СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов"»

Курлова Валентина Ильинична

учитель биологии, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Миленинская основная общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 5

Тип урока: усвоение новых знаний.

Тема: Многообразие и значение грибов.

Цели:

Воспитательные:
• воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;

Ресурсы: УМК: Биология 5 класс, В.В. Пасечник; презентация учителя; раздаточный материал (муляжи шляпочных грибов, дрожжи, заплесневелый кусок хлеба), пластилин, видео материал в ноутбуках.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Планируемые результаты

1.Орг.момент урока.

Активация учащихся

- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас на своем уроке. Вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Приветствует, проверяет наличие учащихся в классе, готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм

Ученики встали (приветствуют учителя), настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные:

 умение организовать выполнение заданий учителя


2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Обеспечить мотивацию, Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

А сейчас, предлагаю вам отгадать загадки:

1.С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (это гриб).

2.Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (гриб)

3. Под кустами, 
Под листами 
Мы попрятались в траву, 
Нас в лесу ищите сами 
Мы не крикнем вам: «Ау!» (гриб)



Презентация о многообразии грибов, выполненная опережающей формой обучения

- Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.

Организовывает погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва

сообщает тему урока,

Тема урока:  Многообразие и значение грибов.

Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Запись учащимися числа, темы урока.

Вспоминают признаки царств растений и животных.

Называют признаки царства Растения:

• Неограниченный рост

• Питание путём всасывания воды и минеральных солей

• Наличие хлоропластов

• Фотосинтез. (Автотрофы).

Признаки царства Животные:

• Активное движение

Ограниченный рост

• Отсутствие хлоропластов

Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).

Называют группу, которая соединяет в себе признаки растений и животных: грибы.

Личностные

:имеют мотивацию к учебной деятельности, желание осознать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других.

Различать понятия, определять место представителей царств

растения и животные


3. Актуали-зация знаний


Выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем; Подготовка к восприятию нового


Творческая задача.

«Исторический факт!»

В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин.

При помощи пенициллина было спасено много раненых и больных с воспалением легких..

Организует учебное исследование для выделения понятия.

пенициллина. Какое отношение это лекарство имеет к грибам?


Работа в парах.

Решают творческие задачи, высказывают предположения


Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала

Различать понятия, определять место представителей царств

растения, животные и грибы


4.Первичное усвоение новых знаний


Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний. Умение находить ответ на проблемный вопрос.

Объяснение нового материала, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Провожу параллель с ранее изученной темой. Организую работу по изучению проблемной ситуации.

- Наука изучающая строение, разнообразие и жизнедеятельность грибов, называется микология (от греч. «микос» - гриб, «логос» - учение).

В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов. Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных. Грибы сочетают в себе признаки растений и животных. Основное отличие их от растений, что они неспособны к фотосинтезу, то есть они неспособны синтезировать органические вещества из неорганических. Грибы – гетеротрофы, так как питаются готовыми органическими веществами. По характеру питания грибы относят к сапрофитам или паразитам. Грибы-сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, то есть тем самым разрушают останки живых существ. Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет.

Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?

В шляпке два слоя: верхний - покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).

Грибы размножаются спорами, которые созревают в трубочках или на пластинках шляпки. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер, так же их разносят насекомые, слизни, белки, зайцы

Грибница( мицелий) – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки.


Постановка проблемы.

Внимательно прочитайте текст в учебнике и с помощью пластилина смоделируйте шляпочный гриб.


Какие признаки растений характерны для грибов?









Какие признаки животных характерны для грибов?


Просмотр и обсуждение презентации


Моделирование



Отвечают на вопрос учителя:

Для грибов характерны следующие признаки растений:

Неподвижность

Неограниченный рост

Питание путём всасывания воды и минеральных солей.


Для грибов характерны следующие признаки животных:

Отсутствие хлоропластов.

Питаются готовыми органическими веществами.(Гетеротрофы)


Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных











Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные :

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные : умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать


Характеризовать питание грибов; различать понятия: сапротроф, паразит, хищник, симбионт, грибокорень; пояснять их примерами


5.Физкультминутка)


Предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)



Выполняют упражнения.




6. Первичная проверка понимания


Выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала






Лабораторная работа "Строение плодовых тел грибов”, используя пластиковые макеты, пластилин, моделируют плодовое тело гриба, образцы, учебник.

Направляет и корректирует работу учащихся

Выполняют лабораторную работу "Строение плодовых тел грибов”, используя пластиковые макеты, образцы, пластилин.

Делают рисунок

Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела.

Познавательные: постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта, самостоятельный поиск информации, смысловое чтение, знаково-символические действия (моделирование)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Знать понятия: грибница, гифы, плодовое тело, грибокорень; описывать внешнее строение тела гриба и называть его части

6.Первичное закрепление изученного материала.


Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала






1 группа – исследователи: выполняют работу по инструктивной карте по изучению плесневых грибов и дрожжей

2 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека

3 группа – практики: распределяют грибы на съедобные и ядовитые, находят признаки грибов двойников

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения


Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.


Личностные:

 умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные :

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в группе (общение).

Познавательные : умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Знать строение плесневых грибов, чем отличается пеницилл от мукора, какой ущерб наносят плесневые грибы хозяйственной деятельности человека.

Знать практическое применение дрожжей.

Знать роль грибов в природе и жизни человека.

Знать как правильно собирать грибы, всегда ли съедобные грибы действительно съедобны, о мерах первой помощи при отравлении грибами

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

Оценка работы учащихся во время урока, комментарий поставленным оценкам


Дает комментарий к домашнему заданию (24 параграфа; задание 9 стр.67 выполнить в рабочей тетради; дополнительно подготовить сообщения о грибах –паразитах

Записывают домашнее задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы.



8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Я знал-

Я узнал -

Я хочу узнать-

Мне было интересно-

Мне понравилось

По результатам урока заполни табличку, и оцени свою работу на уроке


Учащиеся заполняют таблицу





Личностные:

самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:умение выражать свои мысли

Познавательные : рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Сопоставление известных точек зрения, концепций и версий с собственным полученным результатом

Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы