Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивационно - целевой этап | Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. ( слайд 2) Ведь самый лучший день… - самый лучший отдых- это … - самая лучшая работа та, которую …. - самая большая потребность – это ….. - самая большая радость – это ….. - самая главная задача для нас ……. А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке. (слайд 3-4) Посмотрите внимательно на записи на слайде: x+8= 15; a-4+b; 5(x-3)=20; 4b; 5х +4 х = 18 7,5s-3k; 3х+14= 29 -2х; 6m -1. - Давайте распределим данные записи на 2 группы - Как можно назвать каждую из групп? - Интересна ли для нас 1 группа: выражения? - А вторая? Почему? Какую же тему урока вы запишите в тетрадях? Запишите тему урока. ( слайд 6) | Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. Используя слова на слайде дополняют мысль учителя - сегодня; - работа; - любишь; - общение; - творчество; - учеба В паре улыбаются друг другу. Настраиваются на работу. Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы: Читают записи и распределяют по группам определяют вид. В ходе диалога отвечают на вопросы учителя Определяют тему урока. «Решение уравнений» |
Актуализация опорных знаний | Прежде чем решим эти уравнения давайте вспомним. - Что называется уравнением? - Что значит решить уравнение? - Объясните, что такое корень уравнения? - Какие способы вы используете при решении уравнений? Решите предложенные вам уравнения – самостоятельно. (слайд 5) - У кого возникли затруднения при решении первого уравнения? - Назовите корень уравнения. - У кого возникли затруднения при решении второго уравнения? - Назовите корень уравнения. - У кого возникли затруднения при решении третьего уравнения? - Назовите корень уравнения. - Какой способ вы использовали при решении этих уравнений? - У кого возникли затруднения при решении четвертого уравнения? - Почему у вас возникло затруднение? - Чем отличается это уравнение от других? - Ребята а какую цель вы должны поставить перед собой на этот урок ? - А что вам необходимо для достижения этой цели? | Решают уравнения самостоятельно х+8 = 15, х = 7 5(х-3) = 20, х = 7 5х + 4х = 18, х = 2 Нахождение неизвестного компонента. 3х + 14= 29 – 2х Соотносят свои действия с используемым способом действия и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. ( переменная в обеих частях уравнения) Ставят цель урока. Научиться решать уравнения, содержащие неизвестное в обеих частях равенства. Необходимость составления алгоритма решения уравнений, содержащих неизвестное в обеих частях равенства |
Изучение нового материала | Итак, перед нами проблема: мы не можем решить уравнение. Давайте попробуем решить это уравнение выражая одни компоненты арифметических действий через другие. Пользуясь рекомендациями на слайде. -Выразите слагаемое 3х из левой части уравнения. - Обратите внимание, что произошло со слагаемым 14, и как изменился его знак? - Приведите подобные слагаемые в правой части уравнения. - Выразите слагаемое 15 из правой части уравнения. -Что произошло со слагаемым 2х, и как изменился его знак? - Приведите подобные слагаемые в левой части. - Выразите неизвестный множитель. - Попробуйте сформулировать правила которые мы использовали при решении уравнения вставляя пропущенные слова в предложения ( слайд 8) При решении…… можно ….. слагаемые из …. части …… в другую, изменяя при этом их …. на …… При решении ….. можно …. или …. Обе части на любое …., отличное от …… Работа с учебником стр. 90 Найдите и прочитайте правила решения уравнений. | Записывают уравнение в тетрадь. 3х + 14= 29 – 2х Выражают слагаемое 3х из левой части уравнения 3х = 29 – 2х -14 Фиксируют, что фактически перенесли 14 из левой части уравнения в правую. Что произошло со знаком этого слагаемого. Приводят подобные слагаемые в правой части уравнения 3х = 15 - 2х Выражают уменьшаемое 15 из правой части уравнения 3х +2х = 15 Фиксируют перенос и изменение знака 2х Приводят подобные слагаемые в левой части 5х = 15 Выражают неизвестный множитель х = 15:5; х = 3 Фиксируют что такой же результат получится при делении обеих частей уравнения на множитель при неизвестном который называется коэффициентом Формулируют правила переноса слагаемых, и деления частей уравнения на одно и тоже число. В процессе фронтальной работы с учебником, под руководством учителя выстраивают логическую цепочку действий. Фиксируют новое знание в речи и знаках. |
Реализация построенного проекта | Организует работу по закреплению ( слайд 9) Опишите ход решения уравнения: 7х – 9 = 5х – 17 7х – 5х = 9 – 17 2х = - 8 х = -8:2 х = - 4 А теперь давайте составим алгоритм решения уравнений, содержащих неизвестное в обеих частях уравнения. Работа в парах. Первая справившаяся пара представляет алгоритм классу, остальные добавляют. Алгоритм решения уравнений. -
Перенести слагаемые с неизвестным в левую часть уравнения, без неизвестного в правую меняя знак на противоположный; -
Привести подобные слагаемые; -
Делим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном Проверяют правильность составления алгоритма по образцу на слайде. Немного истории. Алгоритмы решения уравнений формировались на протяжении тысячелетий. При этом новые знания о свойствах чисел позволяли упрощать решения. Так, появление отрицательных чисел привело к созданию приема переноса слагаемых, впервые описанному в 9 веке среднеазиатским ученым Мухамедом –Аль Хорезми . Приём «аль – джебр» - восстановление оказался таким удобным для решения уравнений, что от этого слова произошло название науки алгебра об общих методах решения уравнений. Применение знаний в стандартной ситуации. Решите уравнения на слайде (слайд 10) 3) - 5х -7 =3х +13 -5х – 3х = 13 + 7 -8х = 20 х = 20: ( -8) х = - 2,5 Ответ: -2,5 5) 5,2х + 9 = 3,4х ( слайд 11) 5,2х – 3,4х = -9 1,8х = -9 х = -9:1,8 х = - 5 Ответ: -5 | Выполняют задания на доске и в тетрадях. Составляют алгоритм. Слушают историческую справку У доски один учащийся подробно комментирует решение уравнения. Учащиеся решают уравнение с проверкой по образцу. Называют место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. |
Самоконтроль и самооценка | Организует выполнение самостоятельной работы ( слайд 14) Самостоятельная работа -
Вариант. а) 11m – 4 = -22 + 5m б) 1 – 2х = 12х + 1; в)24х – 18= 27х - 24; -
Вариант. а)7х – 11 = 10х + 16 б) 7 – 4х = 14х + 7; в)19х – 13= 23х - 21; Организует выявление места и причины затруднений. Организует работу по повторению и применению полученных знаний ( слайд 16) Сколько корней имеет уравнение? 3,4х = 3,4 2х = 2х 2х = 3х 13х = 13х + 9 -7 х = 7 | Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляя взаимопроверку по эталону. Фиксируют ошибки «!», «?». Оценивают работу соседа по парте (по 1 баллу за каждое уравнение). 3 балла - оценка «5»; 2 балла - оценка «4»; 1 балла - оценка «3»; 0 баллов - надо еще поработать. Эталон для проверки: ( слайд 15) Вариант 1. Решение: а) 11m – 5m = -22 + 4 6m = -18 m = -18 : 6 m = - 3 Ответ: -3 б) 1 – 2х = 12х + 1; - 2х – 12х =1 - 1; - 14х = 0; х=0. Ответ: 0 в)24х – 18= 27х - 24; 24х – 27х =- 24 +18; - 3х =- 6; х = -6:(-3); х =2. Ответ: 2 Вариант 2 а)7х – 10х = 16 + 11 -3х = 27 х = 27 : (-3) х = -9 Ответ: -9 б ) 7 – 4х = 14х + 7; - 4х – 14х =7 – 7; - 18х =0; х = 0. Ответ: 0 в)19х – 13= 23х - 21; 19х – 23х = -21 +13; -4х =-8; х = 2 Ответ: 2. |
Рефлексия учебной деятельности | Подведем итоги сегодняшнего урока. - Какие цели ставили в начале урока? – Соответствовала ли наша работа целям урока? - Что вы ожидали от сегодняшнего урока? - Что вызвало трудности? - Были ли задания, которые ты делал с удовольствием? - Какие знания, полученные ранее, нужны были для изучения новой темы? - А как вы считаете, знания, полученные сегодня на уроке, будут вам необходимы на следующих уроках. - Оцените свою работу на уроке ( слайд 17) | Осмысливают свою деятельность на уроке. Отвечают на вопросы. Повторяют правила и алгоритм решения уравнений |
Домашнее задание | Домашнее задание: стр 90-92 выучить правила. № 5.122 (а,в), № 5.123(а,б,в) ( слайд 18) | Записывают домашнее задание, слушают комментарии учителя к нему. |