урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
На уроках музыки мы формируем музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Этап самоопределения к учебной деятельности | Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Позитивный настрой. | Приветствие. Проверка подготовки рабочего места. | Выполнять единые правила для обучающихся. |
Актуализация пробного учебного действия | Повторение. Устный опрос по теме прошлого урока «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» 1) вспомните произведения, с которыми познакомились на прошлом уроке; 2) кто их авторы? | Ответы обучающихся. «Осень» А. Пушкин – село, каждая строка музыкальна П. Чайковский, Г. Свиридов | Владеть музыкальными терминами в пределах изученного раздела. |
Выявление места и причины затруднения Создание проблемы – зачитывание фрагмента | Длинными зимними вечерами, няня рассказывала Пушкину сказки, которые для него были настоящим кладом. Они всегда начинались одинаково «В некотором царстве…жили-были» А как называется эта сказка А.С. Пушкина? - Три девицы под окном пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица», - говорит одна девица, - То на весь крещеный мир приготовила б я пир». 3) Полностью название… муз – небольшая викторина: Знаешь ли ты названия сказок Пушкина? | Слушание отрывка песни. Ответы обучающихся: «Сказка о царе Салтане»; А.С. Пушкин. | Рассуждать о выразительных средствах литературы. |
Реализация построенного проекта | 1. встреча с композитором Н.А. Римским-Корсаковым; 2. термины «муз. живопись», «опера», «тембр», «регистр», «мелодия». 3. Чудо стихов Пушкина композитор передал в музыке. В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; Туча по небу идет, бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там не по дням, а по часам. 4. Послушай вступление ко 2 действию оперы | 1) найти портрет композитора; 2) повторение терминов в тетради; 3) работа с учебником; Сказка, опера «Сказка о царе Салтане» 4) Слушание. Сигнал какого инструмента? Стр.50-51 | Определять специфику творчества композитора. |
Первичное закрепление | Идёт направо-песнь заводит, налево-сказку говорит. Там чудеса… В каждой сказке есть чудо. какие три чуда описывает поэт в сказке? слушание фрагментов «Три чуда»; определение характера музыки; средства музыкальной выразительности. | белка, 33 богатыря, Царевна-Леб; слушание произведения с литературными комментариями; подобрать эпитеты к музыке; определение средств музыкальной выразительности (темп, лад, ритм, динамика). | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. |
физминутка | Роза-берёза, мак-василёк… | | |
Вокально-хоровая работа | Разучивание песни «Родина» И.М. Курдаковой на стихи А. Павлова (магнитогорские авторы) 1) показ учителем; 2) разучивание текста, мелодии (1 куплет и припев – использование разд. материала). | 1) слушание песни в исполнении учителя; 2) определение содержания, характера; 3) разучить 1 куплет и припев. | Исполнять песню современного магнитогорского композитора и поэта. |
Включение в систему знаний и повторения | Организация работы закрепления знаний: какого композитора называют музыкальным композитором-сказочником? образы каких персонажей «Сказки о царе Салтане» показаны в произведении Н.А. Римского-Корсакова | Ответы обучающихся по материалу урока. что такое опера? | Владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | что нового вы узнали на уроке? что вам запомнилось и понравилось? Строки каких сказок А.С. Пушкина смешались в четверостишии? Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель», Говорит старику старуха: «Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?» 4) Какая оценка? | Ответы обучающихся. - кто из ребят заслужил положительную оценку за урок? почему? | Высказывать суждение об основной идеи муз. произведения, средствах и формах ее воплощения; определять уровень своей обученности. |
Задание для самоподготовки | повторить термины «опера», «регистр», «мелодия»; выучить 1 куплет и припев песни «Родина»; выполнить рисунок одного из чудес сказки А.С. Пушкина | Работа с дневником. | Понимать основную суть домашнего задания. |
Оценки за урок | Выставление оценок за урок. | Работа с дневником в сотрудничестве с учителем. | |