1 . Самоопределение деятельности. Цель: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 3)установить тематические рамки урока: единицы измерения длины. | -С какой новой счетной единицей мы познакомились на прошлом уроке? -Что вы можете сказать о сотне?
- Какие действия вы научились выполнять с круглыми сотнями? Вывесить изображение сотенки: – Я не просто так начала урок с сотни. Она поможет вам в изучении новой темы. А как надо действовать, чтобы научиться чему-то?
– А чему вы будете учиться на уроке, подскажут вам эти три весёлых лягушонка. Открыть на доске изображение трёх лягушат: – Они очень любят соревноваться по прыжкам в длину. А что такое длина? – Какие единицы измерения длины вам известны? – Единицам измерения длины и будет посвящён сегодняшний урок. | С сотней Это укрупнённая счётная единица, состоит из 10 десятков или 100 единиц. Складывать и вычитать их. Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал, скорее всего, не получится. Потом надо понять причину трудности, поставить цель и самому построить способ… Величина, свойство предмета, которое характеризует его протяжённость и т.д. Дециметр и сантиметр | Личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и 1 дм = 10 см фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: 1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен, приёмы измерения и построения отрезков; 2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; 4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; 5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.
| 1) Тренинг вычислительных навыков. – Начнём работу мы всё-таки с чисел, тем более что это вам поможет на уроке. Сосчитаем хором круглыми сотнями от 100 до 900. – Далее будем выбирать правильные ответы. 1)Назовите число, в котором 4 сотни. 2)Назовите число, в котором 30 десятков. 3) На сколько 900 больше, чем 300? 4) Уменьшите 600 на 500. 5) Увеличьте 100 на 800. 2) Измерение, построение и сравнение длин отрезков. а) – Что-то лягушата наши заскучали… Вы знаете, когда они были маленькими и учились прыгать, мама-лягушка измерила и отметила на листе отрезками длину их первых прыжков. Раздать листы с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см. – Измерьте длину отрезков и узнайте, на какую длину прыгнул каждый лягушонок. – Отрезки, какой длины у вас получились? – Запишите их длину в тетрадь. Учитель пишет на доске: 15 см 10 см. – Как вы измеряли длину отрезков? Вывесить на доску алгоритм измерения отрезков:
– Какую ещё общепринятую единицу измерения длины вы знаете? – Что вы о ней знаете? (ЭОР №3) Вывесить на доску карточку: – Который из лягушат прыгнул на эту длину? б) – А вот длину прыжка третьего лягушонка мама не отметила на листе. Запишите в тетрадь длину его прыжка – 1 дм 2 см. Учитель дописывает «столбик» на доске, дети – в тетрадях: 15 см 10 см 1 дм 2 см. – Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см. Вывесить на доску алгоритм построения отрезка заданной длины:

– Выясним, кто из лягушат прыгнул дальше. Что для этого надо сделать? – При каком условии возможно сравнение величин? – В какие единицы измерения предлагаете перевести длины отрезков? – Выполним это задание. Один учащийся у доски, остальные – в тетрадях: 15 см 10 см 1 дм 2 см = 12 см. – Который из лягушат прыгнул дальше всех? – Ну что ж, это всё, что я выбрала для повторения. Что вы повторили? –Что будете делать дальше? – Зачем? 3) Задание для пробного действия. (Работа в парах). – Верно. Перед выполнением задания для пробного действия послушайте продолжение истории. Однажды мама-лягушка собралась связать лягушатам тёплые шарфы. Но сначала решила она померить длину ниток в своём клубке. Что ей для этого нужно сделать? – Я вам приготовила для всех одинаковые модели клубочка мамы-лягушки и мерку, которая у неё была. Учитель раздаёт модели клубочков из бумаги и модели 1 дециметра. – Чему равна длина мерки? – Слушайте задание для пробного действия: измерьте длину полоски меркой в 1 дм. Дети измеряют длину полоски, постепенно разворачивая её. Учитель ограничивает время. – Какова же длина полоски в дециметрах? Выписать все варианты ответов детей на доску. – Что же получилось? – Чего же вы не смогли сделать? – Вы поняли, что у вас есть трудность. Что делать? | Считают хором 100, 200, 300… Ответы обучающихся: 400 300 на 600 100 900. Ответ:15 см и 10 см. Приложили линейку делением с отметкой 0 к краю отрезка и посмотрели, сколько мерок-сантиметров уложилось в отрезок. Дециметр. В 1 дециметре 10 сантиметров.
Второй.
Один с места комментирует: прикладываю линейку к листу, от деления 0 провожу отрезок, равный 1 дм или 10 см и ещё 2 см. Ограничиваю отрезок с двух сторон. Надо сравнить длины отрезков. Когда они выражены в одинаковых единицах измерения. Или всё в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры. Первый лягушонок. Счёт сотнями, построение и измерение отрезков, единицы измерения длины. Выполнять задание для пробного действия. Чтобы выяснить, чего мы не знаем. Выбрать мерку и измерить, можно с помощью линейки. 1 дециметру. 15 дм, 12 дм, не можем точно сказать, … Модели у всех одинаковые, а при измерении длина полоски получилась почему-то разная, кто-то запутался при измерении, … Мы не смогли точно измерить длину полоски меркой в 1 дециметр. Подумать, почему она возникла. | Познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний: уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; умение структурировать знания, регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка. . |
3. Постановка учебной задачи. Цель: 1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий; 2) организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: неудобство использования известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков. | – Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? – Чем отличаются эти задания? – Что же в задании было для вас новым? – Расскажите, как вы измеряли отрезок, и когда почувствовали неудобство? – Какой единицей измерения длины вы пользовались? – То есть, единица измерения длины вам известна. Почему же длина отрезка, изображающего клубок, в дециметрах получилась разная? – Как же быть? – В чём же причина вашего затруднения? | В обоих заданиях надо было измерить отрезки. В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а этот – длинный. Надо было измерить длинный отрезок. Мы прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке… Дециметром. Отрезок очень длинный, а модель дециметра короткая, поэтому мерить неудобно, долго, получается неточно… Надо увеличить мерку, выбрать бóльшую единицу измерения длины. Нам неизвестна бóльшая единица измерения длины. | Регулятивные УУД: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения; 2) согласовать тему урока; 3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания. | – Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины? – Это – тема нашего урока: «Метр». Открыть тему на доске. – Поставьте перед собой цель. – Выберем средства для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – метре. Как вы считаете, какая известная вам единица измерения длины вам может понадобится? Почему? – А знание, о какой единице счёта вам может помочь? | М етр. (ЭОР №1,3)
Узнать о новой единице измерения длины – метре, научиться измерять метром длины бóльших отрезков и т.д Дециметр, так как ... Знания о сотне. | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; коммуникативные УУД: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им. |
5. Первичное закрепление Цель: 1) организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между соотношением единиц длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением метра; 2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов; 3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | – Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать новую укрупнённую единицу измерения длины? – Почему? Учитель вывешивает на доску карточку:  – А сколько в одном дециметре сантиметров? (ЭОР № 2) – Значит, сколько сантиметров в одном метре? Открыть всю карточку: 1 м = 1 дм = 100 см – Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины. Вывесить карточку с соотношением единиц счёта на доску над карточкой с соотношением единиц измерения длины: – Что же вы узнали о метре? – Для чего нужен метр? – Что вы можете сказать о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины? – Что ж, у нас в руках только модели дециметров. Как же с их помощью точнее измерить полоску бумаги, изображающую клубок? – Так и сделайте. Учитель прикрепляет магнитами одну из длинных полосок на доску за концы, дети по двое выходят к доске и прикрепляют магнитами модели дециметра «встык». – Какова же длина полоски? – Выразите длину полоски в метрах и дециметрах. – Молодцы! Вот и нет больше затруднения. | Из 10 дециметров. 10 единиц меньшего разряда при счёте и измерении обычно образуют единицу следующего разряда. 1 дм = 10 см. В одном метре 100 сантиметров. Соотношение единиц счёта. Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100 сантиметров. Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний, ... Соотношения между единицами длины такие же, как и между единицами счёта. Надо посчитать, сколько дециметров вместится в длинную полоску. 15 дм. …, 1 м 5 дм. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины с проговариванием во внешней речи.

| – Чтобы ваши знания о метре стали более прочными, что надо сделать? – Выполним несколько заданий. Сотенка поможет вам. – Выразите в дециметрах и сантиметрах 2 метра. (1 м = 10 дм = 100 см, значит, 2 м = 20 дм = 200 см.) – Выразите в десятках и единицах 2 сотни. (2 с = 20 д = 200.) Учитель прикрепляет на доске 2 больших треугольника – общее обозначение 2 сотен и 2 метров. – Выразите в единицах 4 сотни. (4 с = 400.) – Выразите в сантиметрах 4 метра. (4 м = 400 см.) На доске вывешиваются 4 больших треугольника. Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить это задание? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Молодцы! Как же Сотенка помогла вам? № 4, 5 стр. 36 (учебник) – Эти же знания вам помогут в выполнении следующего задания. Задание: Вырази в дециметрах: 6 м 800 см 70 дм 200 см Вырази в метрах: 9 м 400 см 50 дм 300 см – Откройте в учебнике № 4 на стр. 36. Прочитайте задание. – Выполним задания на первой строке. (1 м = 10 дм, значит 6 м = 60 дм; 100 см = 10 дм, значит 800 см = 80 дм.) Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Ты с заданием справился? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Первая строка № 5 на стр. 36 выполняется аналогично.
№ 6 (а, б первый столбик), стр. 37.
– Какое задание предстоит выполнить? – Как будете сравнивать круглые сотни? – Сравните числа в первой клетке. – При каких условиях можно сравнивать величины? – Что делать, если величины выражены в разных единицах измерения? – Сравните величины в первом столбике – Ну что ж, я думаю, пора вам проверить свои силы в преобразовании и сравнении величин.
Как это сделать? | Надо потренироваться. По одному у доски с объяснением, остальные – в тетради. Ответы обучающихся Знания соотношений единиц счёта нам помогают помнить соотношение единиц длины. Решение: 6 м = 60 дм 800 см = 80 дм 70 дм = 7 м 200 см = 2 м 9 м = 90 дм 400 см = 40 дм 50 дм = 5 м 300 см = 3 м Один у доски с объяснением, остальные – в тетради. Сравнить числа и единицы длины Как однозначные числа. По одному с места с комментированием. Если они выражены в одинаковых единицах измерения. Перевести в одинаковые, пользуясь соотношением единиц измерения. По 1 с места с объяснением. Первые две величины можно сравнить, не переводя в другие единицы длины, т.к. числа одинаковы, но слева метры, а справа сантиметры, метр больше сантиметра, значит, 3 м 3 см. 4 дм и 40 см. Здесь можно дециметры перевести в сантиметры: 4 дм = 40 см, можно сантиметры перевести в дециметры: 40 см = 4 дм. Ставим знак «=». Выполнить самостоятельную работу. | Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового знания; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. | – Выполните № 6 (а, б второй столбик) на стр. 37. (На выполнение задания даётся ≈ 1 минута.) – Проверьте себя по эталону. Открыть на доске эталон для самопроверки: 1 с = 10 д = 100 40 9 1 м = 10 дм = 100 см 500 см = 50 дм 9 м = 900 см. – Какие возникли затруднения? – Повторите его. – У кого не было ошибок, поставьте себе «+».
| Запутались в соотношении единиц длины. 1 м = 10 дм = 100 см. | Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: повторить решение составных задач на нахождение целого и на разностное сравнение. | – Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре? – Решим задачу. № 2 (а), стр. 36. 
– Прочитайте задачу. – Проанализируйте и решите устно. – Запишите самостоятельно решение задачи. Для сильных учеников Тест «Метр» (Приложение №1) | Ответы обучающихся …, при решении задач. В задаче известно количество метров ткани, которое отрезали от куска и количество ткани, которое осталось. Нужно узнать, сколько ткани было в куске сначала. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо количество метров ткани, которое осталось сложить с количеством ткани, которое отрезали, т.к. ищем целое: 16 + 5 = 21 м.) | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины; 2) создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности; 3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 4) организовать самооценку учении-ками собственной учебной деятельности на уроке. | – Какая цель стояла перед вами на уроке? – Достигли ли вы цели? Что вы узнали? – Чем помогла вам Сотенка на уроке? – У кого остались вопросы, неясность? – У кого всё получилось? – Что понравилось, запомнилось на уроке? – Оцените свою работу. Домашнее задание: № 2 (в), 3, стр. 36; № 6 (3 столбик), № 8 (1) столбик), стр. 37; ☺ № 1, стр. 36; № 10, стр. 37.
| Узнать новую единицу измерения длины. Мы достигли цели, т.к. познакомились с метром и узнали, что в одном метре 10 дециметров и 100 сантиметров. Она помогла нам узнать, что соотношения единиц счёта такие же, как соотношения единиц длины. | Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |