обозначаем знак «умножить»? (х) Назовите второй множитель. (73) Как его записать? (Единицы под единицами, десятки под десятками). Что сначала умножаем? (Первый множитель на число единиц 3). - Закончили умножение? (нет) – Почему? (нашли неполное произведение) -Потом? (Умножаем первый множитель на число десятков 4,40). -Куда запишем 2 неполный множитель? (ответы детей) -Принято записывать без 0, под десятками 1 неполного произведения!!! -Каковы ваши дальнейшие действия? (Складываем неполные произведения). - Давайте подведем первые итоги: как же умножать в столбик на двузначное число. Чтобы умножить многозначное число на двузначное, можно умножить это число сначала на единицы, а затем на десятки и полученные произведения сложить. -Запомните этот алгоритм, т.к. он нам пригодится в дальнейшем. (Учитель раздаёт памятки) | Методы: проблемное изложение | Ф | Обеспечивает первичное освоение материала: помогает найти выход из проблемной ситуации, побуждает учащихся к свободному обмену мнениями, даёт установку на запоминание алгоритма умножения, предлагает провести самооценку. | Принимают участие в исследовании, высказывают собственное мнение, проговаривают алгоритм умножения на двузначное число, читают вывод в учебнике, проводится самооценка. | Познавательные ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные составление плана по решению проблемы Познавательные УУД: уметь выполнять анализ, синтез, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи. Предметные результаты: выполнять письменное умножение с использованием алгоритма действий. |
V этап. Первичное закрепление. Отработка алгоритма умножения. Зарядка для глаз. | 8 мин | 1. Устная работа. Пользуясь данным алгоритмом, объясните решение ещё нескольких выражений. Откройте учебники. № 156 стр.44 (ребята выполняют задание устно по цепочке с комментированием) ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! Руки за спину, головы назад. Головы опустим – на парту глядим. И снова наверх – где там муха летит? Глазами повертим, поищем её. И вновь за работу – считаем опять. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. | И Ф | Создаёт условия для запоминания алгоритма, предлагает дифференцированную работу, предлагает оценить свою деятельность. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. . | Запоминают алгоритм умножения. Пользуясь данным алгоритмом, объясняют решение ещё нескольких выражений, дают оценку своей деятельности. | Личностные самоопределение в системе знаний и действовать в соответствии с этим Предметные результаты: выполнять умножение с использованием алгоритма действий. Познавательные УУД: уметь выполнять анализ, синтез, обобщение; выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме |
VI этап. Включение в систему новых знаний, повторение и самостоятельная работа. | 14 мин | 1. Коллективная письменная работа (с комментированием) А теперь применим алгоритм на практике. Задание на странице учебника № 157, стр. 44 Используйте таблицу-алгоритм. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! 2. Работа на карточках. самостоятельная работа в паре (заполни математическое лото). Раздаю задание каждому на карточке по вариантам. Дети выполняют в тетради. Не забудьте использовать таблицу-алгоритм. 91х34 594х37 218х94 1185х23 Проверка. Прочитайте первое выражение. Назовите его значение. Далее – аналогично. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! 3. Решение задачи. А теперь нам предстоит решить задачу в учебнике стр. 44, № 158 -Прочитайте задачу. -Назовите что известно (расстояние,время, средняя скорость 1 самолёта, направление движения) -Прочитайте вопрос. Что поможет решить задачу? (чертёж) СЛАЙД? (При ответах учащихся на экране выполняется чертёж и схема решения задачи, после каждого ответа – щелчок). С чего начинаем? (Чертим отрезок произвольной длины, это путь). В каком направлении двигались самолёты? (в противоположном) Как обозначим? (Стрелками). Что мы знаем про расстояние? (общее расстояние 270 км.) Обозначим на чертеже. Что знаем про среднюю скорость первого самолёта? 15 км/мин) Обозначаем. Что мы знаем про время? (общее время 10 мин.) Что нужно найти? (Среднюю скорость второго самолёта). Составим план решения задачи (дети проговаривают) Решите самостоятельно в тетради. (Дети записывают решение.) А теперь проверим с доски. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ! | Методы: - метод самостоятельной работы; -метод контроля и самоконтроля | Ф П Ф И | Обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию, проводит коллективную письменную работу, самостоятельную работу по карточкам, помогает сделать анализ задачи, предлагает провести самооценку. | Работают письменно в тетради и самостоятельно по карточкам Осуществляют: Самооценку, взаимопроверку. Решают задачу на движение, оценивая свою деятельность. | Личностные самоопределение в системе знаний Коммуникативные умение работать в паре Регулятивные осуществлять контроль, коррекцию, оценку. |
VII этап. Рефлексия деятельности. Итог урока. | 2 мин | Да, пришла пора подвести итоги. - Урок подходит к концу. Давайте вернемся к нашей цели, которую поставили в начале урока. Научиться умножать на двузначное число. Достигли ее? Да. Докажите. Мы решили пример, в котором возникло затруднение и потом упражнялись в решении похожих примеров. - Какое впечатление у вас осталось после урока математики? - Кто уже чувствует себя уверенно в решении новых примеров? - Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой? Слайд Какой приём умножения мы повторяли на уроке? (Алгоритм письменного умножения на двузначное число). Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке. Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Позже я посмотрю на листы самооценки и оценю их. А оценка всему классу: МОЛОДЦЫ! УРОК ОКОНЧЕН. | Методы: метод контроля и самоконтроля | Ф И | Даёт анализ и оценку успешности достижения цели и намеченных задач. Организовывает рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Регулятивные умение соотнести результат своей деятельности с целью Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. оценочные Коммуникативные владение приемами диалогической и монологической речи |
VIII этап. Домашнее задание | 1 мин | С. 44, № 158 (составить и решить обратную задачу) | | Ф, И | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Задают уточняющие вопросы | Регулятивные Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её осуществления |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
-Википедия.