учитель биологии, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Миленинская основная общеобразовательная школа»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: Многообразие и значение грибов.
Ресурсы: УМК: Биология 5 класс, В.В. Пасечник; презентация учителя; раздаточный материал (муляжи шляпочных грибов, дрожжи, заплесневелый кусок хлеба), пластилин, видео материал в ноутбуках.
Этап урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Планируемые результаты |
1.Орг.момент урока. | Активация учащихся | - Добрый день, ребята. Я рада видеть вас на своем уроке. Вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь | Приветствует, проверяет наличие учащихся в классе, готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм | Ученики встали (приветствуют учителя), настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя | |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Обеспечить мотивацию, Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность | А сейчас, предлагаю вам отгадать загадки: 1.С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает - повезло! (это гриб). 2.Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. (гриб) 3. Под кустами, Под листами Мы попрятались в траву, Нас в лесу ищите сами Мы не крикнем вам: «Ау!» (гриб) Презентация о многообразии грибов, выполненная опережающей формой обучения - Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. | Организовывает погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва сообщает тему урока, Тема урока: Многообразие и значение грибов. | Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться. Запись учащимися числа, темы урока. Вспоминают признаки царств растений и животных. Называют признаки царства Растения: • Неограниченный рост • Питание путём всасывания воды и минеральных солей • Наличие хлоропластов • Фотосинтез. (Автотрофы). Признаки царства Животные: • Активное движение Ограниченный рост • Отсутствие хлоропластов Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы). Называют группу, которая соединяет в себе признаки растений и животных: грибы. | Личностные :имеют мотивацию к учебной деятельности, желание осознать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других. | Различать понятия, определять место представителей царств растения и животные |
3. Актуали-зация знаний | Выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем; Подготовка к восприятию нового | Творческая задача. «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При помощи пенициллина было спасено много раненых и больных с воспалением легких.. | Организует учебное исследование для выделения понятия. пенициллина. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? | Работа в парах. Решают творческие задачи, высказывают предположения | Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала | Различать понятия, определять место представителей царств растения, животные и грибы |
4.Первичное усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний. Умение находить ответ на проблемный вопрос. | Объяснение нового материала, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Провожу параллель с ранее изученной темой. Организую работу по изучению проблемной ситуации. - Наука изучающая строение, разнообразие и жизнедеятельность грибов, называется микология (от греч. «микос» - гриб, «логос» - учение). В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов. Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных. Грибы сочетают в себе признаки растений и животных. Основное отличие их от растений, что они неспособны к фотосинтезу, то есть они неспособны синтезировать органические вещества из неорганических. Грибы – гетеротрофы, так как питаются готовыми органическими веществами. По характеру питания грибы относят к сапрофитам или паразитам. Грибы-сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, то есть тем самым разрушают останки живых существ. Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название? В шляпке два слоя: верхний - покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые). Грибы размножаются спорами, которые созревают в трубочках или на пластинках шляпки. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер, так же их разносят насекомые, слизни, белки, зайцы Грибница( мицелий) – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки. | Постановка проблемы. Внимательно прочитайте текст в учебнике и с помощью пластилина смоделируйте шляпочный гриб. Какие признаки растений характерны для грибов? Какие признаки животных характерны для грибов? | Просмотр и обсуждение презентации Моделирование Отвечают на вопрос учителя: Для грибов характерны следующие признаки растений: • Неподвижность • Неограниченный рост • Питание путём всасывания воды и минеральных солей. Для грибов характерны следующие признаки животных: • Отсутствие хлоропластов. • Питаются готовыми органическими веществами.(Гетеротрофы) Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные : умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать | Характеризовать питание грибов; различать понятия: сапротроф, паразит, хищник, симбионт, грибокорень; пояснять их примерами |
5.Физкультминутка) | Предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности | Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех'? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.) | | Выполняют упражнения. | | |
6. Первичная проверка понимания | Выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Лабораторная работа "Строение плодовых тел грибов”, используя пластиковые макеты, пластилин, моделируют плодовое тело гриба, образцы, учебник. | Направляет и корректирует работу учащихся | Выполняют лабораторную работу "Строение плодовых тел грибов”, используя пластиковые макеты, образцы, пластилин. Делают рисунок Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела. | Познавательные: постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта, самостоятельный поиск информации, смысловое чтение, знаково-символические действия (моделирование) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. | Знать понятия: грибница, гифы, плодовое тело, грибокорень; описывать внешнее строение тела гриба и называть его части |
6.Первичное закрепление изученного материала. | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | 1 группа – исследователи: выполняют работу по инструктивной карте по изучению плесневых грибов и дрожжей 2 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека 3 группа – практики: распределяют грибы на съедобные и ядовитые, находят признаки грибов двойников | Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения | Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в группе (общение). Познавательные : умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Знать строение плесневых грибов, чем отличается пеницилл от мукора, какой ущерб наносят плесневые грибы хозяйственной деятельности человека. Знать практическое применение дрожжей. Знать роль грибов в природе и жизни человека. Знать как правильно собирать грибы, всегда ли съедобные грибы действительно съедобны, о мерах первой помощи при отравлении грибами |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. | Оценка работы учащихся во время урока, комментарий поставленным оценкам | Дает комментарий к домашнему заданию (24 параграфа; задание 9 стр.67 выполнить в рабочей тетради; дополнительно подготовить сообщения о грибах –паразитах | Записывают домашнее задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы. | | |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Я знал- Я узнал - Я хочу узнать- Мне было интересно- Мне понравилось | По результатам урока заполни табличку, и оцени свою работу на уроке | Учащиеся заполняют таблицу | Личностные: самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные:умение выражать свои мысли Познавательные : рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Сопоставление известных точек зрения, концепций и версий с собственным полученным результатом Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы |